Классификация туристических маршрутов
Туристские маршруты классифицируются по различным признакам: типу, сезонности действия, построению трассы, продолжительности, способам передвижения и содержанию.
Так, по типам маршруты бывают:
ü тематические — с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленностью;
ü походные маршруты с активными способами передвижения;
ü физкультурно-оздоровительные — с преобладанием в программе спортивных и оздоровительных мероприятий.
По построению трассы:
ü линейные — с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;
ü радиальные — с посещением одного пункта на трассе;
ü кольцевые — с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.
По способам передвижения на маршруте:
ü автобусные;
ü теплоходные (морские, речные);
ü авиационные;
ü железнодорожные;
ü комбинированные.
По содержанию маршруты бывают:
ü отдых на природе;
ü отдых на морском побережье;
ü отдых в горах;
ü охота и рыбная ловля и т.д.
Разработка туристического маршрута.
Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы:
ü исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;
ü маркетинг рынка на туристские услуги по данной
трассе маршрута;
ü определение типа маршрута;
ü построение эскизной модели маршрута;
ü привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;
ü разработка схемы безопасности на маршруте;
ü разработка паспорта маршрута;согласование паспорта с соответствующими службами;
ü пробная обкатка маршрута и внесение необходимых
ü изменений;
ü утверждение паспорта маршрута.
После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договоры с авиакомпаниями, железной дорогой, автотранспортным предприятием и судоходством.
В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной, оговариваются условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.
Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма — перевозку туристов, страхование, визовое оформление. Рекламная кампания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.
Формирование тура.
После разработки и утверждения маршрута приступают к формированию тура.
Согласно ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг», проектирование тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов. Основой для проектирования услуги является ее вербальная модель (краткое описание) — набор требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, согласованных с заказчиком и учитывающих возможности исполнителя услуг.
Проектирование процесса обслуживания туристов в ходе всего туристского путешествия осуществляется по отдельным этапам предоставления услуг и с обязательным составлением для каждого из них технологических карт. Результатом проектирования туристской услуги (продукта) является технологическая документация (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и т.д.).
ü При подготовке тура туроператор обязан подготовить и представить на утверждение руководства:
ü описание маршрута, программу тура, характеристи
ку объектов размещения (адреса, названия, условия размещения), условий питания;
ü калькуляцию тура;
ü данные о стране туристской поездки, об обычаях ме
стного населения, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной; о состоянии окружающей природной среды, условиях обмена валюты;
ü условия безопасности туристов на маршруте;
ü сведения о необходимых адресах и телефонах (имена,фамилии официальных лиц, посольства/консульстваРоссии);
ü сведения о принимающей туристской фирме (телефоны, адреса, фамилии, порядок разрешения конфликтных ситуаций);
ü образец ваучера и листок отметок к ваучеру (или заменяющие их документы, согласованные с принимающей стороной);
ü информацию о правилах въезда в страну (место), временного пребывания там, о таможенных требованиях.
Все эти требования находят свое отражение в следующих документах, которые утверждаются генеральным органом сертификации: