Малые инновационные предприятия. Особенности малых инновационных фирм.
Малое инновационное предприятие – это предприятие, у которого доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более 10%. Несмотря на то, что в инновационной сфере работает лишь около 6% от общего числа работающих в малом предпринимательстве, эту область развития малого бизнеса можно поставить по значимости для развития экономики на одно из первых мест.
Малая инновационная фирма является небольшим мобильным коллективом профессионалов, действующих самостоятельно или в составе крупной организации в таких сферах, где происходят постоянные изменения. Основателями малых инновационных фирм являются ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал.
Малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, в широких масштабах начали возникать во второй половине 80-х годов. Их развитие позволяло ускорить инновационный процесс
В начале 90-х годов малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, попали в сложные условия быстрого свертывания спроса на научную продукцию из-за инвестиционного кризиса, вызвавшего спад инновационной активности, и роста бюджетного дефицита. В настоящее время малые инновационные предприятия не связаны с инвестиционным спросом, поэтому их прибыльность резко сократилась. Исследования и разработки выполняются либо на арендованном оборудовании, либо путем бесплатного его использования по месту работы. Характерная черта развития малого инновационного бизнеса в настоящее время – его нестабильность.
Малое предпринимательство в инновационной сфере в настоящее время формируется несколькими путями. Малые инновационные предприятия могут выделяться из состава крупных государственных научных организаций. Деятельность малых фирм в этом случае направлена на модернизацию и совершенствование разработанных на материнской фирме видов техники. Малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, могут создаваться как рыночные дублеры лабораторий и отделов отраслевых научно-исследовательских институтов и заводов и заниматься как научными и прикладными исследованиями, так и полным инновационным циклом. Еще один путь образования малых инновационных предприятий – объединение группы разработчиков для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции. Малые инновационные предприятия могут формироваться как посредники для продвижения инноваций и технологий, создаваемых специалистами в области конкретной техники и технологии. Роль таких фирм особенно значительна в регионах, где научно-технические и маркетинговые связи слабее, чем в центре.
Развитие инновационной деятельности, развитие и поддержка малого предпринимательства на сегодняшний день в значительной степени взаимосвязаны, они дополняют и стимулируют друг друга.
Эффективность малых предприятий обеспечивается за счет их мобильности и гибкости, готовности идти на риск, лучшей координацией действий, оперативного принятия решений, более низких издержек производства. Выделяют следующие преимущества малых фирм при выполнении нововведений:
- энтузиазм, сплоченность, инициативность персонала;
- в области финансов – низкая капиталоемкость;
- личный пример руководства, минимум бюрократизма, способность принятия риска;
- в области внутренних коммуникаций – межличностные коммуникации, быстрая реакция на внутренние проблемы;
- в области маркетинга – быстрая реакция на изменение спроса.
Малые предприятия занимаются разработкой и освоением нововведений в тех областях, которые кажутся для крупных фирм неперспективными или очень рискованными. По данным многочисленных исследований, малые фирмы производят в два раза больше новинок, приходящихся на одного работника, чем крупные фирмы.
Можно отметить следующие особенности малого предпринимательства в инновационной сфере.
1. Углубление специализации научных разработок. Во многих случаях небольшие фирмы могут конкурировать с крупными концернами, работая лишь в узкоспециализированном направлении.
2. Ориентация на продуктовые инновации и оказание услуг в инновационной сфере. Объяснить это можно тем, что для малых компаний не характерно крупносерийное, массовое производство. Продукты производятся сравнительно небольшими партиями, а иногда и в единичном экземпляре.
3. Зависимость степени интенсивности инновационной деятельности от отрасли, в которой действуют малые предприятия.
Анализ деятельности малых инновационных предприятий показал, что более половины из них занимаются проектированием новой техники. На втором месте находится разработка программных средств – эти предприятия занимаются информационными услугами, изготовлением приборов и оснастки, а также наладкой и ремонтом оборудования. Каждое четвертое малое инновационное предприятие осуществляет консультирование в области научно-технической сферы.
В России число малых предприятий, занятых в науке и научном обслуживании, за последние годы существенно уменьшилось. Вместе с тем малые предприятия играют существенную роль в сфере инноваций, в воплощении достижений научно-технического прогресса. Малыми фирмами созданы такие новшества, как персональный компьютер, микропроцессор, многие средства программного обеспечения.