Тема 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНАХ
5.1 Торгово-технологический процесс: понятие, содержание и принципы организации
5.2. Организация приемки товаров в магазине
5.3. Хранение товаров в магазине
5.4. Подготовка товаров к продаже
5.5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале
5.6. Опыт организации технологических процессов в магазинах за рубежом
5.1 Торгово-технологический процесс: понятие, содержание и принципы организации
Торгово-технологический процесс- это комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания покупателей
Под операциейпонимается часть технологического процесса, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами.
Торговые (коммерческие) операции связаны главным образом со сменой формы стоимости (изучение спроса, составление заявок на завоз, формирование ассортимента, реклама и информация). Качество этих операций и своевременность влияют на широту и устойчивость ассортимента, бесперебойность продажи и культуру торговли в целом. Предмет труда здесь не только товар, но и покупатели.
Технологические операции связаны с обработкой товарных потоков. Они включают транспортировку, приемку, хранение, подготовку к продаже, фасовку, упаковку, перемещение, выкладку на торговом оборудовании.
Технологический процесс состоит из основных и вспомогательных операций:
Основные операции — выявление спроса, формирование ассортимента, размещение и выкладка, отпуск, расчеты, упаковка, услуги, т.е. операции, связанные с продажей товара и обслуживанием покупателей.
Вспомогательные операции — приемка, распаковка, хранение, подготовка, доставка в торговый зал, тарооборот, т.е. операции, связанные с обработкой товарных потоков и тары.
Факторы, влияющие на торгово-технологический процесс:
спрос и предложение товаров;
степень готовности товаров к продаже;
состояние товарных запасов и материально-технической базы магазинов;
система товароснабжения;
тип и размер, специализация магазинов;
степень хозяйственной самостоятельности.
На практике различают три схемы торгово-технологического процесса:
1) приемка и разгрузка товаров, приемка по количеству, подача в торговый зал для продажи. Применяется главным образом при поставке товаров в таре-оборудовании или на поддонах;
2) разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству, хранение, подача в торговый зал. Применяется тогда, когда требуется накопление товаров в торговом зале
3) разгрузка товаров, приемка, хранение, подготовка к продаже, подача в торговый зал. Применяется в тех случаях, когда требуется подготовка к продаже (утюжка одежды, разруб мяса и т.п.).
Торгово-технологический процесс можно разбить на три части:
1) операции с товарами до предложения в торговом зале покупателям (загрузка, доставка в зону приемки, приемка, доставка на хранение или подготовку, хранение, подача в торговый зал, выкладка);
2) операции по непосредственному обслуживанию (встреча покупателя, предложение товаров, отбор товаров, расчет);
3) дополнительное обслуживание (прием заказов, раскрой тканей, подгонка одежды, доставка товаров на дом и т.п.).
При организации торгово-технологических процессов в магазинах необходимо соблюдать следующие принципы:
создание максимальных удобств для покупателей при выборе товаров, экономия их времени и обеспечение высокой культуры обслуживания;
рациональное использование торговой площади магазина;
рациональное использование оборудования;
создание благоприятных условий труда для работников;
достижение экономичной эффективности работы магазина путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда и издержек обращения;
создание условий для сохранения физико-химических свойств товаров и сохранности товарно-материальных ценностей;
обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
соответствие применяемых технологий торгово-оперативных процессов современному научно-техническому уровню.