Основные требования к стропам из стальных канатов и цепей.

Технология

Классификация стропов.

Стропы грузовые предназначены для обвязки и навешивания на крюк крана твёрдых грузов. Стропами называют отрезки канатов или цепей, соединённые в кольца или снабжённые навесными и грузозахватными концевыми элементами, которые служат для обвязки, крепления и навешивания груза к грузоподъёмному механизму и обеспечивают быстрое, удобное, надёжное и безопасное закрепление грузов.

Стропы из пеньковых и синтетических канатов применяют при строповке деталей с гладко обработанной поверхностью (шлифованных и полированных, деревянных изделий, нетвёрдых легковесных грузов). Использовать такие стропы рекомендуется только с коушами, применять металлические концевые элементы не рекомендуется, так как они быстро перетирают канаты. В горячих цехах такие стропы не применяют.

Стропы из стального каната высокопрочны и долговечны, разрушаются постепенно, так что легко можно определить степень разрушения, но плохо работают при перегибах и на острых углах. При повторных нагружениях канаты многократно перегибаются. При этом проволоки ломаются, а стропы бракуются.

В горячих цехах машиностроительных заводов, литейных цехах стропы из стальных канатов имеют ограниченное применение, так как органический сердечник каната относительно быстро выгорает и проволоки, не смазываясь, интенсивно изнашиваются. Сращивание или связывание канатов стропов не допускается.

Цепные стропы, как и стальные канатные, могут использоваться для подъёма и перемещения любых грузов на всех производствах. Преимущество цепных стропов перед стальными канатными в том, что они более гибки, пригодны для подъёма деталей и узлов с острыми кромками без подкладок, могут работать при высокой температуре, хорошо накладываются на груз и снимаются с него, что очень важно при работе с раскалённым металлом. Но цепные стропы имеют ряд недостатков: большую собственную массу, не выносят резких динамических нагрузок и могут внезапно рваться, дефекты цепей трудно обнаружить. Эти недостатки ограничивают их применение, особенно при подъёме тяжёлых и ответственных грузов в местах большой концентрации людей и оборудования.

Практика показала, что частыми причинами разрыва цепных стропов является их неправильная эксплуатация, перегрузка из-за неправильной маркировки или подъёма мёртвых грузов, нерадивость стропальщиков, применение изношенных цепей. Стропы со звеньями или захватными элементами, изношенными более чем на 10% по диаметру цепной стали, имеющие свыше 30% выработавших звеньев или негодные по другим причинам, к дальнейшей эксплуатации не допускаются.

В настоящее время используют несколько разновидностей грузовых стропов: канатные (СК), цепные (СЦ), универсальные канатные (УСК), универсальные цепные (УСЦ).

По числу ветвей стропы подразделяют на одно-, двух-, трёх, четырёхветвевые и универсальные. Число ветвей стропа, на который подвешивают груз, выбирают в зависимости от массы, габаритов и конфигурации груза.

Универсальные стропы выполняют трёх типов: упрощённые, облегчённые и бесконечные (кольцевые). Упрощённый строп представляет собой отрезок каната, концы которого заделаны от раскручивания: у пеньковых канатов – прядями пеньки, у стальных канатов – мягкой отожжённой проволокой или путём сварки. Такие стропы применяют на вспомогательных работах, при ремонте оборудования, на монтажных и демонтажных работах. Строповку грузов упрощённым стропом выполняют путём вязки узлов и петель.

Облегчённый двухпетельный универсальный строп представляет собой отрезок каната, заплетённый с обоих концов в петли с коушами, либо с одной петлёй и со свободным концом с наложенной маркой. При зацепке груза он легко проходит в отверстия деталей, петли, рымы, кольца, проушины и т.п., образуя несколько ветвей, что увеличивает его грузоподъёмность. Двухпетельный строп может служить составным элементом многих сложных и специальных грузозахватных приспособлений. В этом случае в петли стропа вплетают коуши, предохраняющие его от быстрого износа и резких перегибов.

Бесконечный (кольцевой) универсальный строп представляет собой замкнутый кольцевой отрезок каната или цепи необходимой длины. Он может быть изготовлен из стальных канатов, цепей, пеньковых и синтетических канатов. Универсальный строп, как и двухпетельный, используют при строповке самых разнообразных грузов. В зависимости от конфигурации и массы груза он может работать на две, четыре, а иногда и восемь ветвей, что особенно важно при транспортировании весьма тяжеловесных грузов. Обвязку груза универсальным бесконечным стропом выполняют, как правило, мёртвой петлёй, что гарантирует прочность и надёжность строповки. Универсальный строп под нагрузкой не раскручивается в отличие от всех других канатных стропов, вытягивается незначительно, поэтому срок его службы более продолжительный.

Однопетельный одноветвевой строп имеет на одном конце петлю, а на другом крюк, карабин, струбцину или другой концевой захват. Такой строп применяют при перемещении грузов, имеющих монтажные петли, рымы, крюки или другие приспособления. Так как одноветвевой строп от предельных нагрузок может раскручиваться, его нужно изготавливать из канатов крестовой свивки.

Комбинированный строп состоит из элементов стального каната и цепи. Петли и крайние части стропа изготавливают из стального каната, а среднюю часть стропа, как участок интенсивного износа, делают из цепи, грузоподъёмность которой на 15 – 20% больше грузоподъёмности каната. Комбинированные стропы выпускают грузоподъёмностью до 6 т. Они обладают всеми преимуществами цепных стропов, кроме того, они надёжнее, долговечнее их. Тяжёлые навесные и соединительные кольца, необходимые для цепных стропов, заменяют лёгкими и прочными канатными петлями. Поскольку канатный участок стропа имеет меньшую грузоподъёмность, разрушаться он начинает раньше, как бы сигнализируя о непригодности стропа. Канатная часть стропа также служит амортизатором цепи при динамических нагрузках, смягчая рывки и предотвращая разрыв. Комбинированный строп предназначен для транспортирования сварных и литых деталей с острыми кромками и рёбрами, рельсов, корпусов подшипников, металлоконструкций и т.п.

Многоветвевой строп состоит из нескольких ветвей, объединённых между собой общим стальным кольцом. Он предназначен для зацепления грузов за две, три или четыре точки. Широкое применение эти стропы получили при строповке тяжеловесных грузов, коробов и т.п., снабжённых петлями, проушинами, скобами, цапфами и т.д.

При использовании многоветвевых стропов необходимо следить за тем, чтобы нагрузка передавалась на все ветви равномерно.

В зависимости от поднимаемых грузов стропы оборудуют специализированными захватами: коромыслами, кольцами, крюками, струбцинами и др.

2. Область применения стропов. (См. вопрос №1).

Основные требования к стропам из стальных канатов и цепей.

Проектирование стропов должно осуществляться головной или специализированной организациями в соответствии с государственными и межгосударственными стандартами, настоящими Правилами, ТНПА.

При изготовлении канатных стропов должны использоваться стальные канаты крестовой свивки, а при изготовлении цепных стропов – круглозвенные цепи. Ранее не использующиеся материалы могут применяться при проектировании строп по рекомендациям головной организации по согласованию с Госпромнадзором. Обязательным условием для изготовления канатных, цепных и текстильных стропов является наличие испытательного стенда.

Грузозахватные приспособления испытываются после изготовления в организации-изготовителе, а после ремонта – в организации, в которой они ремонтировались. Стропы, за исключением цепных, ремонту не подлежат. Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25 % превышающей их паспортную грузоподъемность.

Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Крепление бирок должно обеспечить их сохранность до конца срока службы. При изготовлении грузозахватных приспособлений они должны быть снабжены соответствующими паспортами.

Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в журнал учета грузозахватных приспособлений, в котором должны быть указаны наименование приспособления, паспортная грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления.

Разрешение на эксплуатацию грузозахватных приспособлений и тары записывается в специальный журнал учета и осмотра лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами, и (или) специалистом, ответственным за содержание кранов в исправном состоянии.

Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться ответственным специалистом, назначенным (определенным) владельцем крана по инструкции, разработанной организацией-изготовителем или специализированной проектной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы. При отсутствии инструкции браковку стропов производят в соответствии с приложением 23. При длительной работе крана на удаленных объектах без возвращения на место базирования и невозможности осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары специалистами владельца осмотр должен быть поручен лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, на месте производства работ, что должно быть отражено в договоре (приказе) на выделение крана.

Порядок осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары определяется их владельцем.Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений. Стропальщики должны производить осмотр грузозахватных приспособлений и тары перед их применением. Съемные грузозахватные приспособления и тара могут быть допущены к перемещению грузов, масса которых не превышает паспортной грузоподъемности.

Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ.

Наши рекомендации