Управление складскими операциями
Цель управления складом заключается в создании взаимосвязанной системы потоков и организации управления ею на основе принципов устойчивости и адаптивности для достижения максимальной эффективности логистической системы в целом. Объектом логистического управления складом являются потоки, проходящие и циркулирующие на складе. Выделяют три основных вида потоков — материальные, информационные и финансовые.
Система управления логистическими операциями базируется на определении основных процессов в деятельности компании, создании соответствующей организационной структуры компании, внедрении в компании корпоративного стандарта управления и разграничении полномочий участников процесса [14, c. 45-46].
Численный состав основного персонала склада включает единицы:заведующих складами (кладовщиков); водителей подъемно-транспортных механизмов (механизаторов, крановщиков); остальных членов бригады товарного склада (комплектовщиков, грузчиков, отборщиков и т. д.).
В основе расчета потребности в основном производственном персонале лежит расчет размера потока (О) на отдельных операциях технологического процесса склада. Зная объем работ на каждой операции, норму времени на ее выполнение, а также продолжительность рабочей смены можно определить необходимую численность персонала (Nчел):
Nчел = (В х О х Л1 х Л2)/Ф, (28)
где В — норма времени на 1 т перерабатываемого груза для конкретного вида работы выполняемой одним человеком, чел.часов/тонну;
О — объем перерабатываемых грузов в смену по каждой операции технологического процесса, тонн/смену;
Ф — количество часов в смену, в течение которого применяется норма, часов/смену;
Л1 — коэффициент неучтенных и дополнительных технологических операций с грузами, Л1 принимают равным 1,1;
Л2 — коэффициент невыхода на работу по болезни, отпускам.
Норма времени на 1 т перерабатываемого груза определяется по Межотраслевым нормам времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы. Объем работ на отдельных участках склада может измеряться не в тоннах, а в других единицах, например, в количестве документострок в комплектовочных ведомостях (участок комплектования). Расчет численности персонала в этом случае может выполняться на основе норм, полученных в результате хронометража.
Коэффициент невыхода на работу по болезни, отпускам и др. причинам определяется как частное от деления числа рабочих дней в году на число дней, фактически отработанных работником (в среднем по складу). Например, число рабочих дней в году составило 254, фактически среднестатистический работник склада отработал 223 дня (21 день — отпуск и 10 дней болезнь, отгулы и т. п.). Тогда
Л2 =• 254/223 Л2 = 1,14 [1, c. 129-130].
Бизнес-процессы на складе
Основной задачей склада с точки зрения его роли в деятельности компании является обеспечение непрерывности товароматериального потока, возможности обработки требуемых объемов в заданные сроки и выполнение необходимых операций с ТМЦ перед их отправкой. При этом основным средством оптимизации складских операций при обработке товароматериальных ценностей и снижения расходов на единицу продукции при ее продвижении от поставщика до конечного потребителя является организация соответствующего технологического процесса.
Складской технологический процесс— совокупность последовательно выполняемых операций, связанных с подготовкой к приемке продукции, поступлением, перемещением, распаковкой, приемкой продукции по количеству и качеству, размещением на хранение, укладкой, отборкой, комплектацией, подготовкой к отпуску и отпуском продукции потребителю.
Технологическая карта- форма документации, отражающая детальную пооперационную разработку складского технологического процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические карты составляются на весь процесс переработки продукции на складе или на отдельные его этапы (поступление продукции, отправка продукции). В технологических картах определяется: содержание работы (перечень выполняемых операций); исполнители; перечень документов, составляемых по ходу технологического процесса.
На формирование складской технологии влияют следующие факторы: предназначение склада в рамках деятельности компании; человеческий фактор — фактор руководителя; инфраструктура территории, на которой расположен склад; конструктивные особенности склада и организация входа и выхода ТМЦ; операции, выполняемые с ТМЦ; используемое складское оборудование; возможности используемого программного продукта; ассортимент товароматериальных ценностей, находящихся на складе; оборот склада; система управления складскими операциями [14, c. 99-106].
Бизнес-процессы на складе
Весь технологический процесс с момента поступления ТМЦ до момента отгрузки необходимо разделить на бизнес-процессы, которые должны последовательно охватить весь процесс складской обработки ТМЦ. Каждый бизнес-процесс должен иметь законченный цикл. После завершения одного бизнес-процесса может последовать другой.
Каждый бизнес-процесс состоит из отдельных последовательных операций. Эти операции являются кирпичиками всего здания — технологического процесса. Если какие-либо операции пропущены, то при практическом выполнении бизнес-процессов возникнут проблемы.
На любом складе можно выделить следующие основные бизнес-процессы (рисунок 2): приемка товара и размещение их на хранение; хранение товара; подбор заказа и размещение его в зоне комплектации; отгрузка товара; инвентаризация; дополнительные операции с товарами.
Рисунок 2 - Основные бизнес-процессы на складе
Бизнес-процесс на складе — это законченный процесс или совокупность операций, которые осуществляют сотрудники склада при обслуживании ТМЦ. Он характеризуется четкой последовательностью операций или действий и определением лиц, их осуществляющих.
Рассмотрим более подробно основные бизнес-процессы.
Операции, осуществляемые на этапе поступления и приемки товара:
1) проведение подготовительных мероприятий по приемке продукции;
2) проверка целостности вагонов, контейнеров, транспортной упаковки;
3) разгрузка транспортных средств: технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации; выгрузка товаров может осуществляться с уровня дороги, либо со специальной рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства;
4) оценка сохранности поверхности транспортной упаковки;
5) учет всех расхождений и повреждений до подписания документов перевозчика;
6) проверка каждой позиции продукции по упаковочному листу и счету;
7) перемещение продукции в зону приемки;
8) распаковка;
9) проверка количества и качества продукции;
10) контроль документального и физического соответствия партии поставки заказу покупателя;
11)установление фактического количества, качества и комплектности продукции, определение отклонений и вызвавших их причин;
12)документальное оформление прибывшей продукции (процедура оприходования);
13)раскладка по местам хранения;
14)формирование складской грузовой единицы.
Приемка продукции (проверка по количеству и качеству), а также размещение на хранение проводятся в свободное от отгрузок время.
Приемка продукции по количеству— процедура сверки массы, количества мест и единиц фактически поступившей продукции с данными сопроводительных товарно-транспортных документов (счета-фактуры, товарно-транспортной накладной). Проводится в сроки, указанные в инструкциях. Недостача оформляется коммерческим актом.
Приемка продукции по качествупредставляет собой процедуру выявления качества и комплектности продукции, поступившей на склад, а также соответствия тары, упаковки и маркировки установленным требованиям государственных стандартов, технических условий, утвержденным образцам (эталонам), условиям договора поставки и сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). Проводится в установленные инструкциями сроки. При обнаружении недоброкачественной или некомплектной продукции приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.
Следующим бизнес-процессом является хранение товаров. К системе хранения предъявляются следующие требования: высокая степень использования площади и объема склада; свободный доступ к каждой единице хранения; быстрое реагирование на изменения в структуре запасов продукции; возможность высотного складирования и хранения продукции; легкость обслуживания потребителей; возможность автоматизированного управления запасами продукции на складе; выполнение принципа FIFO («первый пришел – первый ушел»); низкий уровень инвестиций и затрат на строительство; низкий уровень эксплуатационных расходов, а также затрат на техническое обслуживание.
Выполнение заказа начинается с отборки продукции с мест хранения. Основанием для отборки может служить отборочный лист.
Методы отборки продукции: индивидуальная отборка (для одного заказчика) — это последовательное комплектование отдельного заказа. При индивидуальной отборке продукция сразу укладывается в соответствующую тару и по окончании процедуры отборки готова к проверке и отправке получателю; комплексная отборка (для группы заказчиков) — заключается в отборе единиц хранения одновременно для нескольких заказчиков по одному сводному отборочному листу.
Комплектацияпроизводится из множества различных видов продукции определенного ассортимента, имеющегося в наличии, в соответствии с заказом потребителя.
Процедура комплектациисводится к подготовке продукции в соответствии с заказами потребителей. Сюда входят:
1) получение отборочного листа, содержащего заказ покупателя;
2) документальное оформление подготовленного заказа;
3) контроль над подготовкой заказа;
4) помаршрутное комплектование партий отправки;
5) перемещение укомплектованных партий отправки в зону погрузки;
6) подготовка партии отправки к отпуску (упаковка, окантовка, маркировка, переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры);
7) оформление отпуска продукции;
8) объединение заказов покупателей в партию отправки и оформление товарно-транспортных накладных;
9) погрузка партий отправок в автотранспортные средства, контейнеры, железнодорожные вагоны;
10)отправка по назначению (доставка) либо отгрузка;
11)экспедиционные операции по отправке продукции покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка продукции);
12)сдача продукции получателям (в случае централизованной доставки).
Эффективность операций по подготовке товаров к отпуску, можно характеризовать следующими показателями: частота отборки, то есть количество отобранных заказов в единицу времени; пропускная способность участка отборки количество сформированных грузовых единиц (контейнеров, ящиков, поддонов и т. п.) в единицу времени; уровень обслуживания заказчиков; случаи отсутствия запаса товара, включенного в отборочный лист.
Процедура отгрузки (отпуска) продукции со склада заключается в выполнении заказов на хранящуюся на складе продукцию. Управлением всех операций, связанных с отгрузкой ТМЦ, занимается оператор склада.
Отгрузка заказа включают:
· формирование бланка-заказа в соответствии с заявкой клиента;
· передачу бланка-заказа отборщику;
· отбор товара каждого наименования по заказу клиента,
· комплектация отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
· подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
· упаковку, маркировку;
· документальное оформление подготовленного заказа и контроль над доставкой заказа в экспедицию отправки;
· объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;
· отгрузку грузов в транспортное средство.
Кладовщик по распоряжению оператора организует погрузку товаров в ТС и подписывает отгрузочные документы.
Кроме основных бизнес-процессов, существующих практически на всех складах, на некоторых их них могут проводиться дополнительные операции с ТМЦ. В зависимости от назначения склада и потребности в обработке ТМЦ дополнительные операции могут быть различными. Рассмотрим, например, операцию по кросс-докингу ТМЦ.
Одним из важных бизнес-процессов являетсяинвентаризацияпродукции:
• процедура установления фактического наличия продукции путем пересчета, т. е. снятия остатков, и проверки учетных записей. Данные о фактическом наличии продукции сопоставляются с данными бухгалтерского и складского учета в стоимостном и натуральном выражении;
• сплошной или выборочный подсчет (пересчет) всех видов продукции. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму.
В ходе инвентаризации проверяются:
• сохранность единиц хранения;
• правильность их хранения и отпуска;
• состояние весового оборудования и измерительного инструмента;
• порядок ведения учета продукции.
Преимущества инвентаризаций:
1) предохраняют от перебоев в обеспечении потребности производства в ежегодных физических запасах; 2) предохраняют от ежегодной корректировки запасов; 3) обеспечивают возможность персоналу точно оценивать уровень запасов; 4) выявляют причины ошибок в учете и определяют меры по их устранению; 5) поддерживают точность записей запасов.
Важной задачей при выполнении основных бизнес-процессов на складе является выявление бракованных (некондиционных) товаров.
Основанием отнесения товара к категории «брак» является договор, заключенный с владельцем товара, или документ (Положение, Инструкция), определяющий состояние товара, когда склад является структурным подразделением компании. В этих документах указывается, при каких признаках товар должен быть отнесен к категории «брак» и порядок работы с такими товарами.
Основным признаком отнесения товара к категории «брак» является внешнее состояние упаковки товара. При обнаружении товаров с поврежденной упаковкой, со следами протечек и др. после выгрузки с ТС также желательно зафиксировать данные факты при помощи фотоаппарата. Такое документирование состояния товара позволит складу снять с себя ответственность и даст возможность владельцу предъявить претензию перевозчику [14, c. 137-143].
4.3.Формирование системы учёта и документооборота на складе
Складская система учета должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ведению учета ТМЦ в компании, т.е. корпоративному порядку ведения учета и документообороту. Для выполнения заданий по работе с ТМЦ склад, с одной стороны, получает информацию от других подразделений компании и в некоторых случаях от поставщиков и получателей, а также от перевозчиков, а с другой стороны управление складскими операциями невозможно без постоянного получения информации о движении ТМЦ внутри склада.
При формировании складской системы учета необходимо принимать во внимание следующие факторы: установленные стандартные формы документов для ведения различных операций; существующий порядок документооборота и учета ТМЦ в компании; возможности корпоративной информационной системы; перечень объектов, с которыми необходимо осуществлять обмен информацией; степень детализации учета осуществляемых операций; возможности используемого оборудования (ТСД, принтера для распечатки этикеток со штрих-кодом и др.) и программного продукта; существующую систему управления складскими операциями; знание технологического процесса на складе.
Порядок обмена информацией и документами внутри склада и между складом и внешними пользователями должен быть прописан в действующей складской технологии, соответствовать возможностям используемой складской программы и регламентирован соответствующей инструкцией (положением) в рамках компании.
Результатом получения и обработки информации являются различные отчеты, формируемые складской программой. Существуют стандартные формы отчетов, а также могут быть разработаны дополнительные отчеты, необходимые для анализа деятельности склада. Наличие всех данных в БД об ожидаемом поступлении товара, о находящихся на складе товарах и об ожидаемой отгрузке позволяет формировать необходимые отчеты. В зависимости от назначения могут быть сформированы следующие виды отчетов: отчет о наличии товаров (качественных, бракованных); отчет о наполнении склада товаров и наличии свободных мест (по объему,
ячейкам, весу); отчет о принятых/отгруженных товарах за сутки; отчет о наличии транспортных средств на территории склада (для сдачи и приемки товаров); отчет по стоимости оказанных услуг за определенный период (за сутки, за неделю и т.п.); отчет по результатам инвентаризации; отчет по выполненным работам сотрудниками склада; отчет по учету рабочего времени сотрудников склада; отчет по расходованию материалов и др.
Для определения результатов деятельности склада на основе имеющихся данных возможно осуществление анализа по следующим показателям:
· по стоимости оказанных услуг за определенные периоды;
· объемам обработки товаров за определенные периоды;
· по степени заполняемости объема склада за определенные периоды;
· по количеству принятых и отгруженных ТС за определенный период;
· экономической эффективности работы склада за определенные периоды [14, c. 150-154].