Конструктивный расчет воздухопроводов

Конструктивный расчет воздухопроводов сводится к определению предельной толщины стенки труб и определению допустимого пролета между опорами. Толщина стенок стальных труб, выбранных для воздухопровода, должна быть не меньше предельной и допустимой. Допустимая толщина стенок стальных труб определяется по формуле:

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru , (4.16)

где: Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - расчетное давление в трубопроводе, Па;

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - наружный диаметр трубы, мм; Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - допускаемое напряжение на растяжение, Па, в зависимости от температуры транспортируемого воздуха (табл. 4.5);

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - коэффициент прочности шва;

для бесшовных труб Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru ; для труб, соединяемых автоматической или ручной электросваркой Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru ; для газовой сварки Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru ;

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - прибавка, учитывающая минусовой допуск толщены стенки трубы и возможное уплотнение при изгибе; Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru принимается равной 15-20% от Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru , но не менее 0,5 мм.

Таблица 4.5

Допускаемые напряжения на растяжение труб из углеродистых и легированных сталей Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru , МПа [24]

Температура, 0С Марка стали
Ст2сп Ст3сп 10Г2С1 15ГС 16ГС

Конструкция опор для трубопроводов зависит от расположения труб (рис. 4.21). В непроходных каналах и малодоступных местах и при отсутствии поперечного перемещения трубопровода применяют скользящие опоры (рис. 4.21 а, г).При прокладке трубопроводов под перекрытиями и площадками и возможности продольного и поперечного их перемещения применяют подвесные опоры (рис. 4.21б). В точках жесткого крепления трубопровода (фиксирующие пункты или мертвые точки), когда необходимо воспринять осевое усилие трубопровода и обеспечить его деформацию в сторону компенсирующего устройства, применяют неподвижные опоры (рис. 4.21 в, д, е).

При определении допустимого пролета трубопровода различают средние и крайние пролеты (рис. 4.22).

Расстояние между опорами трубопровода при стационарном потоке газа определяется по величине максимально допустимого прогиба много опорной балки:

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru , (4.17)

где: Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - коэффициент перегрузки рабочего давления в трубопроводе, принимается равным 1,2;

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - толщина стенки, мм;

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - наружный диаметр, мм; Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru , Па;

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru , Па; Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - момент сопротивления поперечного сечения трубы, м3 (табл.4.7);

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - нагрузочный коэффициент, определяемый в зависимости от метода монтажа трубопровода, н/м.

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru

Рис. 4.21. Конструкция опор для трубопроводов:

а -скользящая; б -подвесная; в -хомутовая; г -катковая; д -приварная; е -упорная

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru

Рис. 4.22. Пример прокладки сети сжатого воздуха:

1 - средние пролеты; 2 - крайние пролеты;3 - компенсатор; 4 - опоры

Существует два метода монтажа трубопроводов - разрезной и плетьми. При разрезном методе монтажа трубопровод монтируется отдельными секциями, равными по длине расстоянию между опорами (соединение производится на опорах). При монтаже плетьми трубы свариваются на земле в плети, значительно превышающие по длине расстояния между опорами, и забрасываются на опоры с помощью кранов.

Значение коэффициента Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru принимаются:

при монтаже плетьми:

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru ; (4.18)

при разрезном методе монтажа:

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru ; (4.19)

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru . (4.20)

При втором методе выбирается большее из значений (4.19) и (4.20).

В формулах (4.18)-(4.20):

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - вес погонного метра трубы, н/м;

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - вес изоляции на единицу длины трубы, н/м;

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - вес транспортируемого продукта в единице длины трубы, н/м;

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - вес обледенения одного метра трубы, н/м;

коэффициенты перегрузки ( Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru );

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - коэффициенты, принимаемые в зависимости от метода монтажа (табл. 4.6).

Расстояние между опорами обычно принимаются от 3 до 7 м. Допустимый крайний пролет трубопровода принимается в размере 80% от величины среднего пролета.

Если отношение толщины стенки трубы к диаметру Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru , то трубу, уложенную на опоры, необходимо проверить на устойчивость. Для обеспечения устойчивости круговой формы поперечного сечения должно соблюдаться условие:

Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru , (4.21)

где: Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru - принятое значение среднего пролета трубопровода, м.

Таблица 4.6

Значения коэффициентов Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru

Метод монтажа Коэффициент Значения
Неразрезной Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru 8,33
Разрезной Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru Конструктивный расчет воздухопроводов - student2.ru 12,5 4,17 8,33

Таблица 4.7

Стальные трубы

Наши рекомендации