Назначение, цель и задачи автосервиса

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОСЕРВИСА КАК ОТРАСЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Назначение, цель и задачи автосервиса

Автосервис - это отрасль деятельности, которая обеспечивает путем ока­зания услуг эксплуатацию, поддержание и восстановление автомобиля в тече­ние всего "жизненного" цикла от его продажи до утилизации.

Одним из основных понятий в области сервиса является понятие услуги. Под услугойпонимается комплекс работ по обслуживанию автомобиля, направленных на удовлетворение потребностей клиента, оказываемых за определенную плату.

Основные направления деятельности в автосервисе показаны на рисунке 1.1.

Назначение, цель и задачи автосервиса - student2.ru

Рисунок 1.1 -Основные направления оказания услуг в автосервисе

Определяющим для развития автосервиса является величина парка автомоби­лей и тенденции его прироста. Статистические данные и ряд прогнозов свиде­тельствуют об устойчивом росте производства автомобилей, мировой объем которого в настоящее время составляет около 80 млн ед. в год.

Вместе с тем в ближайшие годы предполагается стабилизация рынка авто­мобилей на уровне 54 млн ед. Однако некоторое перепроизводство автомоби­лей вряд ли грозит кризисными явлениями, так как в развитых автомобильных странах (США, Япония, Германия, Нидерланды и др.) спрос определяется мо­дой и молодежным рынком. Автомобили покупаются в основном на замену уже имеющихся, средний срок пользования автомобилем первым его владельцем составляет не более 5 лет. На автомобильном рынке США продается ежегодно 12-13 млн автомобилей, на рынке Западной Европы-11-15 млн

При определенных условиях, как уже отмечалось, емкость автомобильного рынка России может составить 10 млн ед. в год. На рисунке 1.2 приведены дан­ные о росте числа легковых автомобилей в г. Кургане за весь период существо­вания рыночной экономики и с прогнозом на ближайшие годы.

Назначение, цель и задачи автосервиса - student2.ru

Рисунок 1.2 - Рост числа легковых автомобилей в г. Кургане

Кроме количественного роста автомобилей важна структура парка по мар­кам и "возрастному" составу. За последние годы в России происходило старе­ние парка автомобилей из-за снижения уровня жизни и низкой платежеспособ­ности населения. Выбывание автомобилей не превышало 0,1% при нормальном показателе выбывания 5 - 6 % в год. Средний возраст парка составляет 13-15 лет [1]. Значительную часть завозимых иномарок составляют бывшие в экс­плуатации с большим пробегом. Правда, в последнее время, в результате уве­личения таможенной пошлины на такого рода автомобили, доля подержанных иномарок в общем их числе начала снижаться.

По г. Кургану возрастная структура парка легковых автомобилей выглядит следующим образом: автомобили со сроком эксплуатации до 5 лет составляют 16,2%; от 5 до 10 лет - 17, 1 %; от 10 до 15 лет -35, 3 %; свыше 15 лет -31,4%. Таким образом, особенности развития автосервиса в России на ближайшие годы будут характеризоваться ростом парка автомобилей, в основном за счет легковых, повышением в его составе числа иномарок в среднем до 35%, значи­тельным удельным весом старых автомобилей при общей невысокой платеже­способности населения.

Заложенные при проектировании и производстве в конструкцию автомобиля характеристики: скорость, комфортность, мощность двигателя, расход то-нлина и др. при эксплуатации имеют тенденцию к ухудшению. Задача автосер­виса в целом состоит в том, чтобы не допустить снижения этих характеристик и обеспечить максимальное использование возможностей автомобиля. Задача поддержания работоспособности и восстановления автомобилей заключается в том, чтобы в соответствии с требованиями клиентов и техническими требова­ниями обеспечить исправность автомобиля при минимальных затратах времени клиентов.

Но даже при исправном техническом состоянии автомобиля невозможно использование егокачеств безсоздания определенных условий: наличие сети дорог, стоянок и мест парковки; обеспечение топливом, другими автоэксплуа­тационными материалами, автопринадлежностями; обеспечение сохранности автомобиля, егоантикоррозионной защиты и соответствующего внешнего вида. Все это также является предметом оказания услуг автосервисом.

Вместе с тем автосервис является социально значимой отраслью. Его со­циальное значение в первую очередь заключается в значительной помощи в решении проблемы занятости населения за счет создания дополнительных ра­бочих мест. Например, занятость населения в сфере услуг в США составляет 75% , Германии -41%, Италии - 35% , в России на сегодня - около 25%. При­чем большая часть занятых в сфере услуг приходится на автосервис.

Другой стороной социальной значимости автосервиса является сведение до минимума отрицательных последствий эксплуатации автомобиля: загрязне­ния окружающей среды, гибели людей при ДТП. Эти задачи решаются путем диагностирования и регулировки узлов и систем, влияющих на безопасность движения (б/д) и экологию, а также за счет организации сбора и утилизации от­служивших срок автомобилей и элементов их конструкций.

Таким образом, можно заключить, что сфера автосервиса является посто­янно развивающимся, в известном смысле неиссякаемым полем приложения сил для деятельных людей.

1.2 Краткая история развития автосервиса в России и за рубежом

Первая станция технического обслуживания легковых автомобилей (СТОА) была открыта в России (СССР) в г. Москве в 1932 году. Однако, в свя­зи с небольшим парком автомобилей в личном пользовании и необходимостью решения других задач, сеть предприятий автосервиса в 30 - 40-е годы была не­значительна и практически не развивалась.

Обслуживание легковых автомобилей индивидуальных владельцев полу­чило первый толчок к развитию вскоре после Великой Отечественной войны и 1946-47 п., когда начался массовый выпуск автомобилей "Победа" М20 и "Москвич"-400, причем значительная их часть была продана населению. К 1968-69 гг. в стране имелось около 300 СТОА, они были слабо оснащены оборудо­ванием, снабжение записными частями было крайне неудовлетворительное. СТОА обеспечивали лишь 20% потребности в техническом обслуживании (ТО) и ремонте (Р) автомобилей индивидуальных владельцем.

В 1970 году был введем в строй Волжский автомобильный завод (ВАЗ), который быстро набрал проектную мощность и начал выпускать по 660 тыс. легковых автомобилей в год, почти все они продавались населению. В связи с этим потребовалось резко улучшить работу автосервиса и увеличить количест­во СТОА. Для этих целей предусмотрительно еще до пуска ВАЗа было создано при Минавтопроме СССР Главное управление по ТО легковых автомобилей и производству гаражного оборудования -"Глававтотехобслуживание", позднее переименованное в "Союзавтотехобслуживание".

В результате деятельности этой организации в 1974 г. в стране уже работа­ло 820 СТОА, потребность в обслуживании легковых автомобилей удовлетво­рялась на 43,8%. С 1974 г. по 1980г. мощность предприятий автосервиса вырос­ла еще в 7,5 раза, количество СТОА составляло 1100. Строительство СТОА ве­лось по типовым проектам с оснащением высокопроизводительным специали­зированным оборудованием. В этот период ВАЗ создал свою сеть фирменного обслуживания. СТОА "АвтоВАЗтехобслуживание" строились по наиболее про­грессивным проектам и имели самый высокий уровень оснащенности оборудо­ванием.

В 80-е годы происходило не только увеличение числа СТОА, но значи­тельно изменился их состав по мощности. Если до 1975 г. мощность большин­ства станций составляла 5-20 рабочих постов (70% от всех СТОА), то к середи­не 80-х годов повысилась доля крупных СТОА. Так, СТОА на 25 постов со­ставляли 20%, а на 50 постов - 15% от общего их числа. Строились особо большие по мощности центры технического обслуживания на 50-100 рабочих постов. Создание таких центров было экономически выгодно для больших го­родов с миллионным населением, так как они окупались в два раза быстрее, чем СТОА малой и средней мощности.

В 90-е годы Россия вошла с достаточно развитой системой автосервиса, но спрос на ТО и Р легковых автомобилей индивидуальных владельцев удовлетво­рялся не выше чем на 60%.

За рубежомавтосервис давно стал самостоятельной отраслью экономики, в которой занято большое число рабочих и инженеров. Широкая сеть предпри­ятий автосервиса в таких странах, как США и Германия начала создаваться с начала XX века, когда автомобиль стал массовым явлением. Особенно этот процесс ускорился после введения Г.Фордом конвейерного производства авто­мобилей. Обслуживание легковых автомобилей заняло первое место по сумме выручки среди всех видов бытовых услуг.

К 1972 г., когда автосервис в России (СССР) только начинал активно раз­виваться, в странах Западной Европы число СТОА и ремонтных мастерских для легковых автомобилей составляло:

Франция -35000; ФРГ -22000;

Англия -23000; Швеция -25000.

В США в 1969г. было 110 тыс. СТОА и стоянок, на 78 млн автомобилей имелось 450 тыс. предприятий, связанных с их обслуживанием. Как правило, это небольшие предприятия с числом рабочих постов от 3 до 10 и средним чис­лом рабочих 4 человека. Такие предприятия занимают 45-50% в общей струк­туре автосервиса. Эта сеть предприятий охватывает все виды услуг, причем услуги носят чаще всего комплексный характер: от продажи автомобилей до дальнейшего поддержания их в исправном состоянии.

В странах Западной Европы, особенно в Германии, построены и действу­ют также и крупные станции-комплексы с числом постов более 35, на которых выполняется ТО и Р, продажа автомобилей, имеются склад и магазин запасных частей и автопринадлежностей, закусочная и другие бытовые помещения. СТОА за рубежом принадлежат фирмам - производителям автомобилей (фир­менные), независимым дилерам (дилерские) и страховым компаниям.

Годовой оборот предприятий автосервиса в США, например, в 5 раз пре­вышает стоимость всех выпускаемых автомобилей.

Развитость системы автосервиса характеризуется распределением затрат владельцев автомобилей по отдельным статьям. Чем более развит автосервис в стране, тем больше затрат связано с получением услуг, а не с покупкой автомо­билей. В таблице 1.1 приведена структура затрат автовладельцев в США и Финляндии.

Таблица 1.1- Распределение затрат в %

Назначение, цель и задачи автосервиса - student2.ru

В России в начале 90-х годов 60% всех затрат составляла покупка автомо­биля, но в последние годы, особенно после введения ОСАГО, идет быстрое вы­равнивание и приближение структуры затрат к общемировой.

Характерным для зарубежной системы автосервиса является то, что она одновременно предусматривает максимум удобств владельцам автомобилей.

Наши рекомендации