Виды и периодичность технического обслуживания
Таблица 1.3
Вид ТО | Периодичность, ч | ||
Быстроходные ДВС (М-400) | Тихоходные ДВС (Г-70) | ||
Каждодневное (повахтно) | Экипаж | – | – |
ТО-1 | |||
ТО-2 | БПУ (во время эксплуатации) | ||
ТО-3 | |||
ТО-4 | Завод (по окон- чании навигации) | 2500…3000 | |
ТО-5 | – |
Как уже указывалось, каждое ТО включает работы предыдущего и свои специфические работы. Так, например:
ТО-1 включает обязательные контрольно-диагностические, моечно- очистительные, бункеровочно-заправочные, смазочные и крепежные;
ТО-3 включает ТО-1, ТО-2 и перекомплектовку деталей поршневой группы;
ТО-5 включает все предыдущие работы, в том числе полную перебор- ку механизма.
Во время ТО проверяется состояние деталей, прокладок, крепежа, за- меняются быстроизнашиваемые детали, устраняются выявленные недо- делки, то есть принимаются все меры для предупреждения нарастания износов – это основная задача ТО.
БПУ – береговые производственные участки, созданные для проведе- ния ТО и размещающиеся, как правило, в районе крупных портов (на ба- лансе близлежащего ремонтного завода). БПУ представляет собой плаву- чую или береговую мастерскую, имеющую небольшой станочный парк и большой запас приспособлений, инструмента и средств механизации для сборочно-разборочных работ, запас расходных материалов и запасных частей.
БПУ придаются 2–3 катера со сварочными установками и разъездными бригадами слесарей, 1–2 машины технической помощи для обслуживания на берегу грузовых районов. Задачи БПУ – выполнение ТО-2 – ТО-4 непо- средственно на ходу для транзитных судов, для остальных – во время по- грузочно-разгрузочных работ или ожидания их на рейде.
БПУ имеет диспетчерскую двухсменную службу и радиосвязь с суда- ми, принимает заявки и выполняет их разъездными бригадами в обеих сменах. БПУ выполняет обслуживание по главным ДВС, холодильным
установкам, компрессорам, реверс-редукторам, электрооборудованию и средствам дистанционного управления.
К выполнению всех ТО всегда привлекаются силы экипажа. Допуска- ется при ТО оказывать помощь судам по выполнению ремонтных работ в объемах не более 10% от общих затрат на обслуживание.
III звено– технические осмотры. Является главным звеном в системе, позволяющим планировать потребность в техническом обслуживании и ремонтах, а также прогнозировать техническое состояние судов и затраты на ремонты на ближайшую перспективу и до конца нормативного срока службы судов.
Технические осмотры выполняют каждодневно, повахтно при любых ТО и ремонтах, а также понедельно, помесячно механиком и капитаном судна. Групповыми механиками проводятся ежемесячные осмотры. Про- водятся также осмотры комиссиями завода, пароходства, Министерства транспорта РФ.
Кроме этого, существуют специализированные осмотры судов, вы- полняемые контролирующими организациями – Российским Речным Ре- гистром, Государственной санитарной инспекцией, судоходными инспек- циями, инспекциями профсоюзов.
Технические осмотры позволяют накапливать информацию об изно- сах, причинах возникновения, мерах предупреждения и методах устране- ния, то есть дают научно обоснованные и статистические данные для со- вершенствования СТОРС. Также осмотры дают сведения для проекти- ровщиков и строителей, для повышения сроков службы и надежности судов и механизмов.
IV звено– ремонт судов. ТО значительно предупреждают износы, но со временем они накапливаются и требуют применять более крупные ме- ры для восстановления технического состояния путем проведения раз- личных видов ремонта. Согласно ГОСТ 18322–78 ремонтомназывают комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности и ресурсов изделий или их составных частей. Виды ремонтов регламентирует ГОСТ 24166–80. Ремонты судов в этом ГОСТ систематизированы по сле- дующим признакам (табл. 1.4).
V звено– хранение. Предназначено для того, чтобы уберечь судовую технику от коррозионного, преждевременного старения (снижения устало- стной прочности) и разукомплектования. Суда и их элементы изнашивают- ся не только в период работы, но и не в рабочий период, то есть при их хра- нении. Это происходит из-за коррозии, деформации, повреждения поверх- ностей и других причин. Исследованиями установлено, что детали, поверх- ности которых подверглись коррозии, при работе изнашиваются в 1,5–2 раза быстрее по сравнению с деталями, защищенными от ее воздействия.
Виды ремонтов судов по ГОСТ 24166–80
Таблица 1.4
Признак систематизации | Термин |
Степень восстановления технико- эксплуатационных характеристик | Капитальный ремонт (КР); средний ремонт (СР); текущий ремонт (ТР) |
Место ремонта | Доковый ремонт (ДР); заводской ре- монт (ЗР) |
Время ремонта | Межнавигационный ремонт (МР); поддерживающий ремонт (ПР) |
Устранение причин и последствий отказов | Гарантийный ремонт (ГР); аварийный ремонт (АР); восстановительный ре- монт (ВР) |
Регламентация выполнения ремонта | Ремонт по техническому состоянию (РТ) |
Планирование ремонта | Плановый ремонт; неплановый ремонт |
Хранению подлежат суда в целом, расходный фонд оборудования, обменный фонд, сменные части, узлы и детали во время ремонта и транс- портировки.
По времени различают два вида хранения: кратковременное – нерабо- чий период от 10 дней до двух месяцев и длительное – более двух меся- цев. По условиям хранения различают способы: открытый, закрытый и комбинированный.
П л а н о в ы е в и д ы р е м о н т а
Капитальный ремонт (КР)проводят для восстановления технико- эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечной, с заменой или восстановлением любых элементов, включая базовые.
КР проводится для судов со сроком службы до 30 лет и более один раз после 15–18 лет эксплуатации при условии, если стоимость ремонта не будет выходить за 40% от балансовой. Проводится силами завода за счет амортизационных отчислений в срок до года. При этом должно выпол- няться до 20% смены конструкций корпуса по массе, до 100% замены об- стройки помещений, трубопроводов, кабельных сетей электрооборудова- ния. В большом объеме ремонтируются судовые устройства, дельные ве- щи, вспомогательные механизмы по данным дефектации. Главные и дру- гие механизмы, работающие в непрерывном режиме, получают вид ре- монта в зависимости от наработки часов.
КР судна может сопровождаться модернизацией, обеспечивающей улучшение технико-эксплуатационных характеристик судна с целью при- ближения к значениям характеристик однотипных судов, строящихся в этот период. КР может выполняться в несколько этапов. Учитывая значи-
тельные затраты на КР, целесообразность его проведения определяют технико-экономическим обоснованием.
Средний ремонт (СР)выполняют для восстановления технико- эксплуатационных характеристик судна до заданных значений с заменой или восстановлением элементов ограниченной номенклатуры. СР произ- водится через 5–7 лет за счет амортизационных отчислений силами завода в срок межнавигационного зимнего периода.
При СР заменяют до 8% от массы наружной обшивки, до 100% заме- няют трубопроводы, делаются декоративные и отделочные работы, 100% -я окраска корпуса. Механизмы, работающие в постоянном эксплуатацион- ном режиме, могут ремонтироваться любым ремонтом в зависимости от наработки. Базовые элементы при СР дефектуются, накапливается ин- формация об их техническом состоянии, но ремонт их не проводят.
По стоимости СР не должен превышать 15% от балансовой стоимо- сти. СР является основополагающим видом ремонта, в том числе при СР производят узловой КР, а также модернизацию.
Текущий ремонт (ТР)выполняется для поддержания технико- эксплуатационных характеристик судна в заданных пределах с заменой или восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов. ТР осуще- ствляется 1 раз в 2 года за счет эксплуатационных расходов силами экипажа в межнавигационный срок. Завод оказывает услуги, обеспечивает сменны- ми деталями и выполняет на судне работы, несвойственные экипажу.
При ТР допускается выполнять модернизационные работы только по выполнению требований охраны окружающей среды. Во время ТР заменя- ются до 3% наружной обшивки по массе, устраняют накопившиеся износы и повреждения, выполняют пусконаладочные и центровочные работы и другие работы по данным дефектации. Механизмы, работающие в постоян- ном эксплуатационном режиме, ремонтируются по наработке часов.
Доковый (слиповый) ремонтявляется частью СР, КР или может быть самостоятельным видом ремонта. Проводится за счет амортизацион- ных отчислений с целью ремонта, осмотра, очистки и окраски подводной части корпуса, ДРК, доннозаборной арматуры, а также для проведения предварительной дефектации судов перед СР. Суда, используемые для ледокольных работ, ставят на слиповый ремонт ежегодно. Плановый сли- повый ремонт судов класса «М» и «О», эксплуатирующихся в прибреж- ных районах, проводят не реже 1 раза в 2 года.
Межнавигационный ремонт (МР)является уменьшенным по объе- му ТР (до 60%). Выполняется, в годы, когда нет других видов ремонта, производственными силами экипажа и имеет те же характерные работы – в основном замена быстроизнашивающихся деталей, устранение нако- пившихся дефектов, выполнение работ по ТО, пусконаладочных и регу- лировочных работ.
Поддерживающий ремонт (ПР)выполняется ежегодно силами эки- пажа за счет эксплуатационных расходов и только для судов, которые:
а) отработали срок службы, но продолжают прибыльно эксплуатиро- ваться;
б) имеют пониженное техническое состояние к сроку КР и требуют затрат, превышающие 40% строительной стоимости судна.
Оба типа судов выводят из основного ядра флота и переводят на ПР. При ПР запрещается производить декоративные и отделочные работы, модернизационные работы. Допускается выполнять работы на уровне СР для сохранения самоходкости, управляемости, непотопляемости при ус- ловии, если дальнейшая эксплуатация судна прибыльна.
Н е п л а н о в ы е в и д ы р е м о н т а
Гарантийный ремонт (ГР)выполняют в объеме акта рекламации, подтвержденном контролирующими организациями завода-изготовителя или исполнителя ремонта. Названные организации стараются любыми возможностями устранить дефект своими силами и в минимальные сроки, чтобы не усугублять стоимость накапливающегося простоя.
Восстановительный ремонт (ВР)проводится для устранения по- следствий стихийных бедствий (затопление, оверкиль, пожар и пр.) При ВР ремонтируют исторически ценные суда до первозданного или макет- ного состояния, а также редкие и уникальные суда.
ВР проводится по персональному разрешению Министерства транс- порта РФ (при условии обоснования экономической эффективности) си- лами завода в сроки от 1 до 5 лет. По стоимости может превышать строи- тельную в 2–3 раза. При ВР проводятся полные объемы модернизацион- ных работ. ВР производится за счет новых капитальных вложений к оста- точной стоимости судна.
Аварийный ремонт (АР)выполняется с целью устранения аварий- ных повреждений за счет убытка владельца и виновных в объеме акта повреждения. Другие ремонтные работы при этом не допускаются. АР выполняют под контролем главного инженера пароходства круглосуточ- но, с целью сокращения убытков от простоя судна.
Ремонт по техническому состояниювыполняется с выводом судна из эксплуатации, то есть с возникновением простоя. Этот ремонт прово- дят в следующих случаях:
а) появление отказа механизма не по вине экипажа;
б) возникновение повреждения судна от эксплуатации в режимах, пре- вышающих расчетные (опять же не по вине экипажа);
в) при устранении замечаний контролирующих организаций, запре- щающих эксплуатацию судна до их устранения.
Несмотря на то, что все причины простоя не по вине экипажа, простой все равно фиксируется и ухудшает показатели работы судна.
Межрейсовый ремонтвыполняют между рейсами для поддержания исправного или работоспособного состояния отдельных элементов судна. При этом устраняют мелкие неисправности, поломки, дефекты и повреж- дения, полученные во время эксплуатации.
Кроме перечисленных видов ремонта в последнее время неофициаль- но появились еще две разновидности:
1) «горячий» ремонт– проводится для судов, которые находятся в хорошем техническом состоянии и на которых в навигационный период времени применяются передовые методы технического обслуживания судовых элементов и механизмов. На таких судах по окончании навига- ции судовые экипажи выполняют только осеннее техническое обслужива- ние и мелкие ремонтные работы для подготовки их к зимнему отстою. При этом весь экипаж находится на судне и все помещения отапливаются.
«Горячий» ремонт применяют вместо МР;
2) навигационный ремонт– гарантийный, межпоходовый и частич- но доковый (слиповый) ремонты, которые выполняют в период навига- ции. Слиповый ремонт может выполняться во время навигации из-за не- достаточной мощности судоподъемных сооружений.
Классификацию всех перечисленных видов ремонта можно предста- вить в виде схемы (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Классификация видов ремонта
С х е м а р е м о н т н о г о ц и к л а
Основу послеосмотровой планово-предупредительной системы ре- монта судов составляют ремонтные схемы по судам, в которых определя-
ют виды плановых ремонтов по ним и периодичность проведения этих ремонтов за срок службы судна. Ремонтные схемы можно составлять и на отдельные судовые элементы, механизмы и устройства.
Разработка ремонтной схемы для судов зависит от состояния техноло- гии, организации ремонтного производства и уровня технической экс- плуатации флота, а также от срока службы судов.
Расчетный срок службы (Тсл) – минимальный срок, в течение которого судно окупается за счет амортизационных отчислений от доходов экс- плуатации.
В результате научно-технического прогресса в нашей стране сроки обновления техники сокращаются. В соответствии с этим сокращаются и сроки службы судов. Если амортизационный срок службы основного транспортного флота до 1965 г. был равен 60 годам, а затем сокращен до 45 лет, то сейчас не превышает 38 лет.
Ремонтный цикл (Ц) – периодически повторяющаяся совокупность ремонтов и ТО от наработки до КР. Второй цикл начинают после КР и до конца срока службы.
Межремонтными периодами называют промежутки времени между одинаковыми видами ремонта. Например, между СР – 5–7 лет, между ТР – 2 года (табл. 1.5).