Направления совершенствования организационных структур управления предприятиями.

Тема10. Организационная структура и структура управления организацией

1. Организация, ее сущность и формы

4 .Организационные структуры сельскохозяйственных предприятий

5. Направления совершенствования организационных структур управления предприятиями.

6. Структуры управления сельскохозяйственными предприятиями

Схемы орг. структур и структур управления см. перед 1 темой

1. Организация, ее сущность и формы.

А). Сущность

Понятие “организация” ( произошло от французского “organisation; organiser” - устроить, создать; объединить, сплотить; упорядочить) понимается в экономике в 2-х смыслах:

1) как совокупность людей, формально или неформально объединенных для достижения какой-либо цели;

2) как сама деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы совокупности людей.

Организация, для эффективного достижения своей запланированной цели, требует формирования управляемой и управляющей систем; определение места и роли каждого работника в системе; распределение работников по подразделениям; организацию пропорционального взаимодействия между работниками; разработку документов, регламентирующих деятельность аппарата управления, отдельных служб и работников.

Формальные организации, в отличие от неформальных организаций, обладают признаками:

1. главными общими целями, для осуществления которых они созданы и функционируют. Цели выражаются в основных экономических законах, например, капитализма и социализма, которые объективно производны от господствующих форм собственности на ресурсы, факторы и результаты производства;

2. распределением участников по иерархическим и соподчиненным статусам, ролям и обязанностям в интересах достижения общей цели;

3. порядком и способами удовлетворения материальных и духовных потребностей участников;

4. обособленностью и отличиями от других организаций, что выражается не только экономической и правовой самостоятельностью, но и символами, традициями, поведением субъектов;

5. управленческим центром, который сознательно координирует деятельность участников для успешного достижения главной цели, обеспечивая этим целостность, устойчивость и целесообразность существования организации.

Таким образом, формальная организация это специфическая социальная общность, сознательно объединенная в процессе совместной деятельности общими целями, интересами, ценностями, нормами.

Б). Формы

В обществе существует много форм организаций:

1. добровольные ассоциации, организованные для защиты или выражения интересов членов, с добровольным членством и не подчиненностью властям;

2. производственно-хозяйственные объединения, занимающиеся созданием товаров и услуг;

3. кредитно-финансовые организации;

4. научно-исследовательские и учебные заведения;

5. учреждения здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта;

6. учреждения культуры и досугового обслуживания населения;

7. правоохранительные органы;

8. административно-управленческие организации (власть и местное самоуправление).

В последующем изложении наше внимание будет сосредоточено на организациях формы « производственно-хозяйственное объединение».

4. Организационные структуры сельскохозяйственных предприятий

Предприятие как объект управления имеет организационную структуру. Организационная структура управленияэто совокупность производственных, вспомогательных и обслуживающих подразделений, которые расположены на территории предприятия и устойчиво взаимно связанны отношениями разделения, специализации и кооперации труда.

Подразделениями в сельскохозяйственных предприятиях являются производственные бригады, фермы, отделения, цеха и т.д.

Горизонтальная совокупность внутрихозяйственных подразделений, объединенных отношениями разделения, специализации, кооперации труда и последовательно подчиненных друг другу, представляет производственное звено организационной структуры.

Вертикальная совокупность отдельных звеньев, объединенных отношениями разделения, специализации, кооперацией труда и последовательно подчиненных друг другу снизу (например, от бригады) доверху (например, до предприятия), представляет ступень организационной структуры.

Организационные структуры могут состоять из 2-х, 3х и 4-х ступеней.

1). В небольших и средних по размеру предприятиях преобладает 2-х ступенчатая организационная структура. В ней первой ступенью является производственная бригада, непосредственно подчиненная предприятию. Создается управленческая цепь: предприятие - бригада (ферма).

2). Наиболее распространена 3-х ступенчатая структура, характерная для крупных сельхозпредприятий. В ней опосредствующая вторая ступень, в виде отделений, участков и цехов, создается между бригадой как первой ступенью и предприятием. В итоге создается управленческая цепь: предприятие – отделение(участок, цех) – бригада (ферма). Рост масштаба производства обусловлен: увеличением объемов производства; низким уровнем специализации и концентрации производственных подразделений, большим рас сосредоточением пунктов размещения рабочей силы, поголовья животных, плохими дорожными условиями.

3). 4-х ступенчатая структура используется в агропромышленных объединениях. В них верхней ступенью становиться агропромышленное объединение и в итоге создается управленческая цепь: объединение – предприятия – отделения(участки, цеха) – бригады (фермы).

Выбор количества ступеней в организационной структуре зависит от специфики условий деятельности предприятия:

-глубиныспециализации и степени концентрации производства;

-широты ассортиментапроизводимой продукции;

-размера площади земельных угодий;

- разбросанности населенных пунктов по территории;

-обеспеченности рабочей силой;

-обеспеченности средствами связи и транспортом;

-обеспеченности хорошей дорожной сетью;

- размещения источников воды.

Например, разбросанность территории, отсутствие хороших дорог и комбинация многих других вышеназванных условий усложняют организационную структуру.

По внутрихозяйственному построению выделяют: 1. территориальные или отделенческие, 2. цеховые или продуктовые, 3. бригадные, 4. комбинированные структуры.

А). Территориальнаяили отделенческая организационная структура управления типична для крупных хозяйств с многоотраслевой (растениеводство, животноводство и др.) структурой производства и большой территориальной разбросанностью (примерно, 13тыс га). Промежуточной ступенью между производственной бригадой и предприятием является производственное отделение. Здесь управленческая цепь выглядит так: предприятие – производственное отделение (участок) – производственная бригада (ферма).

Б). Цеховая или продуктовая организационная структура.В ее основе лежит отраслевой принцип организации производства и управления, при котором производство продукции осуществляется в специализированных производственных подразделениях. Такими производственными подразделениями являются цеха растениеводства, животноводства, овощеводства, строительства и т.д. Руководство группой специализированных производственных подразделений в одной отрасли осуществляется главным отраслевым специалистом (главным агрономом, главным зоотехником и т. п.), которому руководители специализированных производственных подразделений внутри отрасли подчиняются как по административным, так и по технологическим вопросам. Здесь управленческая цепь выглядит так: предприятие – производственный цех – производственная бригада (ферма).

Для внедрения цеховой организационной структуры необходимы следующие условия:

- узкая специализация предприятия;

- компактная территория;

- наличие высококвалифицированных специалистов;

- надежные средства связи.

В). Бригадная организационная структура наиболее простая. Находит применение в небольших по размеру хозяйствах, например, овощеводческих. Может создаваться как на территориальных принципах (комплексные бригады), так и на отраслевых (специализированные бригады). Однако, в условиях управленческой цепи: предприятие - бригады (фермы) у руководителя предприятия, особенно при управлении комплексными бригадами, резко возрастает объем разнообразных работ, поэтому он должен быть не узким специалистом, а специалистом-универсалом.

Г). Комбинированнаяструктура управления сочетает отделенческую, бригадную и цеховую структуры управления. Применяется в хозяйствах, где имеются многоотраслевые подразделения с организацией производства как по территориальному принципу, так и по отраслевому принципу в специализированных цехах и бригадах.

На построение структуры управления решающее значение оказывают внутренние и внешние факторы.

Внутренние:размеры и типы производства, уровень специализации и концентрации, техническая оснащенность производства, уровень квалификации кадров.

Внешние:территориальное размещение, национальные, исторические и климатические условия.

Организационная структура является основополагающей определения типа и вида структуры управления (см. 6-ой вопрос этой темы).

Направления совершенствования организационных структур управления предприятиями.

Важной функцией управления является подфункция организации, которая реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Административно-организационное управление предполагает: 1) определение структуры предприятия, т. е. выделение её подразделений; 2) установление взаимосвязей между подразделениями; 3) определение функций каждого подразделения; 4) предоставление прав и установление ответственности работников аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование предприятия в соответствии с утвержденным планом, в ходе которого непрерывно сравниваются фактически полученные результаты с запланированными результатами и производится последующая корректировка первых. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Разнообразие организационных структур управления предприятиями определяется многими объективными условиями, названными в 4-м вопросе этой темы.

Далее проанализируем общие и частные направления совершенствования организационных структур управления предприятиями.

1. Общее совершенствование организационной структуры управления предприятием предполагает: 1) уточнение набора подразделений; 2) уточнение функций каждого подразделения; 3) улучшение взаимосвязей подразделений; 4) определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника; 5) устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей совершенствования является повышение эффективности управления.

После общих, анализируются частныенаправления совершенствования организационных структур управления предприятиями.

2.В принципах управления:1)периодическое изменение соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении в связи с изменением стратегических приоритетов, активизацией или ослаблением эффективности взаимодействия между подразделениями; 2) усиление программно-целевого управления для консолидации ресурсов организации на разработке и выполнении проектов, требующих объединения специалистов одного профиля в одном подразделении.

3. В аппарате управления:1)перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, характера взаимодействия, распределения полномочий и ответственности; 2) реорганизация внутренних структур в результате поглощения и, вследствие этого, прибавки новых организаций или продажи производственных предприятий, не вписывающихся в организационную структуру; 3) выделение в самостоятельные хозяйственные подразделения программно-целевых проектных групп; 4) изменение характера межфирменных связей путем частичного их взаимопроникновения, участия в акционерном капитале; 5) усиление интеграции формально независимых небольших предприятий в научно-производственные комплексы крупных корпораций; 6) создание в аппарате управления все большего числа промежуточных управленческих звеньев - специализированных подразделений, курирующих производственные подразделения, в которых не растут объемы продаж продукции и прибыль и у которых возникают проблемы взаимодействия с другими хозяйственными подразделениями и административными службами.

4. В функциях управления:1)улучшение стратегического планирования и прогнозирования, опирающегося на разработку долгосрочной экономической и техническойполитики; 2) усиление контроля за качеством продукции на всех этапах от разработки продукта до его выпуска; 3) придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности предприятия на основе совершенствования учета и отчетности с применением электронно-вычислительной техники; 4) улучшение решения вопросов производства и управления персоналом; 5) привлечение работников к участию в акционерном капитале фирмы путем приобретения акций и к участию в решении вопросов на заседаниях совета директоров и правления; 6) поощрение работников за разработку новых идей в области совершенствования технологии производства, создания и внедрения новой продукции, усиления внимания к социально-психологическим аспектам управления; 7) усиление внимания в области маркетинговой деятельности к разработке мероприятий, форм и методов для достижения конечных результатов, намечаемых в программе маркетинга по продукту и по производственному отделению,8) улучшение хозяйственных взаимосвязей с другими подразделениями предприятия и с функциональными службами; 9) повышение эффективности затрат на проведение маркетинговой деятельности.

5. В хозяйственной деятельности:1)совершенствование технологических процессов; 2) применение механизированных и автоматизированных технологий; 3) углубление межфирменного сотрудничества в области специализации и кооперирования производства; 4) создание совместных производственных предприятий.

Наши рекомендации