Роль и задачи потребительской кооперации в торговом обслуживании населения Республики Беларусь
Потребительской кооперации принадлежит важная роль в реализации программы возрождения белорусского села, и в первую очередь в системе жизнеобеспечения сельских жителей страны.
Торговое обслуживание населения обеспечивают 9,4 тыс. магазинов потребкооперации, что составляет 18,3 % от общего количества в республике, из них 6,3 тыс. расположены в сельской местности. Доля розничного товарооборота снижается и в 2014 г. составила 9,1 %
С организацией торгового обслуживания сельского населения непосредственно связана заготовительная деятельность потребительской кооперации, которая служит не только дополнительным источником товарных и сырьевых ресурсов, но и выполняет такую важную социальную функцию, как увеличение покупательных фондов сельского населения. Современный этап развития потребительской кооперации характеризуется усилением влияния конкурентной среды на все виды хозяйственной деятельности, и особенно на торговлю. В результате постоянно снижается ее удельный вес в розничном товарообороте республики.
Кроме интенсивного развития конкурентной среды на сокращение доли потребительской кооперации оказали влияние и другие объективные факторы:
- снижение численности обслуживаемого населения;
-специфика потребительского спроса, обусловленная составом и социальной структурой сельского населения;
- более низкий, чем в городах, уровень платежеспособности сельских жителей;
- необходимость первоочередного обеспечения их социально значимыми товарами по фиксированным ценам.
Также обслуживание сельского населения связано с более высокими издержками, а валовые доходы от продажи товаров, прежде всего в мелких населенных пунктах, не покрывают издержки обращения.
Таким образом, сложившаяся в зоне деятельности потребительской кооперации социально-экономическая ситуация, характер происходящих в экономике преобразований потребовали существенных мер по реформированию и совершенствованию деятельности кооперативных организаций.
Потребительская кооперация, являясь многоотраслевой системой, представляет собой достаточно сложную структуру с точки зрения построения и управления.
Совершенствование кооперативной торговли осуществлялось в рамках реформирования всей системы потребительской кооперации. Главной целью реформирования потребительской кооперации является развитие инициативы и предприимчивости, повышение заинтересованности коллективов кооперативных предприятий и организаций в расширении торговой, заготовительной и производственной деятельности в плане осуществления государственной политики в области торгового обслуживания населения.
Завершена работа, связанная с определением организационно-правовых форм юридических лиц потребительской кооперации, и приняты меры по упорядочению системы управления. Все потребительские общества прошли государственную перерегистрацию в качестве субъектов хозяйствования, уточнили осуществляемые ими виды экономической деятельности.
Основными хозяйственными звеньями организационной структуры кооперативной торговли являются:
• Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз), который осуществляет организационное и методологическое руководство торговлей, разрабатывает мероприятия по улучшению торгового обслуживания сельского населения и повышению уровня организации и культуры торговли;
• областные союзы потребительских обществ (облпотребсоюзы), осуществляющие руководство торговлей в областях;
• потребительские общества, осуществляющие розничную торговлю через магазины, мелкорозничную сеть, лавки на дому, автомагазины.
Основным звеном розничной торговли выступают районные потребительские общества (райпо). В современных условиях возникла необходимость осуществить выбор организационно-правовых форм для предприятий, созданных в райпо: оптовых баз, коопунивермагов, объединений общественного питания, отдельных магазинов и других хозяйственных единиц.
Поскольку собственность кооперации является неделимой, единственной формой сохранения имущества потребительских обществ и союзов стало преобразование действующих предприятий в унитарные. Многие предприятия получили статус обособленного структурного подразделения - филиала.
В организационном плане потребительские общества используют (в зависимости от специфики местных экономических, территориальных, демографических и иных условий) следующие структурные модели:
Оптовую торговлю товарами народного потребления осуществляют следующие оптовые торговые предприятия:
• обособленные оптовые предприятия (филиалы) райпо;
• унитарные оптовые предприятия райпо;
• унитарные межрайонные оптовые предприятия, в том числе республиканского подчинения.
Происходящие в экономике республики процессы, сокращение производства товаров, снижение покупательной способности населения существенно затронули интересы оптовой торговли потребительской кооперации.
В современных условиях без эффективно действующего опта невозможно обеспечить наличие в розничной торговой сети требуемого ассортимента товаров, и прежде всего непродовольственных.