Классификация инновационных проектов
Инновационные проекты, могут классифицироваться по видам инноваций, см табл. 4.1.
Таблица 4.1
Классификация инновационных проектов по видам инноваций
Вид инновационных проектов | Цели проектов |
1. Продуктовые | Создание новых продуктов, товаров, работ и услуг |
2. Технологические | Создание новых технологий в различных отраслях экономики |
3. Процессные | Создание новых бизнес процессов |
4. Организационные | Создание новых форм организации производства и бизнеса |
5. Маркетинговые | Создание новых методов маркетинга: рекламы, дизайна и упаковки товаров, продвижения товаров на рынок, использования новых стратегий ценообразования |
6. Экологические | Предотвращение негативного воздействия на окружающую среду или на ее улучшение |
По уровню новизны инновационные проекты могут быть:
1. Модернизационые – конструкция изделия или технология принципиально не изменяются, улучшаются только определенные параметры: мощность, производительность и т.д.;
2. Новаторские – конструкция нового изделия существенно отличается от прежней, добавляются новые качества, ранее не применявшихся в данных изделиях, но применявшихся в других типах изделий;
3. Опережающие – конструкция изделия основана на опережающих технических решениях, ранее нигде не применявшихся;
4. Пионерские применяются ранее не существовавшие материалы и технологии, выполняющие прежние или новые функции (нано- или биотехнологии).
Инновационные проекты также классифицируют по:
· отраслям– в промышленности (машиностроении, станкостроении, приборостроении, энергетике и т.д.), строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и т.д.;
· уровню внедрения – предприятий (организаций), отраслевые, межотраслевые, региональные, национальные, международные;
· масштабам– крупные, средние, малые:
- монопроекты – проекты, выполняемые, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание или совершенствование конкретного изделия, технологии, закупка и внедрение на предприятии нового оборудования и технологий), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
- мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих несколько монопроектов, направленных на решение сложной инновационной задачи, такой как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, требуют наличие координирующей организации или подразделения;
- мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и многие монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и общегосударственных проблем, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.
По периоду реализации инновационные проекты делятся на краткосрочные со сроком реализации 1 - 2 года; среднесрочные со сроком реализации 3 - 5 лет; долгосрочные со сроком реализации более 5 лет.
Источниками финансирования инновационных проектов являются: собственные средства предприятий, средства заказчика, банковские кредиты и займы, венчурные фонды, республиканский бюджет, местные бюджеты и внебюджетные фонды, иностранные инвестиции.
Инновационный проект охватывает все стадии и этапы инновационного процесса «исследования, разработки, производство, распространение и использование инноваций».
Основными элементамиинновационного проекта являются:
· Цели и задачи проекта;
· Техническое задание на проект;
· Технико-экономическое обоснование проекта;
· Бизнес-план проекта;
· Участники и исполнители;
· Сроки реализации;
· Планы-графики работ по проекту;
· Организационная структура выполнения проекта;
· Бюджет и затраты:
· Источники финансирования проекта.
В техническом задании на проект указываются:
1. Тема работы (название проекта).
2. Цель работы.
3. Организация, в которой выполняется работа.
4. Исполнители.
5. Руководитель темы.
6. Сроки выполнения.
7. Стоимость проекта.
8. Имеющийся научный задел.
9. Ожидаемые результаты, их научно-техническая и практическая ценность.
10. Содержание работ (этапы, их наименование и сроки выполнения, стоимость, результат и вид отчетности).
11. Перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ.
12. Рекомендации по использованию результатов.
Особое внимание нужно обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения должна обеспечивать экспертизу результатов.
Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта.
Бизнес-план инновационного проекта.
Для обоснования инвестиционной привлекательности и определения потребности в ресурсном обеспечении осуществляется бизнес-планирование проекта. Назначение бизнес-плана заключается в детальном анализе параметров проекта, оценке его эффективности и перспективности.
Бизнес-план инновационного проекта имеет следующую структуру и содержание[4,20,22]:
1. Вводная часть (название и адрес компании; суть и цель проекта; стоимость проекта; потребность в финансах).
2. Сущность предлагаемого проекта (продукция; технология; патентные права).
3. Характеристика отрасли (текущая ситуация и тенденции развития отрасли; направление и задачи деятельности по проекту).
4. Анализ рынка (потенциальные потребители продукции; потенциальные конкуренты; размер рынка и его рост; оценочная доля фирмы на рынке).
5. План маркетинга (товарная политика, ценовая политика; сбытовая политика; реклама; прогноз объемов сбыта новой продукции).
6. План исследований и разработок (план НИР, ОКР (ОТР), задачи, сроки, исполнители.
7. Производственный план (производственный процесс; материально-техническое обеспечение проекта; источники поставки сырья, материалов, оборудования; трудовые ресурсы; субподрядчики).
8. Организационный план (организационно-правовая форма предприятия; сведения о владельцах, партнерах организации; информация о руководящем составе; организационная структура).
9. Оценка рисков (риски проекта; вероятность появления товаров-заменителей; управление рисками).
10. Финансовый план (план расходов и доходов; балансовый план; прогноз движения денежных поступлений).
11. Приложения (копии контрактов, лицензий; прейскуранты поставщиков; прочие документы).
На основе бизнес-плана проекта осуществляется выделение средств и финансирование работ.
Обеспечивающимиэлементами проекта являются:
· исполнители проекта;
· финансовые ресурсы;
· материальные ресурсы, оборудование, производственные и другие помещения;
· контракты, соглашения, договора;
· иные элементы, способствующие успешной разработке и реализации проекта.
Продолжительность жизненного цикла инновационного проекта определяется сроком морального старения новшества. В настоящее время срок морального старения продукции в машиностроении составляет 2 - 3 года, в электронике 1 - 2 года, в легкой промышленности 1 год.
Поэтому разработка и реализация инновационных проектов на предприятиях и в организациях должна осуществляться непрерывно.