Типизация библиотек как объектов автоматизации
ИТ В УПРАВЛЕНИИ БИД
РАЗДЕЛ 2. АВОМАТИЗАЦИЯ В БИБЛИОТЕКЕ
Тема 1. Библиотека как объект автоматизации
Автоматизация библиотечно-библиографической деятельности: основные понятия
Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, основ государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Телекоммуникация в общем смысле понимается как организация среды из каких-либо средств и линий связи для обеспечения обмена данными.
Компьютеризация состоит в использовании ЭВМ в технологическом процессе для выполнения одной или нескольких операций.
Автоматизация предполагает создание автоматизированных систем разного масштаба и назначения. Основными задачами автоматизации в библиотеке являются:
- сокращение трудозатрат при выполнении традиционных библиотечно-библиографических процессов и операций,
- устранение рутинных операций,
- ускорение процессов обработки и преобразования информации,
- расширение возможностей осуществления статистического анализа и повышение точности учетно-отчетной информации,
- повышение оперативности и качественного уровня обслуживания пользователей,
- модернизация или полная замена элементов традиционных библиотечных технологий,
- расширение возможностей организации и эффективного использования информационных ресурсов библиотек за счет применения в библиотеках ИТ (автоматическая идентификация изданий с использованием штрихового кодирования, настольные издательские системы, электронная почта и другие сервисы Интернета, сканирование текстов и др.),
- облегчение возможностей широкого обмена информацией, предоставление услуг, эффективное участие в системах межбиблиотечной кооперации и интеграции.
Целесообразность использования АС зависит от ряда причин:
- тип и назначение библиотеки,
- размеры и этажность ее здания,
- объем и расположение фонда, читальных залов и других помещений библиотеки,
- количество пользователей и книговыдач в день,
- возможности финансирования и обслуживания сложных технических устройств.
Типизация библиотек как объектов автоматизации
В качестве объекта автоматизации в библиотеке могут рассматриваться:
- отдельное подразделение (отдел обработки, отдел МБА, абонемент),
- группа подразделений (совокупность отделов комплектования, научной обработки, каталогизации),
- библиотека в целом,
- библиотечная система или сеть библиотек.
Решение задач автоматизации библиотек с учетом выявления выполняемых библиотеками основных функций допустимо на основе трех типов:
- крупные (крупнейшие государственные, республиканские, краевые и областные, национальные, специальные и отраслевые),
- средние (ЦБС, вузовские, детские, средние отраслевые, крупных организаций и предприятий),
- малые (школьные, малые детские, заводские, офисные, сельские и т. д.).
Для крупных библиотек характерно: наличие собственных административных служб, в том числе отдела кадров, бухгалтерии и др. подразделений; одной или нескольких специальных служб, занимающихся автоматизацией библиотечно-библиографических процессов; большое количество технических (сотни ПК) и программных средств, в том числе и собственной уникальной разработки; несколько или одна иерархическая и разветвленная локальная сеть, широкие профессиональные связи с отечественными и зарубежными специалистами разного профиля, выделенный доступ к Интернет и т. д. Они располагаются в отдельных (специально построенных для них) зданиях, принимаемые ими проектные и технологические решения зачастую находят широкое применение, а создаваемые информационные ресурсы отличаются высоким качеством и могут использоваться средними и малыми библиотеками.
Средниебиблиотеки имеют незначительные собственные административные службы; обладают небольшим количеством специалистов в области автоматизации библиотечных процессов (1-5); используют стандартные программные средства и технологические решения для автоматизации отдельных рабочих мест и АРМ в локальной сети; одну и обычно простую локальную сеть; доступ к Интернет. Они редко располагаются в отдельном здании.
Малые библиотеки чаще всего не имеют даже малых административных служб, а также специалистов в области автоматизации (пользуются сторонними специалистами-консультантами или услугами специализированных организаций – абонентное обслуживание); используют стандартные программные средства и технологические решения для отдельных АРМ; редко обладают возможностью подключения к Интернет даже по коммутируемому каналу; занимают одно или несколько рядом расположенных помещений.
Тема 2. АБИС
Автоматизированная система – система, состоящая из взаимосвязанной совокупности подразделений организации и комплекса средств автоматизации деятельности, реализующая автоматизированные функции по отдельным видам деятельности.
Автоматизированная система управления – совокупность экономических и математических методов, технических средств организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью. Основным назначением АСУ является получение высокой эффективности разработки, внедрения и эксплуатации различных по назначению производственных систем. Появление АСУ обусловлено необходимостью совершенствования организационной структуры управления предприятием, организацией, учреждением.
АИС – комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенный для сбора, обработки, хранения, поиска и выдачи данных в заданной форме или виде для решения разнородных профессиональных задач пользователей системы.
Программное обеспечение делится на общее и специальное ПО.
Общее ПО – это наборы операционных систем серверов и рабочих станций, драйверы устройств и внешнего оборудования; программы для функционирования и администрирования сети, информационной защиты и резервного копирования данных; пакеты MSOffice, OpenOffice, почтовые клиенты, браузеры и т.п.
Специальное ПО предназначено для создания и функционирования данных в основной ИС. Это СУБД, различные серверы приложений или отдельные программы для работы ЭК, электронной библиотеки, задач статистики и т.п. Функциональные модули «внутренней» АБИС для создания, администрирования и использования информационной системы – это АРМы библиотекарей.
Специальное ПО прикладных ИС – это, например СПС Гарант, КонсультантПлюс; программы доступа к различным электронным библиотечным системам (ЭБС) и пр. Сюда же можно отнести пакеты прикладных программ специального назначения, например, учёта материальных ценностей, книгообеспеченности, различных систем управления и администрирования, а также пакеты программных средств, если в библиотеке ведутся собственные разработки.
Главными среди них являются программные комплексы АИС – системы управления базами данных (СУБД). Их оболочки – автоматизированные ИПС широкого применения. На практике в библиотеках применяются следующие обозначения систем: АБС (автоматизированная библиотечная система), АББС (автоматизированная библиотечно-библиографическая система), АИБС (автоматизированная библиотечно-библиографическая система), АИБС (автоматизированная информационно-библиотечная система), АБИС (автоматизированная библиотечно-информационная система). Принципиально эти названия отражают лишь видение разработчиков или функции, которые данные системы должны выполнять.
Универсальные оболочки не позволяют пользователям собственными силами развивать систему. Специальные программы класса СУБД (ORACLE, MS SQL, ADABAS, Informix) разрабатываются таким образом, чтобы предоставлять пользователям широкие возможности их развития. При этом СУБД представляет собой совокупность специализированных программных средств, вспомогательных файлов и управляющих таблиц, обеспечивающих доступ пользователей к БД при соблюдении соответствующих критериев (целостность и непротиворечивость данных, защита информации от несанкционированного доступа и т. д.). Основные требования, выдвигаемые пользователями к БД – организация такой системы хранения, которая обеспечивает наиболее быстрый и комфортный поиск информации с минимальными затратами памяти ЭВМ, потерями данных от неквалифицированных, стихийных и несанкционированных действий.
АБИС должны строиться на принципах открытых систем, к которым относятся:
- дружественность к пользователю (многооконный графический интерфейс),
- расширяемость (возможность добавления новых компонентов или изменения имеющихся) с гарантией простоты наращиваемости. Это свойство значимо для разработчиков, т. к. позволяет снизить затраты, и для тех пользователей, которые способны модифицировать имеющиеся функции под свои нужды или добавить новые.
- масштабируемость (адаптируемость под размер фондов и количество пользователей),
- мобильность, т. е. возможность переноса программ и данных из одной операционной среды в другую, а также работу с различными СУБД (ПО, на котором основана система). [Включение БС «Руслан» поддержки системы управления БД Oracle 9i при уже реализованной поддержке Oracle 8i].
- интероперабельность (способность к взаимодействию с другими ИС, т. е. возможность экспорта/ импорта данных).
- работа в мультизадачном режиме (многопользовательский режим работы с СУБД) с обеспечением устойчивости к изменению нагрузок,
- поддержка сетевых протоколов. В области БС сетевое взаимодействие в основном связывают с протоколом Z39.50, который является международным стандартом. Под взаимодействием по Z39.50 в основном понимается возможность клиентского ПО одной БС взаимодействовать с серверным ПО другой БС.