Тушение пожаров на объектах транспорта

При тушении пожаров в гаражах, трамвайных и троллейбусных депо основной задачей пожарных подразделений является обеспечение сохранности подвижного состава и материальных

ценностей.

Разведка пожара должна установить : место пожара, его размеры,направление распространения, число подвижного состава, которому угрожает огонь, и его состояние, расположение горящих машин внутри помещения и возможность их эвакуации,число обслуживающего персонала для оказания помощи при тушении, наличие свободных площадок для размещения эвакуированного транспорта, конструктивные особенности покрытия и возможность предотвращения обрушения, наличие противопожарных преград и их состояние, необходимость вызова дополнительных

сил и средств и т.д.

Горящие автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы целесообразно тушить воздушно-механической пеной или распыленными водяными струями. При одновременном горении автомобилей и разлитого вокруг них горючего в первую очередь тушат горючее. Одновременно подают водяные стволы А на защиту покрытия, если ему угрожает опасность. Сгораемые покрытия тушат стволами А или лафетными. Одновременно разбирают покрытия на путях распространения огня и тушат их стволами Б. Металлические фермы охлаждают водой, чтобы предупредить их деформации и обрушение.

При одновременном горении машин (автобусов, автомобилей, трамваев, троллейбусов) и сгораемого покрытия внутрь гаража подают стволы А и лафетные для тушения основного оча-

га пожара, на покрытие вводят стволы Б с одновременной его разборкой на путях распространения огня. При необходимости внутрь помещения подают воздушно-пенные стволы.

При распространении горения в канализацию снимают крышки люков и в колодцы подают воздушно-механическую пену. Что бы предотвратить попадание топлива в канализацию, создают

обваловку на путях его растекания или около люков колодцев.

Во всех случаях немедленно эвакуируют автомобили. Исправные машины вывозят дежурные водители, ремонтные рабочие,шоферы пожарных автомобилей,не занятых подачей воды и

пенных средств тушения. Неисправные подвижные средства прикрепляют на буксире к исправным автомобилям и тягачам тросами или выкидными рукавами. При отсутствии водителей подвижной

состав выкатывают личный состав прибывших подразделений и рабочие. Для безопасности работ на защиту путей эвакуации вводят стволы.

Рукавные линии прокладывают так, чтобы не мешать эвакуации подвижного состава и материальных ценностей. Эвакуированные автомобили размещают таким образом, чтобы они не мешали работе подразделений по тушению пожара.

Работы по эвакуации должны возглавляться РТП или же выделенным им командиром в помощь местной администрации. При тушении пожара в трамвайном или троллейбусном парке до введения в действие стволов электролинии обесточивают.

Тушение пожара на водном транспорте.

На эксплуатируемых судах РТП обязан все действия согласовывать с капитаном горящего судна, а на судах ,находящихся на берегу- с должностными лицами объекта. Как и на любом пожаре, РТП прежде всего устанавливает, находятся ли на судне люди и степень угрозы им. Одновременно определяют необходимость отвода горящего судна от других судов или береговых сооружений или наоборот, отвода других судов от горящего.

В первый момент возникновения пожара важно до его распространения ввести в действие стационарные средства горящего судна; чтобы предотвратить быстрое распространение пожара, судно разворачивают так, чтобы место пожара находилось с подветренной стороны.

В процессе тушения пожара на судне трюмы постепенно заполняют водой, что может привести к нарушению устойчивости судна.

Основные средства тушения пожаров в жилых и служебных помещениях вода, низко- и средне кратная воздушно-механическая пена.

Основные направления введения первых сил и средств на тушение внутри надстройки- коридоры трапы, люки по которым спасают людей,важные участки судна. При необходимости стволы вводят для защиты береговых сооружений и соседних судов.

В практике используют способ затопления горящих трюмов водой, но лишь в крайних случаях, когда не эффективны другие способы тушения или проникновение и подача огнетушащих средств в очаг пожара невозможны. Для снижения температуры в трюмах целесообразно в отдельных случаях спускать через люки на тросах стволы-распылители на уровень зоны горения.

В процессе тушения пожара непрерывно охлаждают струями воды поперечные переборки, отделяющие грузовые трюмы от смежных отсеков, как со стороны грузовых трюмов, как и с противоположной. После тушения тщательно осматривают все помещения трюмов.

В случаях разведки и тушения пожаров на судах л\с пожарных частей и экипажа, действующая в помещениях судна, должен иметь АСВ-2, приборы освещения и средства связи. Работу звеньев ГДЗС контролируют посты безопасности. РТП должен иметь схемы планировки помещений судна.

Тушение пожара на ж\д транспорте.

Получив извещение о пожаре подвижного состава, начальник дежурной смены определяет путь следования к горящему объекту, так как число переездов через ж\д пути ограничено. Если пожар возник в поезде, находящимся в пути следования, и к нему нет проезжих дорог, к месту пожара следуют по ж\д дороге на специально выделенном поезде.

Рукавные линии прокладывают вдоль путей и под рельсами. Для быстрой подачи первых стволов к горящим вагонам рукавные линии прокладывают через рельсы. В то же время подготавливают параллельные линии и кладут их под рельсы. По мере готовности линий, действующие стволы присоединяют к разветвлениям, установленным на рукавных линиях, проложенных под рельсами. У действующих стволов создают запас рукавов для удобства маневрирования ими и подачи на место передвижения горящих вагонов.

Стволы вводят внутрь вагона через боковые и крышевые люки, двери и отверстия для труб. При необходимости для подачи стволов в очаг пожара или в места наиболее интенсивного горения пробивают отверстия непосредственно в крышах и стенах кузовов вагонов.

Вскрытие дверей и люков вагонов, контейнеров, а также упаковки грузов, находящихся на открытом подвижном составе, производят только после выяснения рода груза по документам и подготовки средств пожаротушения.

При пожаре цистерн с ЛВЖ и ГЖ их немедленно охлаждают водяными струями. Горение паров жидкости над незакрытой горловиной цистерн прекращают, закрывая крышку или набрасывая кошму. Эти работы выполняют под защитой водяных струй. При растекании горящей жидкости устраивают обвалование участка или отводят ее в безопасное место по канавам в естественные и искусственные выемки, котлованы и кюветы.

Горение ЛВЖ и ГЖ, вытекающих через нижнее сливное устройство или трещину, образовавшуюся в цистерне, можно ликвидировать отсечением компактной струи горящей жидкости от трещины или сливного устройства. На тушение разлившейся жидкости подают пенные стволы.

14.ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЭЛЕВАТОРНО – СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, МЕЛЬНИЧНЫХ И КОМБИКОРМОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

1. «Боевой устав органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь по организации тушения пожаров», утвержденный Приказом МЧС Республики Беларусь №1 от 03.01.2012г.

2. В.П. Иванников, П. П.Клюсс «Справочник руководителя тушения пожаров» - М.: 1987.

Для хранения зерна сооружают зернохранилища, которые подразделяют на зерносклады и элеваторы. Элеваторы - наиболее современный вид зернохранилищ, предназначенный для частичной обработки и длительного хранения зерна. По своему назначению элеваторы бывают хлебоприемные, портовые и производственные.

Элеваторы включают в себя устройства для приема зерна с транспорта, рабочее здание (башню) и силосные корпуса для хранения зерна.

Наиболее высокая часть элеватора - башня высотой 60-65 м и более, в которой сосредоточено основное транспортное и технологическое оборудование.

Силосные корпуса располагают по обе стороны башни или с одной стороны, если башня связана с мельнично-крупяным предприятием.

Силосные корпуса состоят из отдельных силосов, имеющих в плане круглую, квадратную или другую форму. Их загружают зерном через верхние люки с помощью ленточных транспортеров, расположенных в галерее, надстроенной над силосным корпусом и соединенной с башней. Разгрузку силосов осуществляют через выпускные отверстия в днищах, при этом зерно самотеком поступает на ленточные транспортеры, расположенные в подсилосном помещении, а из них в нижние головки нории рабочего здания и затем на отгрузку или в здание перерабатывающего предприятия.

Современный элеватор - предприятие полностью механизированное с диспетчерским автоматизированным управлением вместимостью 25-100 тыс. т и более.

Для тушения пожаров в лестничной клетке устраивают сухой водопроводный стояк с пожарными кранами на каждом этаже и насосами-повысителями. Снаружи башни и на каждом силосном корпусе устроены стационарные пожарные лестницы, которые являются и вторым эвакуационным путем для обслуживающего персонала.

Современные здания мельнично-крупяных предприятий строят из железобетонных конструкций. Здания мельниц старой постройки имеют, как правило, деревянные перекрытия. Через перекрытия всех этажей проходит множество коммуникаций (трансмиссии, нории, самотечные трубы, вентиляционные и другие системы), а отдельные помещения сообщаются между собой проемами, переходами и транспортерами. Производственные помещения оборудуют системами местной вытяжной вентиляции с фильтрами и пылевыми камерами. Здания мельниц имеют наружные пожарные лестницы, по которым прокладывают сухотрубы и устраивают на каждом этаже пожарные краны для подачи воды от пожарных насосов.

На современных элеваторах и мельнично-крупяных предприятиях основной пожарной нагрузкой является зерно, зерновая и мельничная пыль, транспортерные ленты и элементы оборудования и отдельные конструкции зданий из горючих материалов.

На элеваторах и мельницах возможно быстрое распространение огня по вентиляционным, аспирационным системам, по системам транспортировки через проемы в перекрытиях и стенах, а также по оборудованию, строительным конструкциям и галереям из горючих материалов.

Наши рекомендации