Предпосылки формирования информационного права

Факторы и условия формирования и развития информационного права.

Предпосылки формирования информационного права

I.

1) актуализация информации

2) системообразующий характер – из научной категории перешло в общее использование

3) экономическое значение информатизации (образование ИКТ), преобладание информационного сектора экономики

4) информация превращается в ресурс, имеющий высокое значение в жизни. Информационный ресурс является главным.

II.

1) научно-технические предпосылки – развитие электронно-вычислительных средств.

2) научно-технический прогресс

III. Социальные предпосылки

1) активная роль государства и формирование государственной информационной политики

2) развитие информатизации – удовлетворение информационных потребностей во всех сферах деятельности с помощью компьютерных технологий

3) активное формирование информационного законодательства

4) формирование науки информационное право

Благодаря техническим и технологическим процессам сегодня быстро осуществляются

накопление информации, информационный обмен, информационное взаимодействие как в

пределах одного государства, так и межгосударственные. Повсеместное же внедрение

информационных телекоммуникационных технологий и основанных на них информационных

телекоммуникационных сетей привело к формированию глобального межгосударственного

информационного виртуального пространства, в котором информация вращается в непривычной

для традиционного права электронной форме. Формируется мировое информационное

пространство, закладываются основы перехода к открытому информационному обществу.

В информационном обществе резко возрастает роль права как главного механизма

регулирования общественных отношений. Однако информационное общество развивается такими

стремительными темпами, что право отстает от его потребностей и потому многие общественные

отношения, уже действующие в информационной сфере (в первую очередь в информационных

сетях, например Интернете, и в условиях применения других информационных технологий),

остаются неурегулированными.

Лавинообразно нарастающие потребности информационного общества в правовом

регулировании возникающих в нем общественных отношений приводят к формированию новой

комплексной отрасли права, называемой ныне информационным правом. Особенности структуры

и содержания информационного права определяются особенностями основных составляющих это

право элементов.

Обоснованным является утверждение, что в эпоху персональных компьютеров и сетевых

информационных технологий информационная сущность процессов управления в социальных

системах приобретает все большее значение. И это положение должно быть включено в объект

исследования всех социально ориентированных наук, включая как общую теорию права, так и

отдельные его отрасли. Кстати, в современном понимании законотворческие процессы в своей

реализации все более приближаются к виду специальных информационных технологий. А в

правоприменительной сфере некоторые отрасли права, например то же административное право

или таможенная и налоговая деятельность, уже просто немыслимы без компьютерных технологий

ведения соответствующих документальных массивов.

Стремительно развивающаяся тенденция перехода к информационному обществу придает

особую актуальность исследованиям информационного содержания социальных процессов,

попадающих в сферу интересов права, а формы представления, движения, использования

соответствующей информации необходимо активно включать в совокупность объектов правовых

исследований. Именно здесь заложено обоснование объективности выделения информационного

права в самостоятельную комплексную отрасль.

Таким образом, информационное право включает в себя многие правовые проблемы

административного права, фокусируя их в плоскости регулирования информационных отношений,

которые становятся иногда для административного права специфическими и недоступными для

разрешения собственными средствами.

В последние годы в связи с развитием машинных информационных технологий в сфере

социального управления происходит своеобразное вытеснение многих вопросов

информационного обеспечения из сферы, традиционно принадлежащей административному

праву. Основой таких процессов является нарастающая дифференциация процессов

информационного обеспечения принятия решений в сфере государственного управления

(использования баз и банков данных, "ситуационных комнат" и т.п.). Одним из основополагающих

принципов информационного обеспечения для сферы государственного управления в

демократизирующемся обществе становится требование "информационной прозрачности"

административной системы. Таким образом, вся процедура информационного обеспечения

административной системы перемещается в область информационного права.

Кроме того, формирование информационного права тесно связано с формированием

информационного общества. Выделим особенности формирования информационного общества.

1. Наличие информационной инфраструктуры (трансграничные информационно-

телекоммуникационные сети и информационные ресурсы в них).

2. Массовое применение персональных компьютеров и подключение их к трансграничным

информационно-телекоммуникационным сетям.

3. Подготовка членов общества к работе на компьютерах в трансграничных информационно-

телекоммуникационных сетях.

4. Новые формы и виды работы в трансграничных информационно-телекоммуникационных

сетях и виртуальном пространстве.

5. Возможность практически мгновенно получать из трансграничных информационно-

телекоммуникационных сетей информацию.9

6. Возможность мгновенно общаться.

7. Интеграция СМИ и трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей.

8. Отсутствие географических и геополитических границ государств, участвующих в

трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях.

Для достижения цели формирования новой цивилизации необходимо ликвидировать разрыв

в области информационных технологий, изменить методы взаимодействия между государствами в целях продвижения социального прогресса. Чтобы достичь этой цели нужно построить новые

правила поведения и новые правила взаимоотношений между субъектами. Практика правового

регулирования информации как предмета правовых отношений позволяет сделать вывод о том,

что этот вопрос не может быть урегулирован в одной из так называемых классических отраслей

права.

Основные отграничения информационного права от других отраслей.

1. Значительный массив законодательства.

2. Экономическая и социальная заинтересованность государства в развитии

информационных отношений.

3. Возникновение и бурное развитие правоотношений в информационной сфере, влекущие

за собой постоянное расширение отношений субъектов и объектов.

4. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования

Наши рекомендации