Сущность и классификация рисков

С развитием рыночных отношений значительно возрастает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, и, следовательно, возрастает риск.

Риск – это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.

Риск является исторической и экономической категорией.

Как историческая категория риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Риск исторически связан со всем ходом общественного развития.

Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может наступить или не наступить. В случае наступления такого события возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой или положительный.

Риски в производственном менеджменте – это вероятность возникновения убытков или снижения прибыли по сравнению с ожидаемым вариантом.

В зависимости от возможного результата риски подразделяются на две больших группы: чистые и спекулятивные.

1.Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К ним относятся природно-естественные, экологические, политические, транспортные, производственные, торговые.

Природно-естественные риски связаны с проявлением стихийных сил природы: наводнение, землетрясение, буря, пожар и др.

Экологические риски связаны с загрязнением окружающей среды.

Политические риски связаны с деятельностью государства и политической ситуацией в стране. В связи с этими процессами могут возникнуть нарушения условий функционирования предприятий, непосредственно не зависящих от них.

Транспортные риски связаны с перевозками грузов разными видами транспорта.

Производственные риски связаны с убытком от остановки производства вследствие гибели или повреждения производственных фондов, внедрения в производство новой техники и технологии.

Имущественные риски связаны с вероятностью потерь имущества по причине кражи, халатности, перенапряжения технической и технологической систем.

Торговые риски связаны с убытками от задержки платежей или отказа от платежа во время транспортировки товара, недопоставка товара.

1. Спекулятивные риски выражаются в получении как положительного, так и отрицательного результата. К ним относятся финансовые риски, связанные с возможностью потерь денежных средств или обесценивания финансовых активов. Финансовые риски подразделяются на две группы:

Риски, связанные с потерей покупательной способности денег: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности.

Риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски)

- риски снижения доходности в результате снижения процентов по вкладам, дивидендам, выданным кредитам;

- риски упущенной выгоды - это риск наступления финансового ущерба вследствие неосуществления какого-либо мероприятия;

- риски прямых финансовых потерь: биржевой, селективный, риск банкротства.

Оценка степени риска.

Большинство производственно-хозяйственных операций связаны со значительным риском, поэтому их проведение требует довольно точной оценки его степени и величины.

Степень риска – это вероятность наступления случая потерь, а также возможного ущерба от него.

Количественно риск предпринимателя характеризуется оценкой вероятной величины максимального и минимального дохода (убытка) от инвестированного капитала. Степень риска тем выше, чем больше диапазон между предполагаемым максимальным и минимальным доходом (убытком).

Предприниматель принимает на себя риск только в случае неопределенности хозяйственной ситуации, которая обусловлена тремя факторами: отсутствием полной информации, случайностью и противодействием.

Отсутствие полной и достоверной информации о хозяйственной ситуации вынуждает предпринимателя искать эту информацию, а при отсутствии такой возможности заставляет действовать его наугад, опираясь на свой опыт и интуицию.

Неопределенность хозяйственной ситуации во многом определяется фактором случайности. Случайность - это то, что в сходных условиях происходит неодинаково, и поэтому ее заранее предвидеть и спрогнозировать.

Противодействие – это катастрофы, войны, революции, забастовки, конкуренция, изменение спроса, нарушение договорных обязательств, возникающие в ответ на действия предпринимателей. Поэтому они в процессе своей деятельности должны выработать стратегию, уменьшающую степень противодействия, что позволит уменьшить степень риска.

Для определения уровня риска пользуются тремя методами:

1. Статистический метод построен на изучении статистики потерь и прибылей, имеющих место на данном или на аналогичных предприятиях, на основе которой устанавливается величина и частота их получения.

2.Экспертный метод основан на использовании мнений опытных специалистов, которые опираются на свои знания, опыт, интуицию.

3. Комбинированный метод, соединивший в себе элементы статистических и экспертных приемов, является наиболее результативным. Эксперт принимает решения, применяя комплекс логических и математико-статистических процедур в процессе сбора, обработки и анализа информации о состоянии объекта.

Оценить величину производственного риска и свести ее к минимуму позволяет использование теории вероятности, которая, опираясь на статистические данные, позволяет рассчитать возможность наступления потери с достаточно высокой точностью.

Вероятность наступления события может быть определена объективным или субъективным методом.

Объективный метод определения вероятности основан на вычислении частоты, с которой происходит данное событие.

Субъективный метод определения вероятности основан на использовании субъективных критериев, которые базируются на различных предположениях, к которым можно отнести суждение оценивающего, его личный опыт, мнение финансового консультанта. При субъективном определении вероятности ее величина может иметь разные значения для одного и того же события, так как зависит от приемов экспертной оценки, т.е. технологии проведения экспертизы, обработки ее результатов и обоснования значения вероятности.

Управление рисками

Ведение бизнеса невозможно без риска, являющегося своеобразной платой за свободу предпринимательства. В условиях конкуренции предприятиям необходимо внедрять новшества, предпринимать смелые нестандартные действия, которые усиливают риск. Практика предпринимательства свидетельствует о том, что чем выше уровень риска, тем выше в случае успеха прибыль. Поэтому приходится мириться с неизбежностью риска, учиться прогнозировать его, оценивать и не переходить допустимые пределы.

Риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Выбор приемлемой степени риска зависит от ориентации руководителя предприятия. Руководители консервативного типа не склонны к новациям и обычно стараются уйти от любого риска.

Гибкие руководители стремятся к более рискованным решениям, если риск доброволен. В затруднительных ситуациях такие руководители ориентированы на более рискованные решения, если уверены в профессионализме исполнителей.

Готовность менеджера идти на риск обычно формируется под воздействием результатов практической реализации прошлых аналогичных решений, принятых в условиях неопределенности. Понесенные потери диктуют выбор осторожной политики, а успех побуждает к риску.

Большинство людей предпочитает мало рискованные варианты действий. Вместе с тем отношение к риску во многом зависит от величины капитала, которым располагает предприниматель.

К рискованным относятся те решения, которые предполагают получение какого-либо результата с некоторой степенью вероятности. Это происходит в условиях неопределенности, когда требующие анализа и учета факторы весьма сложны, а достаточной или достоверной информации о них нет.

Неопределенность характерна для многих решений, принимаемых в быстро меняющихся обстоятельствах. Здесь менеджер может попытаться получить дополнительную информацию, еще раз проанализировать проблему, учесть ее новизну и сложность, сочетая эту информацию и анализ с накопленным опытом, с интуицией. Полезно привлечь к работе специалистов для составления экспертных оценок.

Возможно также действовать в точном соответствии с прошлым опытом и интуицией, особенно если нет времени на сбор дополнительной информации, или если затраты на ее сбор чересчур велики.

Определяя выбор, менеджер рассматривает новый проект во взаимосвязи с другими вариантами и с уже налаженными видами деятельности фирмы. В целях снижения риска желательно использовать диверсификацию производства – выпуск таких товаров, спрос на которые изменяется в противоположных направлениях, то есть при увеличении спроса на один товар спрос на другой товар уменьшается, и наоборот. Однако не каждый риск поддается снижению с помощью диверсификации, так как на предпринимателей оказывают воздействие различные макроэкономические факторы: ожидание подъема или кризиса, изменение ставки банковского процента.

Самые добротные прогнозы менеджера могут не сбыться из-за неожиданных и непредсказуемых обстоятельств, не зависящих от самой фирмы. Поэтому на случай наступления неблагоприятных событий предусматриваются разные возможности уменьшения отрицательных последствий за счет резервов денежных средств, производственных мощностей, сырья, готовой продукции, а также разрабатываются планы переориентации деятельности.

В странах с развитой рыночной экономикой распространенным способом уменьшения риска является хеджирование – создание встречных валютных, коммерческих, кредитных и других требований и обязательств.

В мировой практике при внедрении дорогостоящих наукоемких инноваций практикуется перевод части финансового риска на венчурные (рисковые) фирмы, которые в случае неудачи проекта возьмут на себя часть потерь. Однако самым лучшим способом снижения риска является грамотный выбор инвестиционных решений.

Особенно тщательно просчитываются риски в рамках инвестиционной политики. Из ряда альтернативных проектов выбирается наиболее рентабельный вариант, так как превышение доходов над расходами уже делает целесообразным вложение средств.

Зарубежный опыт сформулировал некоторые правила, снижающие риск при принятии управленческих решений:

- поддержание оптимальной структуры портфеля акций: треть – крупных компаний, треть – средних, треть – небольших;

- номенклатура портфеля акций – минимум 12 компаний;

- дублирование поставщиков;

- дублирование рынков сбыта; ориентация на среднюю норму прибыли;

- разделение партий при транспортировке ответственного груза;

- хранение производственных материалов на разных складах во избежание их повреждения.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое риски в производственном менеджменте?

2. Как классифицируются риски?

3. Какими факторами обусловлена неопределенность хозяйственных ситуаций?

4. Какие методы применяются для оценки степени риска?

5. В чем сущность управления рисками?

6. Какие методы снижения рисков вы знаете?

7. С какой целью осуществляется диверсификация производства?

8. Сформулируйте правила снижения риска при принятии управленческих решений.

Литература [7,13,15,18]

Список рекомендуемой литературы

1. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. – К.: МП «ИТЕМ» ЛТД, 1995 – 448с.

2. Бухало С.М. Организация, планирование и управление деятельностью промышленного предприятия. К.: В.Ш,1998 – 472с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: «Фирма Гардарика», 19969 – 416с.

4. Казанцев А.К. идр. Практический менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1998-367с.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. Е.М. Пеньковой – М.: Прогресс,1990. – 736с.

6. Лукашевич Н.П. Социология труда: Учебное пособие. К.: МАУП, 2001 – 320с.

7. Макаренко М.В. и др. Производственный менеджмент. – М.: «Приор», 1998.-384с.

8. Маслов В.Е. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М,1999-312с.

9. Миримский Л.Ю., Усенко Р.С. Экономика предпринимательства: деловые отношения – Симферополь: Крым – Фарм – Трейдинг, 2002 – 352с.

10. Морозов М.В. и др. Организация производства, планирование и управление на предприятиях рыбной промышленности. Учебник для вузов. - М.: Пищевая промышленность, 1997 – 504с.

11. Мэскон М.Х. и др. Основы менеджмента: Перевод с английского. - М.: Дело, 1996-704с.

12. Практикум по финансовому менеджменту. / Учебно-деловые ситуации, задачи и решения. Е.С. Стоянова. М.: Перспектива, 1995. – 316с.

13. Производственный менеджмент./ Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 352с.

14. Пушкарь М.С., Пинхасик В.А. Основы маркетинга. Тернополь – 1992 – 78с.

15. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов – М.: Издательство «Зерцало», 1998 – 448с.

16. Румянцева З.П. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие.– М.: ИНФРА – М, 1997 – 432с.

17. Селезнев В.В. Основы рыночной экономики Украины. К.: А.С.К. 2002 – 656с.

18. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент, Учебник для вузов, - М.: Банки биржи, ЮНИТИ, 1997 – 447с.

19. Черкасов В.В. и др. Управленческая деятельность менеджера. К.: Ваклер, Атлант, 1998 – 470с.

20. Черняк В.З. и др. Бизнес-планирование. Учебно-практическое пособие, М.: Издательство РДА, 2003-272с.

21. Экономика предприятия. Учебное пособие / Под ред. Л.Г. Мельника. Сумы: ИТД «Университетская книга», 2003 – 638с.

Светлана Ивановна Турега

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Конспект лекций

для студентов специальности: 7. 090221 «Оборудование перерабатывающих и пищевых производств»

Тираж _______экз. Подписано к печати _____________________

Заказ № _____ Объем __3,9 ____ п.л.

Изд-во «Керченский государственный морской технологический университет»

98309 г. Керчь, Орджоникидзе, 82

Наши рекомендации