Организация перевозки товаров железнодорожным транспортом
Отношения, возникающие между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфрастуктур железнодорожного транспорта при пользовании услугами железнодорожного транспорта регулируются Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также правилами, издаваемыми федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
На железнодорожном транспорте перевозки осуществляются повагонными, контейнерными, мелкими отправками, группами вагонов, отправительскими маршрутами.
Повагонной отправкой считается отправка груза, под перевозку которого предоставляется отдельный вагон по одному перевозочному документу (накладной).
Контейнерной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление одного контейнера.
Мелкой отправкой на железнодорожном транспорте считается груз, для перевозки которого не требуется отдельного вагона или контейнера. При этом общая масса груза должна быть не менее 20 кг, но не более 20 т, а его количество не превышать по объему половины вместимости крытого вагона, контейнера или половины площади пола четырехосной платформы, полувагона.
Прием к перевозке грузов мелкими отправками производится в местах общего и необщего (независимо от наличия у грузоотправителя железнодорожного подъездного пути) пользования на основании заявки на перевозку грузов.
На каждую перевозку грузов мелкими отправками в вагонах, контейнерах грузоотправитель составляет отдельную накладную. В ней грузоотправитель указывает общую массу груза, а также общее количество мест, входящих в партию груза. Заполнение накладной грузоотправителем производится в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.
Грузы, предъявляемые к перевозке мелкими отправками, должны быть упакованы грузоотправителем в тару и (или) упаковку, требования к которым предусмотрены стандартами или техническими условиями, утвержденными соответствующими организациями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В тех случаях, когда требования к таре и (или) упаковке отдельных мест в партии груза стандартами или техническими условиями не предусмотрены, грузоотправитель обязан упаковать грузы таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения, сохранность грузов, вагонов, контейнеров.
На каждом грузовом месте мелкой отправки (в том числе предъявляемой к перевозке в местах общего пользования) грузоотправителем наносится отправительская, специальная и железнодорожная маркировка в соответствии с Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом.
В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить в накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.
Прибывший мелкой отправкой и выгруженный из вагона, контейнера груз выдается перевозчиком грузополучателю в порядке, установленном правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
Если на станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза либо такие обстоятельства установлены составленным в пути следования коммерческим актом, станция назначения обязана определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.
Перевозка грузов группами вагонов (групповая или маршрутная отправка) по одной транспортной железнодорожной накладной может производиться при соблюдении следующих условий:
грузы должны быть однородными;
погрузка и выгрузка должна производиться в местах необщего пользования;
отправка грузов предъявляется одним грузоотправителем на одной железнодорожной станции отправления;
отправка грузов направляется в адрес одного грузополучателя на одну железнодорожную станцию назначения;
масса груза и количество вагонов в пути следования грузоотправителем, грузополучателем или перевозчиком не изменяются.
Накладная заполняется в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.
Под отправительским маршрутом следует понимать состав поезда установленного веса или длины, сформированный грузоотправителем на железнодорожном подъездном пути организации либо по договору с перевозчиком на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренный планом формирования грузовых поездов. Маршруты могут организовываться:
прямые, при перевозке на одну станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе отдельной группой); в распыление, при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки.
Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем возможность приема маршрутов установленного веса или длины под выгрузку.
Товары могут перевозиться грузовой и большой скоростью. Критерии определения скорости перевозок грузов, а также железнодорожные направления, по которым осуществляются перевозки грузов большой скоростью, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Перечень указанных направлений подлежит опубликованию в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.
Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель. Если допускается перевозка данных грузов только большой скоростью, грузоотправитель должен указать данную скорость. Для организации грузовых перевозок на станциях железных дорог имеются специальные службы (товарные кассы, грузовые дворы, товарные конторы).
В соответствии с Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом предназначенный для перевозки груз должен быть надлежащим образом подготовлен к транспортированию. Тара и упаковка должны соответствовать требованиям стандартов для данного вида товара. Отправительская маркировка должна предусматривать наименование грузоотправителя и грузополучателя, станций отправления и назначения, порядковые номера грузовых мест, массу груза.
На грузы, требующие особого обращения, наносят специальные надписи и знаки, предупреждающие о мерах предосторожности. Перевозчики имеют право не принимать к перевозке грузы, упаковка которых не отвечает установленным требованиям.
Все грузы, которые могут быть сформированы в транспортные пакеты, должны предъявляться к перевозке в пакетированном виде. Транспортный пакет — это укрупненное грузовое место, сформированное из отдельных мест груза в таре или без нее.
Некоторые грузы перевозят насыпью или навалом.
Перевозка скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии со специальными правилами, утвержденными Министерством путей сообщения Российской Федерации.
Под погрузку должны подаваться только технически исправные, очищенные внутри и снаружи, а в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, и годные для перевозки данного груза транспортные средства, в противном случае отправитель вправе отказаться от них и потребовать замены.
О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуществляемую грузоотправителем, работники железнодорожных станций должны уведомить его не позднее, чем за 2 ч до их подачи.
На каждую отправку грузоотправителем заполняется транспортная железнодорожная накладная, которая является основным перевозочным документом. В ней содержатся сведения об отправителе и получателе, скорости перевозки, наименование, количество мест и масса груза, объявленная отправителем ценность груза и другие сведения. Масса груза определяется взвешиванием, подсчетом массы, указанной на тарных местах или по стандартной массе грузовых мест. Масса некоторых грузов может определяться расчетным путем по обмеру или условно. В накладной указывается время приемки груза к перевозке.
Погрузку грузов в контейнеры и выгрузку их из контейнеров производят соответственно грузоотправители или грузополучатели.
Вагоны, погруженные средствами перевозчика, отправляются за его пломбами. Если груз отправлен за массой отправителя, то он и пломбирует вагоны. Правила пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации.
Грузы должны доставляться в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Однако грузоотправители и перевозчики в договорах об организации перевозок могут предусмотреть иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки груза начинается с 24 ч дня приема груза для перевозки.
Дату приема груза к перевозке и дату истечения срока доставки груза указывает железнодорожная станция отправления в выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
За просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов,
Порядок расчета за перевозку груза между перевозчиком и грузоотправителем устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Согласно Правилам выдачи грузов на железнодорожном транспорте станция назначения обязана сообщить грузополучателю о прибытии груза в день поступления, но не позднее 12 ч следующего дня. Представитель грузополучателя должен иметь доверенность на право получения груза. После оформления выдачи груза и его выгрузки получатель обязан сдать перевозчику транспортные средства.
Прибывшие на станцию назначения грузы хранятся бесплатно в течение 24 ч. За хранение груза сверх указанного срока взимается сбор, указанный в тарифном руководстве.
Принимая груз, получатель обязан проверить, обеспечена ли его сохранность при перевозке. При этом он проверяет целостность пломб, оттиски на них, исправность вагона или другого перевозочного средства, соответствие наименования груза и количества мест данным, указанным в железнодорожной накладной.
Перевозчик должен проверить на станции назначения при выдаче груза его состояние, массу и количество мест в следующих случаях:
• прибытие груза в неисправном вагоне, контейнере, а так же в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами;
• прибытие груза с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции;
• прибытие груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе;
• прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки иди с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;
• прибытие груза, погруженного перевозчиком;
• выдача груза, выгрузка которого обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования. Грузы, перевозимые навалом и насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки их массы, если у грузополучателя и на железнодорожной станции назначения отсутствуют вагонные весы.
В случае обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузополучатель должен потребовать от него составления коммерческого акта.
Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:
• несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе;
• повреждение (порча) груза и возможные причины такого повреждения;
• обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;
• возвращение перевозчику похищенного груза;
• непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.
Коммерческий акт составляется в трех экземплярах на бланках установленной формы. В нем указывают номер и дату составления акта, точное описание состояния груза, тары и тех обстоятельств, при которых обнаружена неисправность средства перевозки, причины порчи или повреждения груза, соблюдение правил погрузки. При составлении коммерческого акта на порчу скоропортящегося груза к его первому экземпляру обязательно должны быть приложены контрольные сведения о льдоснабжении или выписка из журнала температур. Акт должен быть подписан начальником станции или другим компетентным представителем перевозчика и грузополучателем. По требованию получателя перевозчик обязан выдать ему коммерческий акт в трехдневный срок.
Порядок составления коммерческого и других актов и их содержание регламентируются Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утверждаемыми Министерством путей сообщения Российской Федерации.
В случае нарушения перевозчиком договора перевозки груза ему может быть предъявлен иск.
До предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к нему обязательно предъявляется претензия. Порядок предъявления и рассмотрения такой претензии изложен в статьях 120-124 Устава железнодорожного транспорта российской Федерации, а также в Правилах предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения установленного срока (в течение тридцати дней со дня получения претензии) или если получен ответ перевозчика на претензию до истечения этого срока.
На железнодорожной накладной при помощи специального штемпеля делается отметка о дате фактической выдачи груза.
Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия железнодорожного транспорта с морским, речным воздушным, автомобильным транспортом осущестеляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования груза.
Перевозчики могут оказывать грузоотправителям и грузополучателям следующие виды услуг, связанных с перевозкой грузов:
оформление документов, сдача и получение груза;
завоз-вывоз груза;
погрузочно-разгрузочные и складские;
информационные;
подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава;
страхование грузов;
платежно-финансовые
таможенное оформление грузов и транспортных средств
прочие экспедиторские услуги.
Услуги предоставляют на основании договора транспортной экспедиции. Условия выполнения такого договора определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», а так же утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Кроме того, услуги, связанные с перевозкой, должны отвечать требованиям ГОСТ Р 51133-98 «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования».