Нормирование труда на погрузочно-разгрузочных работах (ПРР)

Погрузочно-разгрузочные работы являются начальной и завершающей стадией перевозочного процесса. Они состоят из комплекса операций по погрузке грузов на подвижной состав в пунктах отправления, выгрузке в пунктах прибытия и перегрузке (перевалке) с одного подвижного состава или вида транспорта на другой. От правильности организации и выполнения этих работ во многом зависит эффективность использования подвижного состава.

Основными принципами рациональной организации труда на ПРР являются механизация операций по погрузке и выгрузке, выполнение работы необходимым численным составом исполнителей соответствующей квалификацией, правильная их расстановка по рабочим местам.

На погрузочно-разгрузочных работах широко применяют бригадную форму организации труда. Для ускорения темпов роста производительности труда, улучшения качества выполняемых работ, привлечения рабочих к активному участию в управлении производством начали создавать бригады с применением коэффициента трудового участия.

Погрузочно-разгрузочные работы в зависимости от места выполнения, вида подвижного состава, в который грузится или из которого выгружается груз, и направления перемещения перерабатываемого груза подразделяют на вагонные, автотранспортные и складские.

К вагонным относят ПРР, осуществляемые по вариантам «железнодорожный подвижной состав – склад», «склад – железнодорожный подвижной состав», «железножорожный подвижной состав – автомобиль», « автомобиль – железнодорожный подвижной состав», «железнодорожный подвижной состав – железнодорожный подвижной состав».

Автотранспортными являются варианты погрузочно-разгрузочных работ «автотранспорт – склад» и «склад – автотранспорт».

Складские работы включают в себя перемещение, перекладку, взвешивание и прочие операции с грузом, не связанные с погрузкой или выгрузкой его из подвижного состава и выполняемые на территории грузовых дворов, станций, хлебоприемных пунктов, холодильников и т.п.

Процесс погрузки и выгрузки состоит из трех основных операций: захват груза, перемещение его на определенное расстояние и укладки. Кроме основных, в этот процесс входят вспомогательные операции, связанные с возвращением погрузочно-разгрузочных средств в исходное положение.

Для нормирования труда на ПРР грузы подразделяются на группы (классы) по комплексу показателей, влияющих на производительность машин и механизмов и нормы выработки рабочих. Основными признаками той или иной группы считают объем, форму, размеры и массу одного места груза. При выборе типа погрузочно-разгрузочных машин решающее значение имеет подразделение грузов на штучные и навалочные.

Нормирование труда на погрузочно-разгрузочных работах имеет свои особенности. Здесь в отличие от нормирования труда на других работах норму времени (выработки) устанавливают не на операцию производственного процесса, а на весь перегрузочный процесс, состоящий обычно из комплекса операций.

Норма выработки комплексной бригады за учетный период:

Нв = Му * Ч / Т (8.5),

где Му – продолжительность учетного периода, на который устанавливается норма выработки, ч;

Ч – число рабочих, одновременно занятых в технологической линии, чел;

Т – Норма времени, чел-ч.

Норма времени на погрузочно-разгрузочные работы в общем виде:

Т = Ч * (Топ + Тпз + Тоб + Тпт + Тотл) (8.6),

Оперативное время:

Топ = То + Тв. (8.7)

На погрузочно-разгрузочных работах основное время То складывается из затрат времени непосредственно на выполнение операций, связанных с погрузкой и выгрузкой груза, т.е. с изменением его местоположения.

Вспомогательное время Тв – это время, затрачиваемое на операции, обеспечивающие выполнение основной работы.

Подготовительно-заключительное время Тпз затрачивается на ознакомление с работой по заданию; осмотр и прием машин, путей, площадок, расстановку рабочих по фронту работы и др.

Время обслуживания рабочего места Тоб затрачивается в течение смены на выполнение работ, связанных с организацией погрузочно-разгрузочного процесса, обеспечением необходимого технического состояния и бесперебойной работы погрузочно-разгрузочных машин и поддержанием на рабочем месте порядка.

Время регламентированных технологических перерывов Тпт включает в себя перерывы в работе: грузчиков при погрузке-выгрузке в связи с ожиданием порожних грузозахватных приспособлений, опусканием и подниманием грузов или передвижением машин по фронту работы и т.д.

Время на отдых и личные надобности Тотл – время перерывов, используемых для отдыха, личной гигиены, а также естественных надобностей. На погрузочно-разгрузочных работах, особенно на ручных процессах, строгое соблюдение режима отдыха имеет особое важное значение. Нарушение его как по продолжительности, так и по периодичности может вызвать утомление и, как следствие, снижение производительности труда.

Норма выработки за смену при механизированной погрузке-выгрузке грузов машинами периодического действия можно рассчитать по следующей формуле:

Нв = g*nц (8.8)

где g – масса груза в одном подъеме или масса груза, перемещаемого за один цикл, т;

nц – число циклов погрузочно-разгрузочной машины , совершаемой за одну смену.

При погрузке-выгрузке тарно-упаковочных и штучных грузов кранами, оборудованными крюками, масса в одном подъеме составит:

g = go * n / 1000 (8.9),

где go – масса одного места груза, кг;

n – число мест груза с одинаковой массой.

Число циклов машины за смену:

Nц = 60 *Топ / tц (8.10)

где Топ – время оперативной работы за смену, мин;

tц – продолжительность одного цикла машины, с.

Норма выработки за смену при механизированной погрузке-выгрузке грузов машинами непрерывного действия:

Нв = Топ * go *кп / tу (8.11),

где кп – коэффициент перевода кг/мин в т/смену, равный 0,06;

tу – интервал времени между очередными укладками мест груза на ленту (принимается по данным наблюдений), с.

Навалочных грузов транспортерами с горизонтальным расположением ленты:

Нв = Топ *b2 * ки * υ* λ / (60 *β) (8.12),

где b – ширина ленты, м;

ки – коэффициент использования ленты с учетом угла естественного откоса груза;

υ – скорость движения, м/с;

λ – коэффициент заполнения ленты в зависимости от интенсивности подачи груза и использования ленты по ширине;

β – погрузочный объем груза, м3/т.

При нормировании труда на погрузочно-разгрузочных работах в норму времени включаются:

- основное время, которое представляет собой затраты времени на выполнение операций, связанных с погрузкой и выгрузкой груза: укладку грузов на поддоны, самоходные тележки, автомобили, в штабели или специально отведенные места для складирования; погрузку-выгрузку грузов из подвижного состава бросом; выгрузку сыпучих грузов из подвижного состава через люки; укладку груза на плечо, тележку, тачку, носилки; снятие груза со стеллажей и штабелей; укладку и снятие груза с ленты транспортёра, перемещение его вручную от места выгрузки к месту укладки; набор груза в ковш и высыпание из ковша погрузочными машинами, застропку, отстропку грузов при перемещении их с места выгрузки к месту складирования кранами, укладку грузов на весы, перемещение грузов автопогрузчиками;

- вспомогательное время, которое затрачивается на операции, обеспечивающие выполнение основной работы (затаривание груза в ящики, корзины в процессе погрузки-выгрузки, установку стоек, прокладок, крепление и раскрепление грузов при погрузке в крытые вагоны, на открытый подвижной состав и автомобили и снятие креплений при выгрузке; снятие и накладку закруток на двери и люки; открывание и закрывание дверей и люков вагонов и полувагонов, бортов железнодорожных платформ, автомобилей; установку и снятие дверных заграждений и овощных решёток; укрытие грузов брезентом и раскрытие их; подборку грузов на складе по транспортным документам; переходы в пределах рабочей зоны без изменения технологии выполнения работы);

- подготовительно-заключительное время, которое затрачивается на ознакомление с работой; осмотр и приём машин, путей, площадок; расстановку рабочих по фронту работы; уборку снега перед началом погрузки или после выгрузки; подноску, подвозку и осмотр инструмента, приспособлений, инвентаря и средств малой механизации; обработку лица и рук защитной пастой; надевание специальной одежды, респираторов при выполнении работ с химическими, вредными и пылящими грузами; осмотр и проверку состояния подкрановых путей, расположения штабелей грузов;

- время обслуживания рабочего места, которое затрачивается на выполнение работ, связанных с организацией погрузочно-разгрузочного процесса, обеспечением необходимого технического состояния и бесперебойной работы погрузочно-разгрузочных машин, механизмов, инвентаря и поддержанием на рабочем месте порядка (периодический осмотр и смазка вращающихся частей машин и механизмов, грузозахватных приспособлений в процессе работы; экипировка машин топливом, водой, смазочными материалами, песком; регулировка и подналадка машин и механизмов в процессе работы с опробованием на холостом ходу; расстановка и перестановка погрузочно-разгрузочных машин и механизмов по фронту работ; установка, крепление и снятие мостков, подмостей, трапов; переноска, передвижка в пределах склада и установка весов для перевески груза);

- время технологических перерывов, которое включает в себя перерывы в работе грузчиков при погрузке-выгрузке в связи с ожиданием порожних грузозахватных приспособлений, опусканием и подниманием грузов или передвижением машин по фронту работы; механизаторов в связи с застропкой и отстропкой грузов, освобождением грузозахватных приспособлений; перерывы вследствие подачи, уборки или расстановки подвижного состава у мест погрузочно-разгрузочных работ, перестановки кранов с одного пути на другой;

- время на отдых и личные надобности, которое представляет собой время перерывов, используемых для отдыха, личной гигиены и естественных надобностей.

Нормы времени и нормы выработки на погрузочно-разгрузочные работы устанавливаются не на операцию производственного процесса, а на весь перегрузочный процесс в целом, состоящий обычно из комплекса операций.

Наши рекомендации