Подготовка и порядок работы на топливораздаточных колонках

КАЗС-2М (Россия).

Состоит из:

• контейнера управления для оператора с пультами управления ТРК, элек­трошкафом, местом для отдыха и санузлом;

• контейнера хранения топлива с двумя резервуарами по 8,6 м3. В контей­нере размещены четыре топливораздаточные колонки, перекачивающее уст­ройство, фермы с подвесными раздаточными устройствами. Управление зап­равкой дистанционное.

Техническая характеристика:

• максимальная пропускная способность - 500 авт./сут.;

• общая вместимость резервуаров - 17,2 м3;

• количество заправочных постов - 4;

• отопление контейнера управления - электрическое;

• масса контейнера управления - 6450 кг;

• масса контейнера хранения - 6550 кг;

- площадь КАЗС с подъездами - 390 м2.

МАЗ С (Россия).

Состоит из одного, двух или трех модульных автозаправочных блок-пун­ктов с дополнительным блок-резервуаром и операторной контейнерного типа. Транспортируются автотранспортными средствами.Может располагаться на площадках со сложными гидрогеологическими условиями (скальные грунты, высокий уровень грунтовых вод и др.).

Резервуары заполняются насосом автоцистерны. Дыхательное устройство - клапан СМДК-50.

Вместимость резервуаров:

блок-пункта модульного 14 м3, блок-резервуара 15 м3.

Масса:

блок-пункта модульного 4190 кг, блок-резервуара 2670 кг; операторной 2900 кг.

«Паритет-К» (Россия).

Состоит из двух блоков полной заводской готовности: контейнера хране­ния топлива и приемного колодца. В технологическом отсеке контейнера хра­нения топлива установлено оборудование для перекачки топлива и аварий­ного опорожнения резервуара.

Могут применяться любые топливораздаточные колонки, разрешенные к эксплуатации на территории России и имеющие сертификат соответствия.

Для перекачки топлива используются центробежные насосы с электропри­водом, предназначенным для работы во взрывоопасной зоне.

Герметичность двухстенных резервуаров контролируется автоматически по рабочему уровню жидкости в межстенном пространстве. Для предотвра­щения образования пустот в межстенном пространстве при изменении темпе­ратуры окружающей среды установлен расширительный бачок, оборудован­ный датчиком уровня жидкости. Воздушное пространство бачка сообщается с атмосферой через огневой предохранитель.

Для доступа к арматуре, установленной на горловине резервуара, контей­нер хранения топлива оборудован лестницей и площадкой с продуваемым настилом, обеспечивающим безопасную работу персонала.

Приемный колодец подключается с насосному оборудованию контейне­ра хранения топлива при помощи двустенного трубопровода.

Передвижные станции (ПАЗС).

Являются мобильной технологической системой, установленной на авто­мобильном шасси, прицепе или полуприцепе. Выполнены как единое заводс­кое изделие и предназначены для розничной торговли топливом.

ПАЗС размещают в местах сосредоточения автотранспорта, моторных ло­док и катеров, сельскохозяйственной техники в полевых условиях, на турис­тических автомаршрутах, территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров.

Специальное оборудование:

• цистерна с наливной горловиной;

• шкаф со счетно-раздаточными устройствами;

• боковые ящики;

• бензоэлектрический агрегат.

Цистерна в большинстве случаев имеет эллиптическую форму. В цистерне установлена заборная труба и сверху приварен штуцер с фланцем для крепле­ния наливной горловины с люком. На цистерне имеются скобы-поручни для доступа водителя-заправщика к горловине.

Наливная горловина цистерны предназначена для заливки горючего и производства монтажных работ внутри цистерны. Диаметр лаза (652 мм) по­зволяет человеку при необходимости свободно проникать в цистерну. К кор­пусу люка приварены штуцеры для установки дыхательного клапана и указа­теля уровня топлива.

Счетно-раздаточные устройства размещены в шкафу каркасного типа сзади цистерны, либо с левой стороны по ходу. В транспортном положении разда­точные рукава с кранами крепятся на боковых стенах шкафа. Шкаф имеет электроосвещение.

В боковых ящиках, устанавливаемых на кронштейнах вдоль цистерны, размещаются инструмент, противопожарный инвентарь и др.

Топливо выдается насосом с приводом от электродвигателя.

Источником электрической энергии является бензоэлектрический агрегат (рис. 1.3). Оборудование может работать и от внешнего источника электро­энергии.

Типовые передвижные АЗС

Модель 56142

Предназначена для транспортирования, кратковременного хранения и заправки техники топливом с плотностью не более 800 кг/м3. Рассчитана на эксплуатацию в дорожно-климатических условиях, ба­зового шасси автомобиля MA3-5337.

Техническая характеристика:

• базовое шасси MA3-5337.

■ колесная формула 4x2.

• вместимость цистерны - 11000 л.

• полная масса - 17650 кг.

• производительность раздаточного оборудования - 500 л/мин.

Модель 46121

Предназначена для транспортировки и заправки светлыми нефтепродук­тами плотностью не более 800 кг/м3 и рассчитана на эксплуатацию при темпе­ратуре воздуха от -40 до +50 °С.

Техническая характеристика:

• базовое шасси ЗИЛ-4331 (дизель).

• колесная формула 4x2.

• вместимость цистерны - 6500 л.

• полная масса - 10700 кг.

• производительность раздаточного оборудования - 50 л/мин.


4 S t 7 S 9 !3 ?i fg подготовка и порядок работы на топливораздаточных колонках - student2.ru Рис. 1.3. Бензоэлектрический агрегат (разрез по кожуху): 1 - регулятор оборотов; 2 - воздухофильтр; 3 - кожух; 4 - рычаг дросселя; 5 - карбюратор; 6 - проходной клапан; 7 - стакан; 8 - пробка горловины; 9 - горловина; 10 - кнопка возбуждения; 11 - вольтметр; 12 - выключатель нагрузки; 13 - ручка регулирования напряжения; 14 - амперметр; 15 - частотомер; 16 - планка; 17 - каркас; 18 - тяга дросселя.

1.2. Требования к размещению

По отношению к жилым, производственным и общественным зданиям АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допуска­ется размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах. Общий вид стационарной АЗС показан на рис. 1.4.

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного про­лива топлива на территории и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка должна предусматривать:

• удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;

• широкий обзор всей территории из помещения оператора;

подготовка и порядок работы на топливораздаточных колонках - student2.ru Рис. 1.4. Общий вид стационарной АЗС.

• отведение зон под зеленые насаждения;

• санитарно-гигиенические условия для работников станции;

• согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.

Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны ус­танавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключи­тельных случаях - на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.

Минимальные расстояния от АЗС до внешних объектов и между ее здани­ями и сооружениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98.

Расстояние от края площадки для АЦ до наземно-расположенного техно­логического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологических шахт подземных резервуаров, заполненных негорючим материалом, указанное рас­стояние не нормируется.

Ограждение должно быть продуваемым. Не допускается озеленение тер­ритории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, во­локнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельскохозяй­ственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерно­вые, хлопчатник и т. п.), предусматривается наземное покрытие, не распрост­раняющее пламя или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

Устанавливаются знаки о расположении пожарного водоема, водозабор­ных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки при наличии наве­сов, плакаты с обязанностями водителя при заправке автомобиля. -=

Территория должна быть освещена в соответствии с существующими нор­мами, особенно места заправки и слива горючего. Оборудована телефонной и громкоговорящей связью, и средствами измерений в соответствии с «Табе­лем оснащенности АЗС средствами измерений».

Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке долж­ны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродук­та.

ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, согла­сованной с административными органами и госпожнадзором, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправ­ки с соблюдением правил пожарной безопасности. Устанавливается соответ­ствующая охранная разметка.

ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. Наносятся трафареты «Передвижная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза. На внутренней стороне дверки шкафа помещается табличка с указанием отпускаемых марок нефте­продуктов и технологической схемы заправочного оборудования. Комплект оборудования:

• специальное оборудование и инструмент;

• одиночный комплект запасных частей;

• мерник образцовый II разряда вместимостью 10 литров;

• два огнетушителя;

• кошма;

• медицинская аптечка;

• средства для сбора и ликвидации проливов разлившегося горючего.

На территории стационарных станций разрешается использовать ПАЗС

только в случаях ремонта или зачистки резервуаров.

Документация АЗС:

• лицензия на право эксплуатации;

• паспорт с технологической и электрической схемой станции и отметкой о ежегодной проверке на соответствие реальному объекту.

В паспорте указывается:

• номер автозаправочной станции и ее точный адрес;

• название собственника станции и эксплуатирующей организации;

• величина используемого земельного участка и срок окончания его арен­ды;

• дополнительные услуги автосервиса (мойка автомашин, автостоянка, количество постов техобслуживания и ремонта автотранспорта, кафе, мага­зины и др.); - .. -

• данные о проведении реконструкции;

• сведения об используемом технологическом оборудовании (ТРК, резер­вуары, электрооборудование, системы вентиляции и отопления, очистные сооружения).

При описании топливораздаточного оборудования указывается количе­ство ТРК и их марка, год ввода в эксплуатацию, вид реализуемого топлива, количество топливораздаточных рукавов (пистолетов).

При описании резервуаров указывается:

• общее количество;

• количество эксплуатируемых (наземных и заглубленных);

• год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;

• номинальная вместимость и вид топлива;

■ общая вместимость резервуарного парка;

• технические мероприятия, проводимые по каждому резервуару (дата зачистки, проверки на герметичность, дефектоскопии).

Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов с оборудованием и запорно-регулирующей арматурой, обес­печивающей выполнение всех технологических операций с топливом.

На электрической схеме в паспорте должны быть указаны потребители электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные приборы и др.), аппаратура (пускатели, выключатели и др.), электролинии (кабели, про­вода, марки и площади их сечений, способы прокладки).

• формуляры и технические описания топливо- и маслораздаточных коло­нок. ■ - -

Разделы формуляров должны постоянно заполняться в процессе эксплуа­тации оборудования. Особое внимание уделяется отметке госповерителя о погрешности, которое заверяется оттиском Государственного поверочного клейма и подписью.

• паспорта и технические паспорта на резервуары.

Разделы паспортов содержат отметки о зачистке, проверке на герметич­ность, проверке высотного трафарета, проведении дефектоскопии. Базовую высоту или высотный трафарет резервуаров проверяют ежегодно в летнее время и после ремонта. Результат оформляется актом (протоколом).

• градуировочные таблицы на резервуары.

Резервуары проверяются каждые 5 лет. Таблицы считаются действитель­ными, если они утверждены органами Госстандарта и подписаны Госповери­телем.

• правила технической эксплуатации АЗС;

• инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности;

• инструкция по эксплуатации очистных сооружений;

• инструкция по сбору отработанных нефтепродуктов;

• сменный отчет, содержащий сведения о наличии топлива в резервуарах на начало и конец смены, показаниях суммарных счетчиков, поступлении неф­тепродуктов, уровне подтоварной воды в резервуарах, погрешности работы ТРК, определяемой с помощью мерников второго разряда.

• журнал учета поступивших нефтепродуктов;

• журнал учета ремонта оборудования с отражением в нем информации о проведении технического обслуживания и ремонта технологического обору­дования и сооружений, показаний счетчика до и после ремонта ТРК, отметки

о снятии пломб Госповерителя.

• график технического обслуживания и планово-предупредительного ремон­та технологического оборудования и сооружений;

• график поверки средств измерений, утвержденный органом Госстандар­та;

журнал учета расхода электроэнергии; журнал регистрации заявок на завоз нефтепродуктов; журнал учета оборудования, инвентаря и имущества; должностные инструкции работников; табель оснащенности средствами измерений; свидетельства о поверке средств измерений; книга (журнал) приема и сдачи дежурства; книга жалоб и предложений;

• план ликвидации возможных аварий, согласованный с противопожар­ной службой и комитетом по ликвидации чрезвычайных ситуаций при адми­нистрации района. План должен разрабатываться с учетом специфических условий деятельности, предусматривать оперативные действия персонала по предотвращению аварий и ликвидации аварийных ситуаций, а в случае их возникновения - по локализации, максимальному снижению тяжести послед­ствий при проливах топлива, возгораниях и взрывах;

• сертификаты соответствия на оборудование и изделия зарубежного про­изводства;

• приказы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию, охрану труда, пожарную безопасность, эксплуатацию электроустановок и за вскрытие пломб Госповерителя;

• журнал учета и содержания средств электрозащиты;

• журнал эксплуатации молниезащитных устройств.

Кроме того, на ПАЗС дополнительно должны быть:

• должностная инструкция водителя-заправщика;

• формуляр на топливораздаточный агрегат;

• техническое описание топливораздаточного агрегата;

• паспорт и протокол поверки цистерны ПАЗС;

• паспорта и инструкции по эксплуатации шасси автомобиля, прицепа, бен- зоэлектрического агрегата, агрегата раздачи топлива и масла.

1.3. Автомобильные средства транспортирования горючего

Автомобильные средства транспортирования классифицируют по следу­ющим признакам:

тип базового шасси;

• вид нефтепродукта;

• назначение;

• нагрузка на оси базового шасси;

• проходимость автомобильных средств;

• тип несущего элемента базового шасси.

Тип базовых шасси обуславливается моделью грузовых автомобилей, при­цепов и полуприцепов.

Вид нефтепродукта обусловливается, как правило, плотностью, которая указывается в паспорте на цистерну. При транспортировании более тяжелых нефтепродуктов увеличиваются осевые нагрузки, что уменьшает срок служ­бы базового шасси. Недолив цистерн при заполнении более тяжелым нефте­продуктом снижает эффективность их использования.

По назначению автомобильные средства разделяют на транспортные и зап­равочные. Транспортные предназначены только для перевозки. Заправочные наряду с перевозкой осуществляют выдачу топлив через специальные разда­точные системы в топливные баки автомобилей.

Параметры автомобильных цистерн регламентируются параметрами ба­зовых шасси: грузоподъемностью, полной допустимой массой, габаритными размерами, проходимостью и т. п.

По нагрузке на оси базового шасси цистерны подразделяются на две груп­пы: А - для эксплуатации на дорогах с капитальными покрытиями (цементо- бетонными, асфальтобетонными и др.); Б - для эксплуатации на дорогах об­щей сети.

" Таблица 1.1

Допустимая полная масса, т
Тип цистерны' Группа А Группа Б
Двухосный автомобиль-цистерна и прицеп- 17,5 10,5
цистерна    
Трехосный автомобиль-цистерна и прицеп- „ 15
цистерна    
Автопоезд в составе тягача с полуприцепом
(при общем количестве осей - 3)    

Проходимость автомобильных средств:

• обычная;

• повышенная.

По типу несущего элемента базового шасси автомобиля различают цис­терны рамной и безрамной конструкции. Подавляющее большинство цистерн установлены жестко на раме базового шасси автомобилей. Для увеличения полезной нагрузки созданы цистерны безрамной конструкции, которая име­ет ряд существенных преимуществ: позволяет изменить длину и базу изделия; понизить центр тяжести; уменьшить металлоемкость. В последнее время без­рамную конструкцию применяют при разработке прицепов-цистерн и полу­прицепов-цистерн большой вместимости.

Автомобильные цистерны по грузоподъемности классифицируют на три класса:

• малой грузоподъемности с полной нагрузкой до 2,5 т. Они применяются для транспортирования горючего на небольшие расстояния и выдачи мелки­ми партиями.

• средней грузоподъемности с полезной нагрузкой от 2,5 до 5 т для массо­вых перевозок и выдачи большими партиями.

• большой грузоподъемности с полезной нагрузкой свыше 5 т для транс­портирования горючего в отдаленные районы и осуществления междугород­ных перевозок.

Условные обозначения основных классификационных признаков:

• тип базового шасси: автомобиль - А, прицеп - П, полуприцеп - ПП;

• тип цистерны: транспортная - Ц, топливозаправочная - ТЗ;

• номинальная вместимость в м3;

• марка базового шасси.

Примеры условных обозначений:

транспортная цистерна вместимостью 8000 л, смонтированная на шасси автомобиля MA3-5334 - АП-8-5334:

топливозаправочная цистерна вместимостью 3800 л, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-130 - AT3-3.8-130:

транспортная цистерна, вместимостью 5600 л, смонтированная на базе узлов колесного хода прицепа ГКБ-817 - ПП-5.6-817.

Автомобильные цистерны состоят из трех основных частей (рис. 1.5): сило­вой установки, шасси и специального оборудования. Прицеп и полуприцеп- цистерна состоят из элементов несущей системы и специального оборудова­ния. В качестве элементов несущей системы используют базовые шасси при­цепов, полуприцепов или саму цистерну с элементами колесного хода.

Силовая установка является источником механической энергии, необхо­димой для движения автомобиля-цистерны и привода насоса.

Шасси представляет собой совокупность механизмов, обеспечивающих движение и управление автомобиля-цистерны, и элементов несущей системы, служащих для размещения специального оборудования.

Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает устройства и системы, обеспечивающие сохранность качества транспортируемых топлив и сокращение затрат времени и труда на выполнение сливо-наливных опера­ций:

• цистерна в сборе;

• крышка горловины цистерны в сборе;

• гидравлическая система с насосом и арматурой технологической обвяз­ки;

• комплект вспомогательного оборудования (КИП, рукава, шланги, ящи­ки, пеналы);


$ й Л о подготовка и порядок работы на топливораздаточных колонках - student2.ru

К) о

Рис. 1.5. Автомобиль-цистерна АЦ-8,7-5320. 1 - огнетушитель; 2 - напорно-всасывающий рукав; 3 - дренажная система; 4 - реечный указатель уровня; 5 - специальное электрооборудование; 6 - цистерна; 7 - шасси; 8 - пенал; 9 - цепь; 10 - лестница; 11 - брызговик; 12 - коммуникации; 13 - щиток; 14 - заземляющее устройство; 15 - табличка.

• комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП);

• комплект противопожарного оборудования.

Цистерну в сборе устанавливают вместо грузового кузова на раме базово­го шасси и закрепляют таким образом, чтобы их продольные оси находились в одной вертикальной плоскости. Это необходимо для равномерного распре­деления нагрузки на правый и левый лонжероны рамы. Расположением цис­терны в горизонтальной плоскости рамы базового шасси достигаются допус­тимые нагрузки на переднюю и заднюю оси. - .

Цистерна крепится к раме специальными устройствами, предотвращаю­щими возникновение в ней недопустимых крутящих моментов во время дви­жения.

Горловина цистерны обеспечивает: доступ во внутреннюю полость цис­терны для осмотра ее поверхностей и выполнения ремонтных работ; компен­сацию температурного расширения транспортируемых топлив. Горловина закрывается крышкой. На крышке горловины имеются дыхательные клапа­ны, устройство крепления реечного указателя для замера уровня в цистерне, штуцер для подсоединения трубопроводов газовой обвязки и наливные люки. На цистерне установлены площадки и лестницы для доступа к горловине.

Гидравлическая система транспортной цистерны обеспечивает выполне­ние сливо-наливных операций и состоит из самовсасывающего насоса, арма­туры и трубопроводов (рис. 1.6).

Самовсасывающий насос устанавливается в основном на автомобилях- цистернах и полуприцепах-цистернах. Его привод осуществляется от двига­теля базового шасси через коробку отбора мощности и карданный вал. На прицепах-цистернах устанавливают ручные поршневые насосы для выдачи нефтепродуктов в мелкую тару и выполнения зачистных работ.

Комплект узлов и деталей электрооборудования обеспечивает освещение рабочих мест, сигнализацию предельного уровня нефтепродукта в цистерне, габаритное освещение и т. п.

Размещение элементов гидравлической системы и электрооборудования на автомобильных цистернах зависит от типа базового шасси, состава и раз­мещения специального оборудования изделия и др.

Для подсоединения автомобильных цистерн к резервуарам нефтебаз и АЗС предусмотрены напорно-всасывающие рукава, которые состоят из секций и в транспортном положении укладываются в пеналы. С обоих концов рукава закрываются заглушками. Пеналы крепятся к цистерне с двух сторон на спе­циальных кронштейнах.

Характеристики автомобилей-цистерн и автомобилей топливозаправщи­ков показаны в табл. 1.2 и 1.3.

подготовка и порядок работы на топливораздаточных колонках - student2.ru Рис. 1.6. Гидравлическая система автоцистерны. 1 - цистерна; 2 - уровнемер; 3 - горловина цистерны; 4 - указатель уровня; 5 - дыхательный клапан; 6 - ограничитель налива; 7 - всасывающий трубопровод; 8 - напорный трубопровод; 9, 14 — штуцеры; 10 - моновакуумметр; 11 - насос; 12 - перепускной клапан; 13 - манометр.


Основные технические характеристики автомобилей-цистерн

Показатели АЦ-5,5- АЦ-7- АЦ-8,5- АЦ-10- АЦ-9- ПЦ-4,2- ПЦ-6,7- ПЦ-9- ПЦМ-6,7-
  255Б 754В 5207В
Перевозимый       горючее       масло
продукт                  
Базовые шасси   а в т о м о б и л ь     а в т о п р и ц е п
  Урал- КамАЗ- КрАЗ- КрАЗ- КамАЗ- ИАПЗ- МАЗ- ГКБ- МАЗ-
  255Б 754В 5207В
Эксплуатационная                  
вместимость, л
Насос СВН- СВН-80А СЦН-75 СЦН-75 СЦЛ-20 Ручной № 4
  80А   -70 -70 -24а        
Фильтр   ФГН-30 ФГН-60 ____ " ________
Счетчик ФГН-30 ШЖУ-40 ____
Время слива горю­ ШЖУ-40                
чего из цистерны                  
с помощью                  
насоса 8-9 И ____
самотеком 12-15 •27 15-20
Время на переход к                  
работе из транс­                  
портного поло­                  
жения, мин 3-5 •—

Основные технические характеристики автомобилей топливозаправщиков

Показатели AT3-4.4-131 АТЗ-9,3-260 ТЗ-2-66Д AT3-7-4310 АТМЗ-5,5-4310 ATM3-5-4320
Базовое шасси ЗИЛ-131 КрАЗ-260 ГАЗ-66 КамАЗ-4310 КамАЗ-4310 Урал-4320
Эксплуатационная вме­   >        
стимость цистерны, л 1 : 9300 ; 5000
Производительность j            
раздаточной системы, ,            
л/мин
Насос: марка - СВН-80А СЦН-75-70 СВН-80А СВН-80А СЦЛ-20-24 СЦЛ-20-24
Счетчик: марка ШЖ-40С-6 ЛЖ-100-10 ШЖ-40С-6 ШЖ-40С-6 ШЖУ-40С-6 ШЖУ-40С-6
Фильтр: марка ФГН-30 ФГН-60 СБ-0580 ФГН-30 ФГН-60 ФГН-60
Время заполнения           >
цистерны своим насосом,   * 1        
мин : 25 ■' 15 1 10 10 ?
Время слива самотеком.            
мин ■■• 17 17 ;
Время развертывания           i
(свертывания), мин 5-10 5(5) 5(5) 5(5) 5(5)

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ АЗС

К технологическому оборудованию относят:

средства заправки - топливо- и маслораздаточные колонки, колонки для выдачи топливных смесей и заправочный инвентарь;

средства хранения - резервуары, тара;

технологические трубопроводы;

средства замера количества горючего - счетчики, метрштоки, указатели уровня и образцовые мерники;

средства контроля качества нефтепродуктов - пробоотборники, нефтеден- симетры и др.;

вспомогательные средства - шланговые противогазы для зачистки резер­вуаров, газоанализаторы и др.

2.1. Средства заправки

2.1.1. Топливораздаточные колонки

Предназначены для заправки автотранспортных средств с одновременным замером количества выданного горючего.

Топливораздаточные колонки, согласно ГОСТ 9018, классифицируют по:

• условиям применения: переносные, стационарные;

• виду привода: ручной, электрический и комбинированный;

• способу управления: ручной, от местного задающего устройства, от ди­станционного задающего устройства, комбинированный (от задающего уст­ройства и местным ручным), с датчиком электрических сигналов для системы учета от автоматического задающего устройства;

• способу размещения: одинарные - для обслуживания одного потреби­теля, двойные - для одновременного обслуживания двух потребителей;

• составу выдаваемого топлива: однокомпонентное топливо или топлив­ная смесь;

• номинальному расходу топлива, л/мин: 25; 40; 50; 100; 160;

• основной погрешности, %: ±0,25; ± 0,4;

• способу размещения сборочных единиц: в одном корпусе, в нескольких корпусах;

• типу отсчетного устройства: с механическим устройством, с электри­ческим устройством.

Пределы основной допускаемой погрешности колонок: ±0,25 % - для учетно-расчетных операций при выдаче топлив; ±0,4 % - для топливной смеси и внутрихозяйственного учета. Колонки являются аппаратами строгого учета, требующими метрологи­ческого обеспечения, а узлы колонок, влияющие на метрологические показа­тели, и счетчики суммарного учета пломбируются Госповерителем. Колонки отечественного производства. Маркировка ТРК по ГОСТ 9018: колонка 1 КЭР - 50 -0,4 -2 - 1

Сборочные единицы размещены в одном корпусе

Минимальная доза выдачи

__________________ Основная погрешность

Расход топлива

С ручным управлением

______________________________ С электрическим приводом

__________________________________ Одинарная, стационарная

Устройство ТРК.

Несмотря на большое многообразие типов и конструкций колонок, они содержат:

клапан приемный;

насос-моноблок с электроприводом;

счетчик жидкости;

счетное устройство;

индикатор;

раздаточный кран с рукавом (рис. 2.1).

КЛАПАН приемный на входе в насос-моноблок - предназначен для удер­жания топлива во всасывающей полости. НАСОС-МОНОБЛОК включает в себя:

фильтр, предназначенный для очистки топлива от механических приме­сей: для бензина размером более 100 мкм, для дизельного топлива - с размером более 20 мкм;


   



подготовка и порядок работы на топливораздаточных колонках - student2.ru
подготовка и порядок работы на топливораздаточных колонках - student2.ru Рис. 2.1. Схема топливораздаточной колонки. 1 - клапан приемный; 2 - насос-моноблок с электроприводом; 3 - счетчик жидкости; 4 - счетное устройство; 5 - индикатор; 6 - раздаточный кран с рукавом; 7 - фильтр; 8 - насос; 9 - газоотделитель; 10 - верхний обратный клапан.


насос (рис. 2.2) роторно-шиберный, роторно-поршневой или лопастной. Состоит из корпуса, ротора и двух крышек. Направление вращения ротора указано стрелкой на шкиве электродвигателя. Во время вращения ротора ло­патки под действием центробежной силы прижимаются к внутренней поверх» ности камеры корпуса насоса, образуют замкнутые объемы и переносят жид­кость из всасывающей полости в нагнетательную. Между всасывающей и на­гнетательной полостями расположен перепускной клапан с регулировочным винтом. Клапан открывается, если давление в нагнетательной полости пре­вышает 0,15...0,18 МПа, и насос начинает частично работать «на себя». При достижении давления 0,25...0,3 МПа насос полностью работает «на себя». ^. Газоотделитель с поплавковой камерой, предназначен для удаления из топ­лива газов и паров, которые мешают точной работе счетчика жидкости. В газоотделителе скорость потока жидкости уменьшается за счет увеличения площади проходного сечения, при этом пузырьки газов и паров выделяются в верхней части газоотделителя и удаляются. Газоотделитель состоит из двух камер - непосредственно газоотделителя и поплавковой камеры. В нем уста­навливают при необходимости два фильтрующих элемента с тонкостью филь­трования 20 мкм. Корпус закрывается крышкой с прокладкой. В нижней его части имеется пробка для слива топлива при смене фильтрующих элементов

подготовка и порядок работы на топливораздаточных колонках - student2.ru

Рис. 2.2. Роторно-шиберный насос: 1, 2, 4 - крышки; 3 - корпус; 5, 7, 8 - втулки; 6 - сальниковая набивка; 9 - пружина; 10 - гайка; И - шкив; 12 - специальная шайба; 13 - пробка; 14 - прокладка; 15 - регулировочный винт; 16 - пружина; 17 - клапан; 18 - ротор; 19 - лопатка;

20 - штуцер.

или при ремонтах. Жиклерное отверстие соединено с поплавковой камерой, в корпусе которой расположен игольчатый клапан, обеспечивающий слив ско­пившегося горючего во всасывающую полость насоса. Воздух удаляется из камеры через отверстия в крышке, сообщающиеся с атмосферой.

Верхний обратный клапан устанавливается между газоотделителем и счет­чиком жидкости. Он состоит из корпуса, в котором запрессовано седло и ус­тановлен клапан. Корпус закрывает крышка с уплотнительной прокладкой. Когда колонка не работает, клапан препятствует обратному сливу горючего из системы измерения. Кроме того, обратный клапан выравнивает давление, когда колонка не работает и под действием внешних факторов в измеритель­ной системе создается избыточное давление. В этом случае давление через от­верстие в тарелке клапана открывает его и избыточное давление отводится через штуцер газоотделителя в поплавковую камеру.

Корпус насоса-моноблока с торцов закрыт крышками: задней и передней. В нижней части задней крышки имеется отверстие для слива остатков топли­ва при ремонтах с пробкой. Поплавковая камера закрыта крышкой.

подготовка и порядок работы на топливораздаточных колонках - student2.ru

СЧЕТЧИК ЖИДКОСТИ. Предназначен для измерения объема горюче­го, проходящего через колонку. Он состоит из корпуса цилиндров, основа­ния, боковых крышек цилиндров, корпуса золотника. Корпус цилиндров яв­ляется измерительной камерой. Он имеет четыре цилиндра с гильзами, в каж­дом из которых размещены поршни, попарно соединенные кулисой. Поршни снабжены манжетами. Объем каждого цилиндра равен 125 см3. Ход поршня
ограничен четыремя упорами, которые регулируют точность измерения го­рючего. Упоры закрываются крышками и пломбируются. Под давлением жид­кости поршни поочередно перемещаются к оси счетчика, вытесняя жидкость из противоположного цилиндра через золотник и трубопровод. При этом дви­жение поршней передается коленчатому и вертикальному валикам, связан­ным со счетным устройством. Коленчатый вал установлен вертикально в двух опорах скольжения. На верхнюю часть его посажен золотник, который под действием вращения коленчатого вала перераспределяет вход и выход горю­чего. Нижняя часть золотника притерта к корпусу, а верхняя - к уплотнению с пружиной. Валик корпуса золотника уплотняется манжетой. Ход поршней регулируется изменением зазора между кривошипом коленчатого вала и ку­лисой.

СЧЕТНОЕ УСТРОЙСТВО представляет собой указатель объема разовой выдачи и суммарного объема горючего, прошедшего через счетчик жидко­сти. Счетное устройство приводится в действие вращением коленчатого вала счетчика жидкости. За один оборот коленчатого вала счетчик жидкости от­меряет объем горючего, равный 0,5 л.

ИНДИКАТОР служит для контроля заполнения измерительной системы топливом. Появление пузырьков воздуха в индикаторе указывает на откло­нения в режиме работы газоотделителя или негерметичность всасывающей системы.

РАЗДАТОЧНЫЙ КРАН С РУКАВОМ предназначен для заправки тех­ники топливом. Рукав длиной от 3,5 до 5 метров маслобензостойкий, одним концом присоединяется к патрубку индикатора, другим к раздаточному кра­ну с отсечным клапаном. Рукав заземляется проволокой, пропущенной внут­ри. Отсечной клапан предназначен для автоматической отсечки потока го­рючего после прекращения работы насоса. Он регулируется на давление 0,04- 0,06 МПа и предупреждает слив топлива из рукава.

Колонки зарубежного производства

Фирма «АДАСТ» (Чехия)

Производительность насоса-моноблока ТРК в зависимости от исполнения от 45 до 100 л/мин. В корпус из алюминиевого сплава встроены 100 микрон­ный фильтр и газоотделитель. Сочетание пластин из специального графит­ного материала и закаленной футеровки камеры из нержавеющей стали обес­печивает работу всасывающего насоса при перекачке до 5-10 млн. литров жидкости. Перепускной клапан защищает насос от перегрузок.

Счетчик жидкости - четырехпоршневой, его корпус выполнен, из алюми­ниевого сплава. Регулировка выдаваемой дозы топлива осуществляется по­средством одного поршня и обеспечивает точность измерения 0,25 %. Флек- соновые уплотняющие манжеты обеспечивают перекачку до 1 млн. литров жидкости без дополнительной регулировки.

Раздаточный кран с рукавом автоматический, оснащен поворотным шар­ниром для облегчения манипуляций и устранения скручиваемости рукава. Имеется устройство для отключения выдачи горючего при наполнении бака. Раздаточный рукав в антистатическом исполнении из качественной бензостой- кой резины. Условный проход от 17 до 32 мм, длина 4,5 и 5 метров. Общий вид колонки приведен на рис. 2.3.

подготовка и порядок работы на топливораздаточных колонках - student2.ru Рис. 2.3. Общий вид топливораздаточных колонок фирмы «АДАСТ».

Фирма «TANKANLAGEN SALZKOTTEN» (Германия)

Фирма выпускает ТРК типов 396, 397, EU-MPD, S-MPD и MPD-Maxfill.

Тип 396 - одно или двухкомпонентная колонка с электронными вычисли­телем цены и счетчиком выданного топлива в литрах. Возможно подключе­ние систем сбора данных о заправке и кассирования.

Гидравлическая система:

• насос-моноблок состоит из роторно-поршневого насоса производитель­ностью 45 или 80 л/мин, устройства защиты от избыточного давкиня и газо­отделителя;

• трехфазный электродвигатель во взрывобезопасном исполнении на на­пряжение 400 В, мощностью 0,55 или 0,75 кВт;

• клиноременная передача с устройством для натяжения ремне фильтр в линии всасывания со сменными фильтроэлементами и встроенным обратным клапаном;

• четырехпоршневой измеритель количества выданного топлива с импуль­сным датчиком или механическим счетчиком;

• электронный вычислитель цены фирмы SALZKOTTEN с г^гготичес­ким контролем, индикация кода ошибок, буферизация данных, р*""" зап­равки Autark и Online, 10-разрядный суммирующий счетчик, опрашиваемый с помощью клавиш;

• заправочный рукав с условным диаметром 15 мм или 21 мм длиной 4 метра, выведенный через пружинную мачту из высококачественной стали со встроенным индикатором;

• раздаточный кран ZVA 3,0 или ZVA 25,3 с цилиндрическим замком. Возможно оснащение колонок системой возврата газов фирмы SALZKOTTEN.

ТРК типа 396/140 и 396/140-45 оснащены пластинчатым насосом произво­дительность до 140 л/мин (45 или 140 л/мин), блоком клапанов для выдачи больших или малых количеств топлива, заправочными кранами 25,3 FS или 3,0 TFS.

Тип 397 в дополнение к ТРК 396, имеет систему Ecometer с электронным импульсным датчиком, заправочный рукав с условным диаметром Ду =16 мм для производительности 45 л/мин или с условным диаметром Ду = 21 мм для производительности 80 л/мин и длиной 4 м. Рукав пропущен через пружинную мачту из высококачественной стали и имеет встроенное смот­ровое стекло.

Тип EU-MPD-SK - это модульная конструкция для 1-5 видов топлива, которая серийно выпускается с заправочными постами по обе стороны зап­равочной площадки. Производительность 40, 80 и 140 л/мин.

Технические характеристики:

перекачиваемое топливо - автобензин, дизельное топливо, смеси авто­бензина с моторным маслом для двухтактных ДВС;

производительность насоса (max) - 75 л/мин;

производительность счетчика (max) - 45 л/мин;

(min) - 2 л/мин;

наименьшая доза выдачи - 2 л/мин;

рабочий объем поршневого счетчика - 0,5 л;

цена деления шкалы индикации - 10мл.

Колонка оборудована блоком управления и индикации для одного-четы- рех гидравлических модулей с электронным вычислителем цены фирмы SALZKOTTEN ЕС 2000 с гидравлическим контроллером и дисплеем для каж­дой стороны заправочной площадки. Индикация на жидких кристаллах с подсветкой заднего фона с легко читаемыми цифрами высотой 25 мм.

Гидравлический модуль для автобензина и дизельного топлива состоит

из:

• насоса производительностью около 80 л/мин;

• блока управления, состоящего из вентиля регулировки предела измере­ний и интегрированного двойного магнитного клапана;

• двух измерительных устройств к заправочным системам пропускной способностью около 40 л/мин, разделенных по сторонам заправочной пло­щадки.

Гидравлические модули для заправочных постов одностороннего распо­ложения имеют насос с производительностью около 40 л/мин.

Шланговая стойка оборудована рукавами длиной 3,3 метра и держателя­ми раздаточных кранов, над которыми крепятся таблички с обозначением продуктов.

Насос-моноблок имеет производительность около 80 л/мин. При односто­роннем варианте - 40 л/мин. В него входят:

• роторно-поршневой насос;

• газоотделитель;

• управляемое поплавковое устройство обратного засасывания;

• предохранительный перепускной клапан;

• напорный фильтр с тонкостью фильтрования 10 микрон.

Электродвигатель трехфазный, мощность 0,75 кВт, напряжение 400 В, ча­стота 50 Гц, частота вращения ротора 1450 об/мин. Схема соединения обмо­ток - звезда. Исполнение - взрывозащищенное. Имеется тепловая защита.

Фильтр со сменным фильтрующим патроном обеспечивает тонкость филь­трования 12 мкм для автобензина и 25 мкм для дизельного топлива.

Измеритель расхода топлива поршневого типа с электронной юстиров­кой имеет встроенный двойной датчик импульсов.

Заправочный рукав Slimline диаметром 16 мм и длиной 6 метров. Снабжен раздаточным краном типа ZVA с автоматическим устройством отключения.

Тип EU-MPD - многошланговая ТРК модульной конструкции для одно- го-пяти видов топлива. В базовом исполнении колонку можно использовать как систему заправки для одного вида топлива или как систему заправки для пяти видов топлива. Выпускается с заправочными постами по обе стороны заправочного островка. Производительность - около 45 л/мин, возможны ва­рианты с производительностью 140 л/мин и с изменяемой производительнос­тью от 45 до 140 л/мин.

Режимы работы:

• Online - режим заправки с самообслуживанием и с заправочным авто­матом; . .

• Автономный режим - режим заправки с обслуживанием;

• Автономный режим с блокировкой - режим заправки с обслуживанием и деблокировкой перед каждой заправкой, деблокирующая кнопка - на кор­пусе индикации.

Насос-моноблок состоит из роторно-поршневого насоса производитель­ностью 45 или 90 л/мин.

Тип S-MPD - многошланговая топливораздаточная система для одного- четырех видов топлива. Оснащена измерительной системой Ecometer на прин­ципе вытеснения. Два шпинделя с циклоидальным профилем, вращающиеся в корпусе с двумя сливающимися отверстиями, образуют измерительные ка­меры. Аксиально поступающая измерительная среда приводит шпиндели в равномерное, непульсирующее вращательное движение. Информацию о ко­личестве топлива, прошедшем через измерительные камеры, электронный им­пульсный датчик передает на вычислитель, В остальном устройство анало­гично EU-MPD.

Колонки фирмы «Tankanlagen» маркируются следующим образом:

3-3 R DK EU- MPD-SK 5-10

I Наличие модуля гидравлики для ДТ

Расположение заправочных постов с одной стороны дороги

Количество заправочных постов

Количество модулей гидравлики

Исполнение со стойкой для рукавов

Модульная ТРК

Европейское исполнение с системой вычислителя цены ЕС-2000

или так

S-MPD-MR 8 \ 4 \ 8 С DK GR -

| Система возврата газа

Наличие модуля гидравлики для ДТ Тип измерителя (Е - Ecometer; С - Cmeter)

Количество заправочных постов

Количество модулей гидравлики

Количество измерительных узлов

MR - с возвратом рукава; OR - без возврата рукава

Модульная ТРК

Клиент

2 Зак. 132


подготовка и порядок работы на топливораздаточных колонках - student2.ru Рис. 2.4. Общий вид топливораздаточных колонок фирмы «TS».

Фирма «АО ИНСТРУМЕНТОЙНТИ» (Финляндия)

Фирма выпускает ТРК серии N 8, N 180 и N 1800.

Серия N8 позволяют обслуживать одного или двух клиентов, с отпуском одной или двух марок топлива. Производительность насоса: стандартная - 50 л/мин, повышенная - 100 л/мин, выборочная - 50 или 80 л/мин. Насос - Туре 75 и счетчик SB фирмы Bennett.

Серия N180 модульной структуры.

Серия N1800 модульной структуры. Обеспечивает две одновременные зап­равки от двух до пяти марок топлива, производя при этом сбор паров топли­ва.

Модель N1812H предназначена для дизельного транспорта, производительность насоса 50 и 120 л/мин.

Технические характеристики:

• диапазон рабочей температуры от -40 °Сдо +55 "С;

• точность измерения ±0,25 % при расходе от 5 до 120 л/мин; электромеха­нические суммарные счетчики;

• гибкий заправочный рукав;

• автоматические заправочные краны;

• нагреватель и вентилятор, управляемые термостатом;

• табло на жидких кристаллах, отражающее: количество литров, марку топлива и дену за литр;

• встроенная клавиатура наладки и сервиса.

Общий вид колонок показан на рис. 2.5.

Основные характеристики топливораздаточных колонок приведены в табл.

Общий вид колонок фирмы показан на рис. 2.4.

2.1.

Рис. 2.5. Общий вид топливораздаточных колонок «IN».

2.1.2. Маслораздаточные колонки

Требования к ним определены ГОСТ 4.103.

Номинальный расход масла должен обеспечиваться при высоте всасыва­ния не менее 3 м, высоте раздаточного крана над уровнем земли до 2 м и рас­положении отдельных блоков колонки на расстоянии до 20 м. Тонкость филь­трования должна составлять 250 мкм.

Маслораздаточную колонку с насосной установкой монтируют в отапли­ваемом помещении, поскольку они могут работать лишь при температуре не ниже +8 °С.


Таблица 2.1 Основные характеристики топливораздаточных колонок
Модель ТРК Расход раздаточ­ной системы, л/мин Мини­мальная доза отпуска, л Допусти­мая погреш­ность, % Тип насоса Коли­чество постов заправки Мощность электро­двигателя, кВт Длина запра­вочного рукава, м Масса, кг Габариты, мм
видов топлива
ОАО «Автозаправочная техника» (Россия)
Нара - 27М1С 0,25 Лопастной 1/1 0,55 660x445x1330
Нара - 42-16 0,25 Лопастной 2/2 0,55 930x430x1620
Нара - 61-16 0,25 Лопастной 1/1 1,1 930x430x1620
Нара - 41-15 0,25 Лопастной 1/1 0,55 930x430x1620
Нара - 5110 0,25 Лопасной 2/1 1,1 1000x550x140
Нара - 5210 0,25 Лопастной 4/2 1,1 1650x550x140

INSTRUMENTOINTI OY (Финляндия)

N-8S-U 0,25 Туре 75 1/1  
N-8S2-U 0,25 Туре 75 1/2  
N-8SH-U 50/80 0,25 Туре 75 1/1  
N-8SHH-U 0,25 Туре 75 1/1  
N-8SHH2-U 0,25 Туре 75 1/2  
N-8DS-U 0,25 Туре 75 2\1  
N-8DSS-U 0,25 Туре 75 2/2  
N-8DH-U 50/80 0,25 Туре 75 2/1(2)  
N-8DHHS-U 0,25 Туре 75 2/1(2)  
N-l 80SS-U 0,25 Туре 75 1/1  
N-l 80SH-U 50 или 80 0,25 Туре 75 1/1  
Продолжение табл. 2.1
4602.040/2/ 0,25 Пластинчатый 4/2   4,5    
LCD                  
4603.060/2/ 0,25 Пластинчатый 6/3   4,5    
LCD                  
4604.080/2/ 0,25 Пластинчатый 8/4   4,5    
LCD                  
4602.160/2/ 45/90 0,25 Пластинчатый 6/4      
LCD                  
4605. - /2/LCD 45/90 0,25 Пластинчатый 10/5   4,5    
TANKANLAGESNALZKOTTEN (Германия)
396(7)/1 ER 45/80 0,25 Роторно- 1/1 0,55/0,75 -200 850x1450x500
(EL)       поршневой          
396(7)/2 ER 45/80 0,25 Роторно- 2/1 0,55/0,75 -200 850x1450x500
(EL)       поршневой          
396(7)/140 ER 0,25 Пластинчатый 2/2 1,5 5(4) -200 850x1450x500
(EL)                  
396(7)/l 40-45 140/45 0,25 Пластинчатый 2/2 1,5 5(4) -200 850x1450x500
ER (EL)                  
S-MPD 0,25 Роторно- 1-8/1-4 0,75 3,3 -1500 1800x1930x590
        поршневой          
EU-MPD-SK 0,25 Рогорно- 1-10/1-5 0,75 -1500 2700x1930x620
        поршневой          

Наши рекомендации