Разбивка крупных партий товаров на мелкие. Этим оптовики обеспечивают клиентам экономию средств
Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей.
Транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров, поскольку они находятся ближе к клиентам, чем производители.
Финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им кредит, а заодно финансируют и поставщиков, выдавая заказы заблаговременно и вовремя оплачивая счета.
Принятие риска. Принимая право собственности на товар и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и устареванием, оптовики берут на себя часть риска.
Предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т.п.
Услуги по управлению и консультационные услуги. Оптовик нередко помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, обучая их продавцов, принимая участие в разработке схемы магазина и устройстве экспозиций, а также в организации систем бухгалтерского учета и управления запасами.
Оптовик располагает квалифицированным торговым персоналом, может сформировать необходимый товарный ассортимент, организовать хранение товара, обеспечить его оперативную доставку, вовремя оплатить счета, организовать сбор информации о конкуренте, динамике цен. Предприятия оптовой торговли в основном размещены в сельской местности, это позволяет снизить расходы.
Выбор формы оптовой торговли зависит от конкретного товара, его положения на рынке (пользуется спросом; спрос не велик, степень насыщенности рынка), от конкретной сделки оптовой компании с продавцом товара.
Существуют две основные формы оптовой торговли: транзитная и складская. При первой форме товары доставляются от производителя в розничную сеть или другой оптовой компании (более мелкой или находящейся в другом городе), минуя склад оптовика-посредника. Это форма имеет то преимущество, что ускоряется оборот, снижаются логистические издержки, повышается сохранность товара. Транзитная поставка применяется, если не требуется промежуточная подготовка товара по качеству, расфасовке, переборке и т.д. В этом случае оптовик-посредник не имеет возможность формировать ассортимент, кроме того, что отгрузил производитель.
При складской форме партия товара от производителя поступает на склад оптовой компании, а затем распределяется по разным сбытовым каналам до розничной торговли. Не смотря на возросшие логистические издержки, в этом случае лучше удовлетворяются потребности торговли в предпродажной подготовке. Улучшается также ритмичность снабжения магазинов, в том числе малыми партиями, что является удобным для них. Открывается возможность формирования требуемого для каждого магазина товарного ассортимента.
Различают три основных категории оптовой деятельности: оптовая деятельность производителей, коммерческая (торговая) оптовая деятельность, деятельность агентов и брокеров.
При оптовой деятельности производителей, они сами выполняют все оптовые функции: «Дженерал Моторс», IBM, Фрито-Лей, «Проктер энд Гэмбл» и «Континентал Бэйкинг». Оптовая деятельность производителей наиболее вероятна, когда отсутствуют посредники, число потребителей невелико, покупка продукции – важное событие для потребителей, заказы очень велики, потребители географически сконцентрированы.
Коммерческие оптовые организации (КОМ) покупают, получают право собственности для последующей перепродажи. КОМ могут предоставлять полную совокупность услуг или ограниченное обслуживание.
Агенты и брокеры выполняют различные оптовые функции, однако не берут право собственности на товары. Агенты и брокеры работают за комиссионные вознаграждения или платежи за их услуги [16; с.203-204]. Организация торговли с их использованием имеет следующие преимущества: позволяет производителю или поставщику увеличить сбыт; определены заранее издержки сбыта (комиссионные устанавливаются в процентах от сбыта); торговля ведется профессионалами.
Финансирование развития оптовой торговли должно осуществляться в основном за счет негосударственных источников. Органы исполнительной власти и местного самоуправления должны содействовать привлечению инвестиций, а также свободных средств населения. Основные источники доходов: плата за пользование помещениями, предоставленные участникам оптовой торговли, плата вносимая участникам и оптовой торговли за услуги, предоставляемые оптовым рынкам. Оптовая торговля является не только способом сбыта продукции, но и важной формой организации рынка. Она формирует ценообразование, и в нем является базовой.
Оборот оптовой торговли за январь – март 2009 года составил 174,4 млрд.грн., а в 2008 – 1000,1 млрд.грн.
Без оптовиков организациям-потребителям пришлось бы иметь дело с рядом производителей и координировать поставки, развивать контакты с поставщиками, выполнять больше функций по товародвижению, хранить большие объемы товаров и уделять больше внимания внутренним снабженческим подразделениям.
Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают па себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.
Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды:
- экономию финансовых средств на распределение продукции,
- возможность вложения сэкономленных средств в основное производство,
- продажу продукции более эффективными способами,
- высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков,
- сокращение объема работ по распределению продукции. Таким образом, решение о выборе каналов распределения — одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации.
Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, составляющие канал, выполняют рядважных функций:
1. проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;
2. стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;
3. устанавливают контакты с потенциальными покупателями;
4. приспосабливают товар к требованиям покупателей;
5. проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;
6. организуют товародвижение (транспортировка и складирование);
7. финансируют движение товаров по каналу распределения;
8. принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.
Все или часть этих функций может быть взята на себя производителем. При этом издержки производителя возрастают. Из-за специализации посреднических организаций они нередко выполняют перечисленные функции каналов распределения товаров эффективнее. Для покрытия своих издержек посредники взимают с производителя дополнительную плату. Таким образом, вопрос о том, кому следует выполнять различные функции канала распределения, — это вопрос относительной эффективности. При появлении возможности более результативно выполнять функции канал перестраивается.
Рис. 1. Каналы распределения товаров разных уровней
Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней.Уровень канала — это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем, которые, как и уровни канала, являются членами канала распределения. Примеры каналов распределения различной протяженности приведены на рис. 1.
Каналы распределения, как показано на рис. 1, представляют собой традиционные каналы. Они состоят из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельного члена канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как ни один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов. Такие каналы распределения называютсягоризонтальными.
Вертикальные каналы распределения — это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система (рис. 2). Один из членов канала, как правило, либо является собственником остальных, либо предоставляет им определенные привилегии. Таким членом может быть производитель, оптовый или розничный посредник. Вертикальные каналы возникли как средство контроля за поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала исполняемых функций.
Рис. 2. Вертикальный канал распределения
Рис. 3. Признаки классификации посредников
При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т. е. о количестве уровней канала и о конкретном составе членов канала.
При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков: (1) от чьего имени работает посредник и (2) за чей счет посредник ведет свои операции.
Таким образом, понятие логистического сервиса мы можем сформулировать как совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными, финансовыми и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом.
Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока.
Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на, три основные группы:
· предпродажные, т. е. работы по формированию системы логистического обслуживания. До начала процесса реализации, работа в области логистического сервиса включает в себя, в основном, определение политики фирмы в сфере оказания услуг, а также их планирование;
· работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров. Например: наличие товарных запасов на складе; исполнение заказа, в том числе подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции; обеспечение надежности доставки; предоставление информации о прохождении грузов;
· послепродажный логистический сервис. Например: гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т. д.
Вопрос 28 Информационная логистика, основные понятия, задачи и принципы.
Информационная логистика - часть логистики, которая организует поток информации, сопровождающий материальный поток в процессе его перемещения. Информационная логистика является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом на предприятии. Информационная логистика управляет процессами движения и складирования товаров на предприятии, обеспечивая своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, требуемой комплектации и нужного качества из места их производства до места потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом.
Основные понятия информационной логистики:
- информационный поток;
- информационная система;
- информационная технология.
Основная задача информационной логистики заключается в доставке информации к системе управления предприятием и от нее. Информационная логистика выполняет функции:
- собирает возникающую информацию;
- анализирует информацию;
- перемещает информацию;
- накапливает и хранит информацию;
- фильтрует поток информации (отбирает необходимые для того или иного уровня управления данные и документы);
- объединяет и разъединяет информационные потоки;
- выполняет элементарные информационные преобразования;
- управляет информационным потоком.
Информационный поток - совокупность сообщений, циркулирующих как внутри логистической системы, так и между нею и внешней средой, которые необходимы для управления логистическими операциями.
Выделяют виды информационных потоков в зависимости от вида связываемых потоком систем:
- горизонтальный - поток сообщений между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления управления;
- вертикальный - поток сообщений, поступающих от руководства в подведомственные ему звенья логистической системы.
от места происхождения:
- внешний - поток, протекающий во внешней, по отношению к логистической системе, среде;
- внутренний - поток сообщений, циркулирующих внутри одной логистической системы либо одной из подсистем.
он направления потока:
- входной - поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем;
- выходной - поток сообщений, выходящих за пределы логистической системы либо одной из подсистем.
от срочности:
- обычные; срочные; очень срочные.
от степени секретности:
- обычные; содержащие коммерческую тайну; содержащие государственную тайну.
от значимости почтовых сообщений:
- простые; заказные; ценные.
от скорости передачи:
- традиционные (почта); быстрые (факс, эл.почта, телеграф, телефон...).
от области охвата:
- местные; иногородние; дальние; международные.
Информационные потоки в логистике формируются в соответствии с материальными. Но иногда материальный поток может прибыть в заданное место, а документы на него могут быть еще не доставлены. Такой материальный поток считается неотфактурованной поставкой, и принимается получателем на хранение до прибытия документов. Может быть и наоборот: документы прибывают на место назначения раньше самого груза.
Опережение информационным потоком материального предпочтительнее. Это дает возможность лучше подготовиться к приему грузов. Информационные потоки должны быть адекватны материальным потокам в части характеристики этих потоков.
Информационная логистика создает автоматизированные информационные системы. В их задачи входит:
- Постоянное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной информации о движении заказа.
- Постоянное обеспечение сотрудников предприятия адекватной информацией о движении продукции в режиме реального времени.
- Оперативное управление предприятием.
- Предоставление руководству наглядной информации об использовании инвестиций.
- Предоставление информации о расходах.
- Помощь в выявлении узких мест.
- Обеспечение возможности оценки сроков исполнения полученных заказов.
- Обеспечение прибыльной работы предприятия за счет оптимизации логистических процессов.
Использование штриховых кодов в логистике
В основе технологии штрихового кодирования и автоматического сбора данных лежат простые физические законы. Штриховой код - чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. Штриховой код наносится на предмет, который является объектом управления в системе. Для реализации этого предмета проводят сканирование. Полученные сведения образуют базу данных о товаре. В последующем база данных должна передаваться по цепи товародвижения с помощью сети электронной связи или на машиночитаемых носителях.
Автоматический сбор информации основан на использовании штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои преимущества.
Области применения штрих-кодов:
- контроль над поступлением и выходом продукции;
- планирование распределения;
- составление счетов-фактур;
- управление складским хозяйством и т.п.
Документооборот в логистике
Документ - информационное сообщение в бумажной, звуковой или электронной форме, сформированное по определенным правилам и заверенное в установленной форме. Документооборот - движение документов с момента составления на данном предприятии или получения от других предприятий до сдачи в архив после их обработки и систематизации. График учета - расписание сроков составления, предоставления и обработки первичных документов, прохождения других стадий учетного процесса. По каждому документу в графике указывают: исполнителя, адресат, сроки предоставления и обработки. Одновременно с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие документы. Расчетные документы поступают в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления и передают ответственному исполнителю по снабжению. В отделе снабжения делают отметку о полном или частичном согласии на оплату, передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов. Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массы. Принятый груз экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом. Отпуск материалов сторонним организациям оформляют накладными на отпуск материалов на сторону...