Конструктивный расчет воздухопроводов
Конструктивный расчет воздухопроводов сводится к определению предельной толщины стенки труб и определению допустимого пролета между опорами. Толщина стенок стальных труб, выбранных для воздухопровода, должна быть не меньше предельной и допустимой. Допустимая толщина стенок стальных труб определяется по формуле:
, (4.16)
где: - расчетное давление в трубопроводе, Па;
- наружный диаметр трубы, мм; - допускаемое напряжение на растяжение, Па, в зависимости от температуры транспортируемого воздуха (табл. 4.5);
- коэффициент прочности шва;
для бесшовных труб ; для труб, соединяемых автоматической или ручной электросваркой ; для газовой сварки ;
- прибавка, учитывающая минусовой допуск толщены стенки трубы и возможное уплотнение при изгибе; принимается равной 15-20% от , но не менее 0,5 мм.
Таблица 4.5
Допускаемые напряжения на растяжение труб из углеродистых и легированных сталей , МПа [24]
Температура, 0С | Марка стали | ||||||
Ст2сп | Ст3сп | 10Г2С1 | 15ГС | 16ГС | |||
Конструкция опор для трубопроводов зависит от расположения труб (рис. 4.21). В непроходных каналах и малодоступных местах и при отсутствии поперечного перемещения трубопровода применяют скользящие опоры (рис. 4.21 а, г).При прокладке трубопроводов под перекрытиями и площадками и возможности продольного и поперечного их перемещения применяют подвесные опоры (рис. 4.21б). В точках жесткого крепления трубопровода (фиксирующие пункты или мертвые точки), когда необходимо воспринять осевое усилие трубопровода и обеспечить его деформацию в сторону компенсирующего устройства, применяют неподвижные опоры (рис. 4.21 в, д, е).
При определении допустимого пролета трубопровода различают средние и крайние пролеты (рис. 4.22).
Расстояние между опорами трубопровода при стационарном потоке газа определяется по величине максимально допустимого прогиба много опорной балки:
, (4.17)
где: - коэффициент перегрузки рабочего давления в трубопроводе, принимается равным 1,2;
- толщина стенки, мм;
- наружный диаметр, мм; , Па;
, Па; - момент сопротивления поперечного сечения трубы, м3 (табл.4.7);
- нагрузочный коэффициент, определяемый в зависимости от метода монтажа трубопровода, н/м.
Рис. 4.21. Конструкция опор для трубопроводов:
а -скользящая; б -подвесная; в -хомутовая; г -катковая; д -приварная; е -упорная
Рис. 4.22. Пример прокладки сети сжатого воздуха:
1 - средние пролеты; 2 - крайние пролеты;3 - компенсатор; 4 - опоры
Существует два метода монтажа трубопроводов - разрезной и плетьми. При разрезном методе монтажа трубопровод монтируется отдельными секциями, равными по длине расстоянию между опорами (соединение производится на опорах). При монтаже плетьми трубы свариваются на земле в плети, значительно превышающие по длине расстояния между опорами, и забрасываются на опоры с помощью кранов.
Значение коэффициента принимаются:
при монтаже плетьми:
; (4.18)
при разрезном методе монтажа:
; (4.19)
. (4.20)
При втором методе выбирается большее из значений (4.19) и (4.20).
В формулах (4.18)-(4.20):
- вес погонного метра трубы, н/м;
- вес изоляции на единицу длины трубы, н/м;
- вес транспортируемого продукта в единице длины трубы, н/м;
- вес обледенения одного метра трубы, н/м;
коэффициенты перегрузки ( );
- коэффициенты, принимаемые в зависимости от метода монтажа (табл. 4.6).
Расстояние между опорами обычно принимаются от 3 до 7 м. Допустимый крайний пролет трубопровода принимается в размере 80% от величины среднего пролета.
Если отношение толщины стенки трубы к диаметру , то трубу, уложенную на опоры, необходимо проверить на устойчивость. Для обеспечения устойчивости круговой формы поперечного сечения должно соблюдаться условие:
, (4.21)
где: - принятое значение среднего пролета трубопровода, м.
Таблица 4.6
Значения коэффициентов
Метод монтажа | Коэффициент | Значения |
Неразрезной | 8,33 | |
Разрезной | 12,5 4,17 8,33 |
Таблица 4.7
Стальные трубы