Условия изготовления и испытания съемных грузозахватных ус-
Тройств.
Изготовление
грузозахватных
устройств
и
тары
должно
производиться в соответствии с нормативными документами по рабочим
чертежам организациями, имеющими лицензию на производство работ.
Грузозахватные устройства после изготовления подлежат испытанию
нагрузкой, на 25 % превышающей их паспортную грузоподъемность, на
предприятии-изготовителе.
Сведения об изготовленных грузозахватных устройствах должны заноситься
в журнал учета грузозахватных устройств.
Грузозахватные устройства должны снабжаться клеймом или биркой с
указанием номера, грузоподъемности и даты испытания, а также должны быть
снабжены паспортом.
Техническое освидетельствование строп, клещей, траверс производит лицо
надзора или другое лицо, специально назначенное приказом по предприятию.
Выбор грузозахватного устройства для строповки груза. После
определения
массы
и
габаритных
размеров
груза
можно
выбирать
грузозахватные устройства.
При этом необходимо соблюдать следующие правила:
· угол между ветвями стропа не должен превышать 90° при строповке;
· при длине груза 12 м и более следует применять траверсу;
· при подъеме груза двумя кранами следует применять траверсу с
балансирными стропами или с переставными обоймами;
· строп нужно выбирать так, чтобы поднимаемая конструкция приняла
проектное положение;
· нужно учитывать возможность автоматизации захвата и освобождения
груза;
· собственная масса грузозахватного устройства по сравнению с массой
поднимаемого груза должна быть минимальной.
Периодичность осмотра съемных грузозахватных устройств. В процессе
эксплуатации съемных грузозахватных устройств и тары владелец должен
периодически производить их осмотр с записью в журнале осмотров в
следующие сроки:
· каждый месяц — траверс, клещей и других захватов и тары;
· один раз в 10 дней — стропов;
· перед выдачей их в работу — редко используемых съемных
грузозахватных устройств.
Осмотр
стропов
и
тары
должен
производиться
по
инструкции,
разработанной специализированной организацией. В случае ее отсутствия
браковку стропов производят в соответствии с Правилами устройства и
безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Способы хранения съемных грузозахватных устройств и поддержания
их в работоспособном состоянии. Съемные грузозахватные устройства
должны храниться в специально отведенных местах, под навесом или в
закрытых
помещениях.
Они
должны
быть
снабжены
необходимыми
маркировочными бирками и надписями. Редко используемые съемные
грузозахватные устройства следует хранить отдельно.
Съемные грузозахватные устройства необходимо в установленные сроки
подвергать
техническому
освидетельствованию.
Результаты
освидетельствования
заносятся
в
журнал
регистрации
грузозахватных
устройств.
Монтажные блоки
При выполнении такелажных работ широко используют монтажные блоки
(рис. 2.33) различной грузоподъемности.
Блоки применяют для подъема или перемещения грузов (грузовые) и для
изменения
направления
движения
канатов
(отводные).
Все
блоки,
предназначенные для монтажа, называются монтажными. На монтажных
работах используют одно- и многорольные блоки.
Однорольные блоки применяют обычно как отводные и для подъема легких
грузов, многорольные — для тяжелых грузов. Монтажные блоки позволяют
уменьшить силу, необходимую для подъема или перемещения груза (блоки
подъемные, грузовые), а также изменить направление движения каната (блоки
отводные, неподвижные, направляющие).
Однорольный блок состоит из ролика, который по периметру имеет канавку
(ручей) для каната. Ось блока закреплена между двумя щеками. Щеки блока
усилены тягами, наверху которых установлена скоба для крепления каната, а
внизу — крюк (петля) для подвески груза.
При выборе блока необходимо соблюдать два основных требования:
· нужно обеспечить допускаемое отношение диаметра ролика блока к
диаметру каната;
· глубина ручья ролика должна превышать диаметр каната не менее чем
на 4... 5 мм.
Блоки изготавливают из стали литьем, штамповкой или сваркой.
Для повышения долговечности каната используют блоки, футерованные
алюминием, резиной или пластмассами. Техническое освидетельствование
блоков производят не реже одного раза в год. Каждый монтажный блок должен
иметь заводское клеймо, на котором указывается его грузоподъемность.
Рис. 2.33. Монтажные блоки:
а— однорольный; б — двухрольный; 1 — грузовой крюк или петля; 2 — осьроликов; 3—
тяги; 4 — щеки; 5 — ролики; 6 — траверса; 7 — ось с роликом для крепления каната
Полиспасты
Полиспасты (рис. 2.34) являются составной частью механизмов и устройств,
применяемых для перемещения грузов как по вертикали, так и по горизонтали.
Полиспаст
—
грузоподъемное
устройство,
состоящее
из
блоков,
соединенных между собой канатом.
Полиспаст состоит из двух блоков: неподвижного, прикрепленного к
подъемному приспособлению (балке, мачте, треноге и т. п.), и подвижного,
который крепится к поднимаемому грузу. Оба блока соединяются между собой
канатом, который, последовательно огибая все ролики блоков, одним концом
крепится к верхнему неподвижному блоку, а другой его конец через отводные
блоки идет к барабану лебедки.
При выполнении монтажных и такелажных работ полиспасты чаще всего
используют с целью получения выигрыша в силе. Применение полиспастов
уменьшает нагрузку на подъемной лебедке, но приводит к снижению скорости
перемещения (подъема) груза. При этом в силе выигрывают во столько раз, во
сколько раз проигрывают в скорости.
В отдельных случаях полиспасты применяют для увеличения скорости и
величины перемещения свободного конца каната (гидроканатные системы). В
этом случае происходит потеря в силе, соответствующая величине выигрыша в
|
скорости перемещения груза.
При выполнении такелажных работ наиболее часто применяют полиспасты
с числом ветвей от двух до шести, со сбегающим тяговым канатом с
неподвижного блока.
Рис. 2.34. Полиспасты:
а — десятиниточный грузоподъемностью 100 т; б — в стянутом состоянии с крюком на
блоках; в — в стянутом состоянии с серьгами на блоках; I , 3 — блоки подвижный и
неподвижный; 2 — канат; 4 — канат, идущий к барабану лебедки; 5 — серьга; 6 — крюк
Полиспасты с большим числом нитей используют редко, главным образом
при подъеме особо тяжелых грузов.
Обычно применяют полиспасты грузоподъемностью 1...50 т.
Ролик неподвижного блока, с которого сбегает конец каната, считается
отводным.
|
Нижний блок полиспаста, как правило, имеет грузовой крюк, к которому
подвешивают поднимаемый груз.
Чем больше роликов в полиспасте, тем большее число ветвей каната
поддерживают груз и, следовательно, тем меньшая нагрузка приходится на
каждую ветвь каната и на лебедку. Число ветвей полиспаста, на которые
распределяется масса поднимаемого груза, называют кратностью полиспаста.
Грузоподъемность полиспаста находится в прямой зависимости от числа
рабочих ветвей.
Лебедки и якоря
Лебедки
(рис. 2.35)
предназначены
для
подъема
и
перемещения
конструкций с помощью каната, навиваемого на барабан. По назначению
лебедки подразделяются:
· на подъемные (для подъема грузов);
· тяговые (для перемещения груза по горизонтальной или наклонной
поверхности);
· поворотные (для вращения кранов).
· По способу установки лебедки подразделяются:
· на передвижные;
· стационарные.
|
Рис. 2.36. Крепления лебедок:
а — к колонне; б — к ригелю; в — к кирпичной стене
Рис. 2.35. Лебедки:
а — с ручным приводом; б — ручная рычажная; в — электрическая подъемная ПЛ-5-61; 1 —
рукоятка; 2 — большое зубчатое колесо; 3 — стяжные болты; 4 — щеки; 5 — барабан; 6
— храповое колесо с собачкой;7 — зубчатый цилиндрический редуктор; 8 — тормозное
устройство; 9 — электродвигатель; 10 — металлическая рама
|
Лебедки имеют следующие эксплуатационные характеристики:
· тяговые усилие на последнем слое навивки барабана (т/кг);
· скорость наматывания на барабан каната (м/мин);
· канатоемкость барабана (длина каната, наматываемого на барабан) (м).
Привод лебедок бывает ручной или электрический.
Лебедки с ручным приводом применяют в тех случаях, когда не требуется
большой скорости подъема.
В лебедках с электрическим приводом вращение на барабан передается от
электродвигателя
посредством
зубчатых
колес
редуктора.
В
рабочем
положении лебедку прикрепляют к якорям, воспринимающим наибольшее
усилие от натяжения каната лебедки. Достоинства лебедок с электрическим
приводом: безопасность подъема груза, надежность спуска порожнего крюка,
простота управления, компактность. Недостаток — относительно малая ско-
рость опускания груза.
Рис. 2.37. Якоря для крепления оттяжек и лебедок:
а — свайный одиночный; 6 — свайный двойной; в — горизонтальный; г — для закрепления
лебедки; д — для переменного направления усилия; 1 — свая; 2 — поперечина; 3 — канат для
соединения свай; 4 — анкерное устройство; 5 — лебедка; 6 — канат от полиспаста; 7 —
отводной блок; 8 — анкерное устройство; 9 — тяга; 10 — вертикальное бревно; 11 —
засыпка; 12 — тяга; 13 — горизонтальные бревна; 14 — хомут; 15 — вертикальная свая; Q
— усилие на канате; G 1 — вес барабана; G 2 — давление на опоры; h — высота от земли до
барабана; А — расстояние от центра барабана до сваи; В — расстояние между сваями
Лебедка должна быть надежно закреплена и установлена так, чтобы можно
было смонтировать максимальное количество обо рудования и конструкций.
Место установки лебедки должно находиться вне зоны подъема груза.
Расположение лебедки и способы ее крепления (рис. 2.36) должны быть
|
указаны в ППР.
Якорями (рис. 2.37) называют неподвижные сооружения, способные
воспринимать горизонтальные или вертикальные усилия. Якоря необходимы
для крепления вант, расчалок, полиспастов, лебедок. Якоря бывают постоянные
и временные. Постоянные якоря, например для крепления вант высоких мачт
линий электропередачи, являются неотъемлемой частью самого сооружения.
Домкраты
Домкраты (рис. 2.38) представляют собой переносные грузоподъемные
механизмы незначительных размеров и массы, имеющие различные устройства.
Их применяют для подъема и опускания, а также для перемещения грузов на
небольшие расстояния. Такие операции часто приходится выполнять при
монтаже
оборудования
и
конструкций,
например
при
укладке
под
оборудование подкладок или катков, для выверки положения машин относи-
тельно осей и высотных отметок, для удаления из-под оборудования шпального
настила или временных балок.
По
принципу
устройства
домкраты
подразделяются
на
винтовые,
гидравлические, реечные и клиновые. В свою очередь клиновые домкраты
бывают винтовыми и гидравлическими. Существуют также комбинированные
домкраты — гидровинтовые. Подъем грузов такими домкратами производится
двумя ступенями за один цикл. Первая ступень подъема осуществляется
гидравлическим способом, вторая (дополнительная) — винтом, встроенным в
корпус домкрата. Однако такие домкраты очень громоздкие, тяжелые и
неудобные в работе.
Винтовыми домкратами поднимают или опускают груз, вращая винт
рукояткой трещотки. Вращать винт можно также ломиком, вставляемым в
отверстие головки. Винты домкрата имеют трапецеидальную и прямоугольную
мелкую резьбу (чем меньше ее шаг, тем больше подъемная сила домкрата).
Достоинство винтовых домкратов заключается в том, что поднимаемый груз
не
может
самопроизвольно
опускаться
под
действием
своей
массы.
Возникающее самоторможение — результат того, что угол подъема винтовой
линии (примерно 4°) меньше угла трения (около 6°), т.е. меньше того угла, при
котором груз, положенный на наклонную плоскость (которую и представляет
собой винтовая линия), начинает скользить по ней под влиянием собственной
массы.
Когда требуются большие усилия, например при окончательной установке и
выверке тяжеловесного оборудования и конструкции,
в том числе кранов-
перегружателей, оборудования доменных печей, прокатных станов, кузнечно-
прессового оборудования, чаще всего применяют гидравлические домкраты, в
которых под давлением жидкости, подаваемой в цилиндр ручным приводным
насосом, поршень домкрата выдвигается и поднимает груз.
Реечные домкраты, наиболее часто применяемые на монтажных и
ремонтных работах, имеют грузоподъемность 3...5 т.
Клиновые домкраты благодаря незначительной массе и малой высоте (100...
150 мм) широко применяют при выверочных работах, особенно в случаях,
когда подвести под поднимаемое оборудование другие домкраты невозможно
(грузоподъемность 5...10 т).
Рис. 2.38. Домкраты:
а — реечный; б, в — винтовые; г — гидравлический; 1 — рукоятка; 2 — корпус; 3 — лапа; 4
— выдвижная рейка; 5 — храповик; 6 — гайка; 7 — винт; 8 — цилиндр; 9 — ручной насос; 10
— поршень
При подъеме грузов домкратами необходимо следить за плавностью подачи,
положением груза и состоянием опорного основания. Поднимаемые грузы не
должны соскальзывать с опорной поверхности головки домкратов.
Освобождение домкратов из-под поднятого груза и их перестановка
выполняются лишь после надежного укрепления груза в поднятом положении
или укладки его на устойчивую опору.
Гидравлические домкраты должны быть оборудованы приспособлениями
(обратным клапаном, диафрагмой), обеспечивающими медленное и спокойное
|
опускание штока или его остановку при повреждении труб, подводящих или
отводящих жидкость.
Тали и электротали
Таль — это механизм для подъема легких грузов на небольшую высоту
грузоподъемностью от 1 до 10 т, состоящий из цепного полиспаста с ручным
приводом от бесконечной цепи или рычажного храпового механизма.
На такелажных и монтажных работах применяют шестеренные тали
различной грузоподъемности с червячным или ручным приводом (рис. 2.39).
Тяговым органом в них служат сварные калиброванные цепи.
Тали с ручным приводом имеют ограниченную зону действия, т. е. ими
можно поднимать груз только в том месте, где они закреплены. При подъеме
груза таль верхним крюком подвешивают к конструкции здания, треногам,
козлам. При колебательном движении рычага зуб фиксатора, зацепляясь с
трещоткой, поворачивает ее. Вместе с трещоткой вращается ходовой валик, и
через пару шестерен вращение передается ведомому валу, на который насажена
ведомая звездочка. При вращении звездочка увлекает за собой цепь с грузовым
крюком и поднимаемым грузом. В корпусе тали имеется тормозной диск и
храповик с собачкой, дающие возможность останавливать груз в любом
положении при его подъеме и опускании.
Рис. 2.39. Таль с червячным ( а ) и ручным ( б ) приводом:
|
1 — крюк; 2 — червячная шестерня; 3 — приводное колесо; 4 — цепь; 5 — нижний блок; 6 —
грузовая цепь; 7 — цепь для передвижения тали; 8 — монорельс; 9 — ролики ходовой
тележки; 10 — ось для крепления тали; Н — расстояние между крюками
Чтобы расширить радиус действия тали, ее подвешивают к тележке, которая
передвигается по путям, выполненным из двутавровых балок и подвешенным к
перекрытиям (см. рис. 2.39, б ). Такие пути называются монорельсами. Таль
передвигается при помощи цепи, которая огибает приводное колесо, связанное
шестернями с роликами ходовой тележки.
В связи с тем что работу с талями выполняют вручную, к тому же с
приложением больших усилий, их применение на монтажных работах
ограничено.
Чтобы облегчить труд и повысить скорость перемещения груза, используют
электрические тали — тельферы (рис. 2.40). Электрическая таль состоит из
полиспаста и электрической лебедки с барабаном для навивки каната.
Электроталь подвешивается к тележке, передвигающейся по нижнему поясу
монорельса.
Подъемным механизмом у электротали служит электрический привод.
Передвигают электроталь вручную или электрическим приводом. Управляют
подъемом и перемещением груза с пульта, который подвешен на гибком
кабеле.
Электротали могут перемещаться как на незначительные, так и на
значительные расстояния. При передвижении на значительные расстояния ток
подводится
гибким
кабелем,
а
в
остальных
случаях
—
троллеями,
расположенными сбоку монорельса или под ним.
При помощи такелажных приспособлений поднимают, перемещают и
устанавливают
различные
грузы.
От
надежности
работы
такелажных
приспособлений
зависит
безопасность
людей,
поэтому
исправности
такелажных приспособлений уделяется особое внимание.
Все вновь поступившие на монтаж такелажные приспособления (блоки,
полиспасты, лебедки, домкраты, якоря, тали и тельферы) перед началом работы
проверяют в рабочем положении.
Рабочие,
обслуживающие
такелажные
приспособления,
должны
периодически осматривать их в установленные сроки. Результаты осмотра
такелажных приспособлений заносят в журнал учета и осмотра.
Блоки и полиспасты испытывают ежегодно. Домкраты испытывают
ежегодно при периодическом техническом освидетельствовании. Испытание
проводят
статической
нагрузкой,
превышающей
их
предельную
грузоподъемность не менее чем на 10 %, в течение 10 мин; при этом винты
(рейки, шток) должны быть выдвинуты в крайнее верхнее положение.
Тали, тельферы и лебедки испытывают ежегодно, проверяя их нагрузкой,
превышающей рабочую на 25 %. Тали и лебедки, предназначенные для подъема
людей и взрывчатых грузов, при статическом испытании проверяют нагрузкой,
превышающей в 1,5 раза их грузоподъемности, а при динамическом —
нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 10 %.
Для работы на высоте применяют следующие инвентарные приспособления:
· леса;
· подмостки;
· ограждения;
· лестницы;
· монтажные люльки;
· временные площадки.
Рис. 2.40. Тельферы грузоподъемностью 2, 3 т (а) и 5 т (б):
|
1 — пульт управления; 2 — гибкий кабель; 3 — электрический привод; 4 — монорельс; 5 —
троллеи
Инвентарные приспособления изготавливают по типовым проектам и
устанавливают с помощью монтажных кранов.
Такелажные работы, как правило, начинают с подготовительных работ.
Вначале
такелажников
знакомят
с
технологической
картой
или
технологической
запиской.
В
соответствии
с
заданием
подбирают
необходимую оснастку, приспособления и механизмы.
При выборе способов подъема и перемещения грузов учитывают степень
безопасности выбранного способа, а также следующие факторы:
· топографические (рельеф местности, планировку, размеры опасной зоны
и т.д.);
· организационные (совмещение работ, условия действующего цеха);
· метеорологические (температуру, ветер, туман, дождь, снегопад и т.п.);
· границы опасных зон по действию опасных факторов;
· эргономические (физическую и психологическую нагрузку на
работающего, освещенность);
· возможность наблюдения за движением груза;
· связь между участниками подъема и перемещения груза.
Контрольные вопросы
1.
Какие
грузозахватные
устройства
применяются
при
строповке,
расстроповке и перемещении грузов с помощью грузоподъемных кранов?
2. По каким признакам классифицируют стальные канаты?
3. Как производится крепление канатов на грузоподъемной машине?
4. Как следует производить браковку стальных канатов?
5. Какие узлы и петли применяют при обвязке грузов?
6. Каково назначение стропов? Какие виды стропов вы знаете?
7. Как подразделяют стальные канаты по способу свивки?
8. В каких случаях применяют пеньковые канаты?
9. Какова последовательность счаливания канатов?
10. Каково назначение простых и универсальных стропов?
11. В каких случаях применяют многоветвевые стропы?
12. Каково назначение и устройство траверс?
13. Каково назначение и устройство зажимных грузозахватных устройств?
Какие виды зажимных грузозахватных устройств вы знаете?
14. Что такое производственная тара и как она бракуется?
15. С какой периодичностью осматриваются съемные грузозахватные
устройства?
16. Какие блоки применяют при монтажных работах и из каких деталей
состоят блоки?
17. Что называется полиспастом?
18. Каково назначение лебедки и как они подразделяются по назначению?
19. Каково назначение домкратов?
20. Для чего предназначена таль? Какие типы талей вы знаете?