Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21—24.

Приветствую всех, желающих сдавать ЕГЭ!

Начинаем работу в дистанционном режиме.

Сохраните данный тест под своим именем, например, Шишлевская_тест1. Выполните все задания теста. Ответ вставляете и (или) выделяете его в самом тесте синим цветом (как и данные рекомендации). Не забывайте про задания с развернутым ответом и эссе. Выполненное задание отправляете на проверку в личные сообщения в vc.com. Постарайтесь выполнить задания до 18 ноября до 18:00, чтобы у меня было время всем проверить и отправить каждому. Тем более, что 23 ноября я размещу новый тест.

УДАЧИ!

1.За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ФУНК­ЦИЯ СЕМЬИ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
... Био­ло­ги­че­ское вос­про­из­вод­ство че­ло­ве­че­ско­го рода

2.Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

ли­бе­ра­лизм со­ци­ал-де­мо­кра­тия на­ци­о­на­лизм
кон­сер­ва­тизм идео­ло­гия анар­хизм

3.Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к по­ня­тию «субъ­ек­ты по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти». Най­ди­те один тер­мин, «вы­па­да­ю­щий» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) го­су­дар­ство 2) по­ли­ти­че­ские пар­тии 3) по­ли­ти­че­ский про­цесс
4) об­ще­ствен­ные дви­же­ния 5) по­ли­ти­че­ские ли­де­ры, 6) граж­да­не

4.Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки тео­ре­ти­че­ско­го уров­ня на­уч­но­го по­зна­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) про­ве­де­ние кон­троль­ных из­ме­ре­ний 2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние ги­по­тез
3) со­зда­ние ло­ги­че­ской мо­де­ли изу­ча­е­мо­го объ­ек­та 4) опи­са­ние изу­ча­е­мых яв­ле­ний
5) про­ве­де­ние на­уч­но­го экс­пе­ри­мен­та 6) объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей

5.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и фор­ма­ми куль­ту­ры, ко­то­рым они со­от­вет­ству­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­ЗНА­КИ   ФОРМЫ КУЛЬ­ТУ­РЫ
A) ло­ги­че­ская строй­ность Б) ал­ле­го­рич­ность B) обос­но­ван­ность вы­во­дов Г) эмо­ци­о­наль­ность Д) вы­дви­же­ние ги­по­тез Е) ги­пер­бо­ли­за­ция   1) ис­кус­ство 2) наука

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д Е
           

6.Уче­ные-ме­ди­ки про­ве­ли ряд ис­сле­до­ва­ний и нашли сред­ства борь­бы с не­ви­ди­мы­ми вра­га­ми здо­ро­вья людей — раз­лич­ны­ми ви­ру­са­ми и бо­лез­не­твор­ны­ми бак­те­ри­я­ми, вы­зы­ва­ю­щи­ми ин­фек­ци­он­ные за­бо­ле­ва­ния. Эти сред­ства вошли в прак­ти­ку ле­че­ния ин­фек­ци­он­ных бо­лез­ней. Какие функ­ции науки про­ил­лю­стри­ро­ва­ны этим при­ме­ром? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ми­ро­воз­зрен­че­ская

2) со­ци­аль­ная

3) по­зна­ва­тель­ная

4) про­из­во­ди­тель­ной силы

5) про­гно­сти­че­ская

6) гно­сео­ло­ги­че­ская

7.В струк­ту­ре эко­но­ми­ки стра­ны Z в рав­ной мере пред­став­ле­ны про­мыш­лен­ность и сель­ское хо­зяй­ство. Какие при­зна­ки поз­во­ля­ют сде­лать вывод о том, что в стра­не Z ко­манд­ная (пла­но­вая) эко­но­ми­ка? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) пре­об­ла­да­ние ин­тен­сив­ных фак­то­ров эко­но­ми­че­ско­го роста

2) ди­рек­тив­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

3) го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность на боль­шин­ство средств про­из­вод­ства

4) раз­ви­тая ин­фра­струк­ту­ра

5) не­об­хо­ди­мость ре­шать про­бле­му огра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов

6) цен­тра­ли­зо­ван­ное управ­ле­ние эко­но­ми­кой

8.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми без­ра­бо­ти­цы и ее ви­да­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ОСО­БЕН­НО­СТИ БЕЗ­РА­БО­ТИ­ЦЫ   ВИДЫ БЕЗ­РА­БО­ТИ­ЦЫ
A) свя­за­на с по­ис­ком ра­бо­ты спе­ци­а­ли­стом, впер­вые по­явив­шем­ся на рынке труда Б) вы­зва­на доб­ро­воль­ным ре­ше­ни­ем найти более ин­те­рес­ное при­ме­не­ние про­фес­си­о­наль­ных уме­ний B) воз­ни­ка­ет из-за уволь­не­ния ра­бот­ни­ка по соб­ствен­ной воле Г) вы­зва­на эко­но­ми­че­ским спа­дом и за­кры­ти­ем пред­при­я­тий Д) про­яв­ля­ет­ся в вы­сво­бож­де­нии части ра­бо­чей силы в пе­ри­од де­прес­сии   1) фрик­ци­он­ная 2) цик­ли­че­ская

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

9.Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к свой­ствам акции как цен­ной бу­ма­ги? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти свой­ства ука­за­ны.

1) до­ступ­на для граж­дан­ско­го обо­ро­та

2) при­зва­на под­дер­жи­вать ста­биль­ность на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты

3) под­твер­жда­ет уча­стие в биз­не­се

4) на­де­ля­ет вла­дель­ца пра­вом на по­лу­че­ние ди­ви­ден­дов

5) вы­пус­ка­ет­ся на огра­ни­чен­ный срок

6) носит дол­го­вой ха­рак­тер

10.На гра­фи­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке ре­монт­но-стро­и­тель­ных услуг: линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние (Р — цена то­ва­ра, Q — ко­ли­че­ство то­ва­ра). Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров могут вы­звать такое из­ме­не­ние? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) вы­да­ча льгот­ных кре­ди­тов ор­га­ни­за­ци­ям, за­ни­ма­ю­щим­ся стро­и­тель­ством и ре­мон­том

2) уве­ли­че­ние до­хо­дов по­тре­би­те­лей услуг рынка

3) раз­ви­тие рынка жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства

4) рост на­ло­гов, упла­чи­ва­е­мых ре­монт­но-стро­и­тель­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми

5) по­вы­ше­ние цен на стро­и­тель­ные ма­те­ри­а­лы

11.Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ис­то­ри­чес кие формы эт­но­са и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) семья 2) племя 3) на­род­ность
4) об­щи­на 5) го­су­дар­ство  

12.С на­ча­ла 2000-х гг. в стра­нах Z и Y про­во­ди­лись ре­фор­мы го­су­дар­ствен­ной вла­сти. Со­цио­ло­ги­че­ской служ­бой был про­ведён опрос со­вер­шен­но­лет­них граж­дан обеих стран. Им за­да­ва­ли во­прос: «Как Вы счи­та­е­те, долж­на ли де­я­тель­ность пар­ла­мен­та кон­тро­ли­ро­вать­ся пра­ви­тель­ством?»

Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в диа­грам­ме.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) В стра­не Z по­ло­ви­на опро­шен­ных счи­та­ют, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в пол­ной мере кон­тро­ли­ро­вать­ся пра­ви­тель­ством.

2) В стра­не Z доля тех, кто счи­та­ют, что все ветви вла­сти долж­ны быть не­за­ви­си­мы­ми, мень­ше доли тех, кто не ин­те­ре­су­ют­ся по­ли­ти­кой во­об­ще.

3) В стра­не Y около трети опро­шен­ных счи­та­ют, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в пол­ной мере кон­тро­ли­ро­вать­ся пра­ви­тель­ством.

4) В стра­не Y доля тех, кто счи­та­ют, что все ветви вла­сти долж­ны быть не­за­ви­си­мы­ми, боль­ше доли тех, кто счи­та­ют, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в не­ко­то­рой сте­пе­ни кон­тро­ли­ро­вать­ся пра­ви­тель­ством.

5) Доля тех, кто не ин­те­ре­су­ют­ся по­ли­ти­кой, в стра­не Y ниже, чем в стра­не Z.

13.В стра­не Z пра­ви­тель­ство фор­ми­ру­ет­ся бло­ком пар­тий, по­бе­див­ших на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке черты, сви­де­тель­ству­ю­щие, что в стра­не Z пар­ла­мент­ские вы­бо­ры про­хо­дят по про­пор­ци­о­наль­ной си­сте­ме, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти черты ука­за­ны.

1) Го­ло­со­ва­ние про­во­дит­ся по спис­кам по­ли­ти­че­ских пар­тий. 2) Су­ще­ству­ет воз­мож­ность вы­дви­же­ния не­за­ви­си­мых бес­пар­тий­ных кан­ди­да­тов. 3) По­бе­ду одер­жи­ва­ет кан­ди­дат, по­лу­чив­ший боль­шин­ство го­ло­сов на вы­бо­рах.
4) Преду­смот­ре­но го­ло­со­ва­ние по од­но­ман­дат­ным окру­гам. 5) Граж­да­не го­ло­су­ют пре­жде всего за про­грам­мы пар­тий, а не за кон­крет­ных людей. 6) Ко­ли­че­ство мест, по­лу­чен­ных пар­ти­ей в пар­ла­мен­те, за­ви­сит от про­цен­та го­ло­сов, по­дан­ных за пар­тию на вы­бо­рах.

14.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­ма­ми го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства и их ос­нов­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА   ФОРМА ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НО­ГО УСТРОЙ­СТВА
А) за­ко­но­да­тель­ные и ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны вла­сти тер­ри­то­рий фор­ми­ру­ют­ся при уча­стии мест­но­го на­се­ле­ния Б) субъ­ек­ты со­хра­ня­ют свой го­су­дар­ствен­ный су­ве­ре­ни­тет В) еди­ная си­сте­ма за­ко­но­да­тель­ства Г) тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы не имеют ста­ту­са го­су­дар­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния Д) обя­за­тель­ная двух­па­лат­ная струк­ту­ра пар­ла­мен­та   1) уни­тар­ное го­су­дар­ство 2) фе­де­ра­ция 3) кон­фе­де­ра­ция

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

15.В го­су­дар­стве Z были про­ве­де­ны по­ли­ти­че­ские ре­фор­мы. Какие из при­ведённых фак­тов сви­де­тель­ству­ют о том, что го­су­дар­ство стало пра­во­вым? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) В ос­нов­ном за­ко­не го­су­дар­ства от­ра­же­ны и ре­а­ли­зу­ют­ся на прак­ти­ке га­ран­тии прав и сво­бод лич­но­сти.

2) Утвер­жде­на рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния.

3) За­ко­но­да­тель­но вве­де­на са­мо­сто­я­тель­ность и не­за­ви­си­мость вет­вей вла­сти.

4) Граж­да­не под­дер­жи­ва­ют про­ведённые пре­об­ра­зо­ва­ния.

5) На вы­бо­рах по­бе­ди­ла кон­сер­ва­тив­ная пар­тия.

6) Про­воз­гла­ше­но вер­хо­вен­ство за­ко­на во всех сфе­рах жизни.

16.В Ста­тье 7 Кон­сти­ту­ции РФ за­фик­си­ро­ван один из ос­но­во­по­ла­га­ю­щих прин­ци­пов рос­сий­ской го­су­дар­ствен­но­сти — со­ци­аль­ное го­су­дар­ство. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны его ха­рак­те­ри­сти­ки.

1) со­зда­ние эко­но­ми­че­ских и юри­ди­че­ских усло­вий, обес­пе­чи­ва­ю­щих до­стой­ную жизнь и сво­бод­ное раз­ви­тие че­ло­ве­ка

2) осу­ществ­ле­ние ком­плек­са мер по под­дер­жа­нию не­иму­щих групп

3) при­зна­ние прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на

4) про­воз­гла­ше­ние сво­бо­ды мне­ний и дей­ствий

5) со­зда­ние эф­фек­тив­ных ме­ха­низ­мов, га­ран­ти­ру­ю­щих пра­во­вую за­щи­щен­ность лич­но­сти

6) обес­пе­че­ние ак­тив­но­го и бес­пре­пят­ствен­но­го ис­поль­зо­ва­ния лич­но­стью кон­сти­ту­ци­он­ных прав и сво­бод

17.Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке осо­бен­но­сти граж­дан­ских пра­во­от­но­ше­ний. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния ос­но­вы­ва­ют­ся на прин­ци­пе сво­бо­ды до­го­во­ра.

2) Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния ос­но­вы­ва­ют­ся на прин­ци­пе ра­вен­ства сто­рон.

3) Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния в сфере го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния.

4) Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют от­но­ше­ния между ра­бо­то­да­те­лем и наёмным ра­бот­ни­ком, ос­но­ван­ные на тру­до­вом до­го­во­ре.

5) Граж­дан­ские пра­во­от­но­ше­ния воз­ни­ка­ют ис­клю­чи­тель­но в ре­зуль­та­те со­вер­ше­ния пре­ступ­ле­ния.

6) Участ­ни­ка­ми граж­дан­ских пра­во­от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся: го­су­дар­ство, юри­ди­че­ские лица, фи­зи­че­ские лица.

18.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между субъ­ек­та­ми от­но­ше­ний и от­рас­ля­ми права, ко­то­рые эти субъ­ек­ты пред­став­ля­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СУБЪ­ЕК­ТЫ ОТ­НО­ШЕ­НИЙ   ОТ­РАС­ЛИ ПРАВА
A) ра­бот­ни­ки и ра­бо­то­да­те­ли Б) про­дав­цы и по­ку­па­те­ли B) служ­бы и ор­га­ны за­ня­то­сти Г) арен­да­то­ры и арен­до­да­те­ли Д) усы­но­ви­те­ли и усы­новлённые   1) се­мей­ное право 2) тру­до­вое право 3) граж­дан­ское право

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

19.Граж­да­нин Ерёмин, име­ю­щий су­пру­гу и дочь, решил оста­вить всё своё иму­ще­ство в на­след­ство внуку. При каких усло­ви­ях внук может стать един­ствен­ным на­след­ни­ком граж­да­ни­на Ерёмина? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны со­от­вет­ству­ю­щие усло­вия.

1) На­ли­чие но­та­ри­аль­но за­ве­рен­но­го за­ве­ща­ния Ерёмина.

2) Ерёмин ранее не со­став­лял дру­го­го за­ве­ща­ния.

3) Су­пру­га и дочь Ерёмина яв­ля­ют­ся тру­до­спо­соб­ны­ми.

4) Ерёмин яв­ля­ет­ся дее­спо­соб­ным лицом.

5) Внук Ерёмина яв­ля­ет­ся со­вер­шен­но­лет­ним.

6) Внук про­жи­ва­ет вме­сте с Ерёминым и на­хо­дит­ся у него на ижди­ве­нии.

20.Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром ряд слов про­пу­щен.

«В граж­дан­ские __________________(А) могут всту­пать как от­дель­ные граж­да­не, так и кол­лек­тив­ные об­ра­зо­ва­ния, об­ла­да­ю­щие преду­смот­рен­ны­ми за­ко­ном при­зна­ка­ми: ор­га­ни­за­ции, име­ну­е­мые ________________(Б), а также осо­бые субъ­ек­ты граж­дан­ско­го права — го­су­дар­ствен­ные и му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния. Со­дер­жа­ние __________________(В) граж­дан (фи­зи­че­ских лиц) за­ко­но­да­тель опре­де­ля­ет в ГК как со­во­куп­ность прав и обя­зан­но­стей, ко­то­ры­ми может об­ла­дать граж­да­нин в со­от­вет­ствии с граж­дан­ским __________________(Г): иметь иму­ще­ство на __________________(Д); на­сле­до­вать и за­ве­щать его; за­ни­мать­ся любой де­я­тель­но­стью, не за­пре­щен­ной за­ко­ном; со­зда­вать юри­ди­че­ские лица; со­вер­шать сдел­ки и участ­во­вать в обя­за­тель­ствах; из­би­рать место жи­тель­ства; иметь права ав­то­ра.

Если пра­во­спо­соб­ность при­зна­ет­ся в рав­ной мере за всеми граж­да­на­ми с мо­мен­та рож­де­ния до смер­ти, то __________________(Е) воз­ни­ка­ет с мо­мен­та до­сти­же­ния опре­де­лен­но­го воз­рас­та, а в пол­ном объ­е­ме — с со­вер­шен­но­ле­тия, что пред­по­ла­га­ет до­сти­же­ние опре­де­лен­но­го уров­ня пси­хи­че­ской зре­ло­сти».

Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить в про­пус­ки. Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Пом­ни­те, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам не­об­хо­ди­мо вы­брать.

1) за­ко­но­да­тель­ство 2) пра­во­от­но­ше­ния 3) пра­во­спо­соб­ность
4) дее­спо­соб­ность 5) юри­ди­че­ские лица 6) ра­вен­ство сто­рон
7) пра­ви­тель­ство 8) право соб­ствен­но­сти 9) де­ликт

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что про­пус­ки про­ну­ме­ро­ва­ны. В дан­ной ниже таб­ли­це ука­за­ны буквы про­пус­ков. За­пи­ши­те под каж­дой бук­вой номер, обо­зна­ча­ю­щий в спис­ке вы­бран­ное вами слово.

A Б В Г Д Е
           

21.К ка­ко­му по­след­ствию, с точки зре­ния ав­то­ра, ведёт про­дук­тив­ный диа­лог между вла­стью и об­ще­ством? Ка­ко­вы усло­вия ак­тив­но­го вли­я­ния на ре­ше­ния вла­сти, ко­то­рые на­зы­ва­ет автор? На­зо­ви­те любые два усло­вия.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21—24.

Про­дук­тив­ный диа­лог между граж­дан­ски­ми объ­еди­не­ни­я­ми и вла­стью в про­дви­ну­той форме может вести к тому, что граж­да­не до­би­ва­ют­ся права участ­во­вать в при­ня­тии ре­ше­ния по во­про­сам, име­ю­щим важ­ное об­ще­ствен­ное зна­че­ние. Но по­лу­чить такое право могут лишь те, кто дей­стви­тель­но от­ста­и­ва­ет зна­чи­мые об­ще­ствен­ные, граж­дан­ские ин­те­ре­сы, кто всту­па­ет в диа­лог с вла­стью, во­оружённый всей пол­но­той ин­фор­ма­ции по ин­те­ре­су­ю­ще­му и граж­дан, и власть во­про­су, кто имеет по нему про­ект со­гла­со­ван­но­го и ре­а­ли­сти­че­ско­го ре­ше­ния.

Вме­сте с тем важно от­ме­тить, что в не­ко­то­рых раз­ви­тых де­мо­кра­ти­че­ских стра­нах на­ме­тил­ся про­цесс за­ко­но­да­тель­но­го оформ­ле­ния граж­дан­ско­го уча­стия. Так, на­при­мер, при­ня­тый в ФРГ Закон «О со­дей­ствии го­род­ско­му пла­ни­ро­ва­нию» уста­нав­ли­ва­ет, что любые ин­но­ва­ции в го­ро­дах долж­ны про­во­дить­ся при не­пре­мен­ном со­гла­со­ва­нии с го­ро­жа­на­ми и граж­дан­ски­ми объ­еди­не­ни­я­ми с тем, чтобы не ущем­ля­лись ин­те­ре­сы соб­ствен­ни­ков, арен­да­то­ров и поль­зо­ва­те­лей (земли, домов или стро­е­ний). Ко­неч­но, сам про­цесс со­гла­со­ва­ния может быть вы­хо­ло­щен бю­ро­кра­ти­ей или круп­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми в ин­но­ва­ци­ях. Но за­ко­ном имен­но приз­наётся ле­ги­тим­ность граж­дан­ско­го уча­стия в этих про­цес­сах; более того, ни­ка­кие но­ва­ци­он­ные про­ек­ты гра­до­стро­и­тель­ства не утвер­жда­ют­ся вы­ше­сто­я­щи­ми ор­га­на­ми вла­сти без со­от­вет­ству­ю­щей санк­ции граж­дан­ских ор­га­ни­за­ций.

Одна из идео­ло­гем де­мо­кра­ти­че­ско­го об­ще­ства за­клю­ча­ет­ся в пред­став­ле­нии, что это – об­ще­ство ак­тив­ных ло­яль­ных граж­дан, под­дер­жи­ва­ю­щих су­ще­ству­ю­щую по­ли­ти­че­скую си­сте­му, име­ю­щих право и по­ли­ти­че­ские сред­ства вли­ять на её функ­ци­о­ни­ро­ва­ние и при­ня­тие по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний. В целом эта идео­ло­ге­ма, без­услов­но, от­ра­жа­ет ре­аль­ность. Од­на­ко одно дело, что граж­да­не имеют право ре­аль­ным уча­сти­ем воз­дей­ство­вать на по­ли­ти­че­ские про­цес­сы в об­ще­стве, и дру­гое – в какой мере они же­ла­ют вос­поль­зо­вать­ся этим пра­вом и, что более су­ще­ствен­но, чув­ству­ют себя ком­пе­тент­ны­ми им поль­зо­вать­ся.

Мно­го­чис­лен­ные кон­крет­ные ис­сле­до­ва­ния в США с убеж­да­ю­щим по­сто­ян­ством по­ка­зы­ва­ют, что боль­шин­ство граж­дан до­воль­ству­ет­ся со­зна­ни­ем, что они могут воз­дей­ство­вать на по­ли­ти­че­ские ре­ше­ния, но мало, кто дей­стви­тель­но стре­мит­ся ока­зы­вать такое воз­дей­ствие. Так, если взять такую форму граж­дан­ско­го уча­стия, как го­ло­со­ва­ние на вы­бо­рах, то ин­ди­ви­ду­аль­но-ти­пи­че­ские мо­ти­вы элек­то­раль­но­го по­ве­де­ния весь­ма ва­ри­а­тив­ны. Ско­рее го­ло­су­ют те, кто чув­ству­ет себя более уко­ренённым в об­ще­стве и в мест­ном со­об­ще­стве и реже го­ло­су­ют люди со сла­бой со­ци­аль­ной или ло­каль­ной иден­ти­фи­ка­ци­ей, молодёжь, без­ра­бот­ные, ра­бот­ни­ки не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го труда, ма­ло­об­ра­зо­ван­ные.

(По Р. Г. Апре­ся­ну)

22.Какой про­цесс, ха­рак­тер­ный для раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства за­пад­ных стран, на­зван в тек­сте? Какое пре­пят­ствие может встре­тить­ся, по мне­нию ав­то­ра, на пути этого про­цес­са в ФРГ? Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, на­зо­ви­те за­да­чу граж­дан­ско­го об­ще­ства.

23.Автор при­во­дит при­мер ак­тив­но­го уча­стия граж­дан в го­род­ском пла­ни­ро­ва­нии. На­зо­ви­те два любых во­про­са об­ще­ствен­ной жизни, в ре­ше­нии ко­то­рых граж­да­не могут при­нять уча­стие. Объ­яс­ни­те, по­че­му в ре­ше­нии этих во­про­сов не­об­хо­ди­мо имен­но уча­стие граж­дан­ско­го об­ще­ства.

24.Автор пишет, что даже в зре­лом де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве «ско­рее го­ло­су­ют те, кто чув­ству­ет себя более уко­ре­нен­ным в об­ще­стве». Вы­ра­зи­те свою точку зре­ния от­но­си­тель­но по­зи­ции ав­то­ра. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в за­щи­ту своей точки зре­ния.

25.Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «со­ци­а­ли­за­ция ин­ди­ви­да»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о со­ци­а­ли­за­ции ин­ди­ви­да.

26.В граж­дан­ском су­до­про­из­вод­стве рас­смат­ри­ва­ет­ся не­сколь­ко ка­те­го­рий дел, свя­зан­ных с раз­лич­ны­ми от­рас­ля­ми рос­сий­ско­го права.

При­ве­ди­те любые три ка­те­го­рии дел, под­ле­жа­щие рас­смот­ре­нию в суде общей юрис­дик­ции по граж­дан­ским делам, каж­дую из ко­то­рых про­ил­лю­стри­ро­вав кон­крет­ным при­ме­ром.

27.Семья Ру­са­ко­вых живет в де­рев­не. Муж ра­бо­та­ет на соб­ствен­ной ферме, ему по­мо­га­ют стар­шие сы­но­вья. Жена за­ни­ма­ет­ся ве­де­ни­ем до­маш­не­го хо­зяй­ства и вос­пи­та­ни­ем детей. Если жене не­об­хо­ди­мо от­лу­чить­ся в город, то муж за­ни­ма­ет­ся до­маш­ни­ми де­ла­ми и по­мо­га­ет детям с уче­бой. Если мужу не­об­хо­ди­мо от­лу­чить­ся в город, то жена берет на себя управ­ле­ние фер­мой.

Со­глас­но опи­са­нию, ука­жи­те тип семьи Ру­са­ко­вых и два при­зна­ка, по ко­то­рым Вы это опре­де­ли­ли. Ука­жи­те еще один при­знак дан­но­го типа семьи.

28.Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Закон пред­ло­же­ния и де­я­тель­ность фирм». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

29.Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

С9.1 Фи­ло­со­фия: «Че­ло­век не­мыс­лим вне об­ще­ства» (Л. Тол­стой).

С9.2 Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: ««Нас фор­ми­ру­ют те по­ступ­ки, ко­то­рые мы со­вер­ша­ем» (Ари­сто­тель).

С9.3 Эко­но­ми­ка: «Если мы пла­ни­ру­ем слиш­ком много, т.е. от­да­ем слиш­ком боль­шую власть го­су­дар­ству, то сво­бо­да будет по­те­ря­на» (К. По­ппер).

С9.4 Со­цио­ло­гия: «Под­чи­нив­шись за­ко­ну толпы, мы воз­вра­ща­ем­ся в ка­мен­ный век» (С. Пар­кин­сон).

С9.5 По­ли­то­ло­гия: «По­ли­ти­ка пе­ре­оде­ва­ет ложь в ис­ти­ну, а ис­ти­ну в ложь» (П. Буаст).

С9.6 Пра­во­ве­де­ние: «Вся­кая власть пред­по­ла­га­ет ми­ни­мум права, вся­кое право пред­по­ла­га­ет ми­ни­мум вла­сти» (Б. П. Вы­ше­слав­цев).

Наши рекомендации