Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Авторы В. И. Романина, В. Г. Машинистов, Н. М. Конышева
Пояснительная записка
В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.
Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.
.Цель куоса «Трудовое обучение» в начальных классах — вос-пи'гание'творчёскойГ "активной личности, проявляющей интерес кН^хн~йчёскотму и 'художественному творчеству нежелание "трудиться. "Основные задачи курса:
I — формирование представлений о необходимости труда в
жизни людей и потребности трудиться, т. е. подвести детей к по
ниманию того, что все необходимое для жизни, деятельности и
отдыха человека создается трудом самого же человека — «один
для всех и большинство работают для одного»;
— расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии;
— воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;
II — формирование способов познания окружающего через
изучение конструкций предметов, основных свойств материалов,
принципов действия' ручных инструментов, выращивание рас
тений;'
— формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;
— воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться -в одиночку; в паре, группе, умения распределять трудовые задания между собой;
— развитие любознательности через развитие внимания;, .наблюдательности, памяти — как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фанфа-
зии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений.
Реализация поставленных задач осуществляется через содержание курса, которое включает:
— ознакомление младших школьников с различными материалами, их основными свойствами;
— овладение правилами и приемами действий ручными инструментами — изготовление разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость: ... ^
в помощь учению — учебные пособия: абак, складной метр, циферблат; дидактические игры, карточки, счетный материал и др.;
для организации быта: изделия хозяйственно-бытового назначения: закладка, игольница, салфетка и др.;
для работы в природе: опорные колышки, мерные рейки и др.;
для оформления классной комнаты, группы продленного дня, зала к праздникам: елочные украшения, гирлянды, маски, снежинки и др.;
для организации свободного времени ребенка: игры, игрушки, сувениры и др.;
— овладение необходимыми политехническими знаниями, общетрудовыми умениями и навыками: анализ изделия, работы; планирование, организация и контроль трудовой деятельности;
— обучение умениям вести наблюдения за жизнью растений и животных, ставить опыты, принимать посильное участие в сельскохозяйственном труде, овладевая агробиологическими знаниями, познавая оптимальные условия жизни и развития живых организмов.
Содержание курса «Трудовое обучение» представлено разделами. В разделах выделены виды труда. Раздел «Технический труд» состоит из двух частей: обработка бумаги и картона и, техническое моделирование; «Бытовой труд"* — обработка ткани и самообслуживание, основы художественной обработки различных материалов могут включать разные виды деятельности. Так, в IV классе учителю предлагаются на выбор темы: «Вязание», «Вышивание», «Плетение», «Выжигание» и др.; «Сельскохозяйственный труд» — «Работа на учебно-опытном участке» («Осенние работы» и «Весенние работы») и «Работа в классе». школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практических работ. Так, при отсутствии пришкольных учебно-опытных участков следует расширить объем работ по выращиванию комнатных растений и проведению опытов с ними.
В районах, где развиты народные промыслы, целесообразно уже в начальных классах обучать учащихся художественно-техническим приемам изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности и посильности для младших школьников объектов труда.
Кур? «Трудовое обучение» в начальных классах опирается на жизненный опыт ребенка, приобретенный в дошкольных учреждениях или при подготовке к школе в группах, а также и в домашних условиях, расширяется за счет пополнения и накопления новых знаний и приобретения новых умений в школе, которые с каждым годом углубляются и используются в новых условиях на более качественном уровне.г
Особое место в содержании курса занимает технический труд. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. Обработка бумаги и картона позволяет дать представление о деталях — основных, крепежных и украшающих; обучать детей технологическим операциям — видам разметки, способам заготовки деталей; сборки, отделки, осуществляя на каждом этапе изготовления контроль; закреплять навыки
культуры труда;
— правильно организовывать рабочее место после анализа изделия, работы и составления плана выполнения их: подобрать материалы, выбрать инструменты, расположить так, чтобы удобно было ими пользоваться,— работаешь правой рукой, клади справа; работаешь левой рукой, клади слева;
— соблюдать порядок на рабочем месте, в процессе всего урока, занятия, игры в школе, а также и дома;
— выполнять трудовые действия качественно: аккуратно (чисто, красиво), точно, доводить начатое дело до завершения;
— экономно расходовать материалы, рационально использовать инструменты, приспособления, время, силы;
— строго выполнять правила безопасной работы инструментами и приспособлениями;
— постоянно контролировать правильность выполнения задания: разметил — проверь правильность разметки; обработал материал — проверь, нужной ли формы и размеров получилась деталь; собрал — проверь изделие в действии, соответствует ли оно заданным или задуманным техническим данным, условиям,
образу;
— находить ошибки и по возможности исправлять их.
Поэтому программу в каждом классе целесообразно начи
нать с такого вида труда, как «Обработка бумаги и картона».
По каждому виду труда программа содержит технико-технологические сведения, перечень тем для бесед, опытов и наблюдений, практических работ, объектов труда.
Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, этнографической специфики, возможностей
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу. Сначала надо обучать выполнению заданий точно по образцу, рисунку — такие задания способствуют развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти. Затем позволять и побуждать детей вносить изменения в цвет, форму, размер деталей, количество их, а также и в конструкцию. Это повышает самостоятельность мышления, оказывает влияние на развитие фантазий, творчества. При этом следует усилить внимание и к качеству выполнения заданий: точность разметки, аккуратность при заготовке и сборке, эстетичность оформления всего издеди#. .
Конструирование по тематическому заданию способствует развитию представлений, фантазии.
Большое значение для развития конструкторских способностей и творчества имеют задания по условию — ребенок должен самостоятельно находить решения технических или художественных задач, отвечающих заданному условию, что воздействует на развитие сообразительности, смекалки.
Конструируя по замыслу, ребенок сам ставит перёд собой (или группой детей) задачи и находит один (или коллективно) правильные их решений Такие задания дают возможность развитию конструкторских способностей, технического и художественного творчества.
Особого внимания заслуживает выполнение заданий по словесному описанию. Такие задания заставляют детей сосредоточивать внимание, слушать, вслушиваться, вдумываться в смысл услышанного, соображать, как выполнить задание, и пЪтом только действовать, удерживая в памяти его содержание. Обучение выполнению таких заданий необходимо начинать с I класса с повторным проговариванием их самими учащимися, а к IV классу дети должны приступать к заданию после сообщения учителя или одного из учеников.
(Требования к выполнению заданий должны учитывать индивидуальные особенности и возможности младшего- школьника. •Важно помнить, что поощрение стремления детей к самостоятельности, попытки создать новую конструкцию, использования элементов дизайна и других творческих проявлений способствуют подъему хорошего настроения у них и возникновению желания делать еще лучше, а иногда и больше. *
Значительное место на уроках трудового обучения (внеклассных занятиях) занимает техническое моделирование и конструирование,! где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями и т. д. Моделирование и конструирование позволяют младшему школьнику познать мир техники, развивают конструкторские способности, техническое мышление, способствуют познанию окружающей действительности, расши-
ряют политехнический кругозор. Значение технического творчества в развитии личности ребенка трудно переоценить.
Занятия по техническому моделированию предоставляют широкие возможности для дифференциации учебно-воспитательной деятельности учащихся. Это проявляется в выборе объектов конструирования, адаптации учебных заданий к индивидуальным возможностям детей.
Содержание раздела «Бытовой труд» предусматривает первоначальное ознакомление с приемами обработки ткани, элементами самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой), а также овладение элементарными знаниями и умениями по шитью в классе; в домашних условиях при согласовании с родителями предусматривается приобретение навыков ухода за обувью, приготовления пищи, доступных детям данного возраста под непосредственным наблюдением взрослых, мытья посуды, уборки помещения и другой посильной трудовой деятельности по дому, саду, огороду, по уходу за членами семьи, за животными, за комнатными растениями.
/Раздел программы «Основы художественной обработки различных материалов» включает овладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различными материалами (глина, древесина, металл, кожа, мех, природные материалы и др.), имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших Школьников. В разделе указаны примерные виды практических работ. Учителю предоставляется право самому определить их направление и количество с учетом своей подготовленности по художественной обработке различных материалов, возможностей школы и пожеланий
учащихся.
На занятиях по сельскохозяйственному труду начиная с I класса учащиеся знакомятся с технологией выращивания овощных, ягодных и цветочно-декоративных растений, правилами постановки опытов. Они принимают посильное участие в сельскохозяйственном труде. Это создает благоприятные условия для первоначального знакомства детей с сельскохозяйственными профессиями, закладываются основы воспитания уважения к людям труда. Содержание занятий по сельскохозяйственному труду обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней и желание охранять и.преумножать ее красоту.
Требования гуманизации школьного образования выдвигают на первый план в трудовом обучении младших школьников вопросы, связанные с формированием культуры личности ребенка во всех проявлениях: культура труда, общения, мышления, потребностей и т. д. Приобретение навыков культуры труда учащихся— одно из основных требований программы трудового обучения в начальных классах. Культура труда проявляется в том, как ученик готовит рабочее место, соблюдает порядок на рабочем месте в течение, всего урока, правильно пользуется инструментами с учетом правил безопасности работы ими, экономно и рационально расходует материал и время при изготовлении изделия, обеспечивает высокое качество выполняемой работы: правильно и точно размечает детали изделия, точно вырезает их, аккуратно использует клей при креплении деталей, эстетично оформляет изделие и т. п.
Учитель сам решает, какие приемы и методы применить на уроке, какую выбрать форму организации и обучения для успешного развития трудовой активности и самостоятельности учащихся. При этом следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий по трудовому обучению снижается, если ребенок привыкает работать толькопод диктовку учителя по принципу «делай, как я», выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего, какова связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся, особенно на первых этапах их обучения, но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых трудовых заданий.
Развивающий потенциал занятий по трудовому обучению значительно повышается, если учитель уделяет внимание воспитанию у детей стремления к активной трудовой деятельности, приобретению навыков культуры труда, самостоятельности при пользовании графической грамотой — овладению элементарным языком техники — условными обозначениями линий чертежа:
— сплошная толстая основная — линия видимого
контура;
— сплошная тонкая — линия построения и размерная;
— штриховая — линия невидимого контура;
—штрихпунктирная тонкая — осевая линия;
•Ц*>—- ——штрихпунктирная с двумя точками тонкая — ли
ния сгиба на развертках.
В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обучения инструкционные и технологические карты. Они позволяют увеличить время на практическую работу, а наиболее подготовленным учащимся — работать самостоятельно, соединяя «работу ума с работой рук», а учителю — оказать помощь менее подготовленным ученикам.-
Следует помнить, что при изготовлении любого изделия ребенок учится предварительному планированию предстоящих тру- довых действий; организации рабочего места; выполнению трудовых действий изготовления изделия; подведению итогов.
Уметь устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами очень важно, так как пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент,— все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию, выполнению действий «про себя», во внутреннем плане, что, как подчеркивают психологи, является существенным в развитии личности школьника. Значение умения планировать велико. Оно предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операций, что сказывается на качестве изделия ученика, позволяет ему познать радость труда.
Трудовое обучение имеет большие возможности для воспитания и развития таких личностных качеств ребенка, как честность, ответственность, аккуратность, точность, бережливость, целеустремленность, терпеливость, настойчивость, осознанность, сообразительность, смекалка, ловкость, сноровка, чувство уверенности в своих силах, способность и убежденность в необходимости трудиться.
\1 Важным условием осуществления политехнического принципа обучения является органическая связь уроков трудового обучения со всеми предметами начальной школы:
— язык:обогащение словаря — называние изделий,
частей, деталей, материалов, инструментов, приспособлений,
практических действий (технологических операций) и др.;
развитие речи — анализ конструкции изделия, работы; размышление по созданию изделия, планирование трудовых действий; анализ готовой продукции, оценка труда, подведение итогов; включение пословиц, поговорок, загадок;
закрепление навыков чтения — работа с дидактическими материалами, наглядными пособиями, дополнительной как художественной, так и научной литературой;
— математика:анализ, сопоставление, сравнение, обобщение; пространственные представления; счет, измерения, вычисления, расчеты; нахождение значений буквенных обозначений; формы геометрических фигур; единицы измерений; чертеж-но-измерительные и контрольные инструменты; графическая грамота, построение геометрических фигур;
— экономика:оценка качества работы, учет количества полученной продукции; понятия «экономия», «рациональность»;
— природоведение: забота о здоровье — безопасность и гиги
ена труда; забота о живой и неживой природе; виды растений,
условия роста и развития их; физические свойства материалов; (. виды движения и энергии; представление о трении, балансе; понятие о плане и масштабе;
— физическая культура:развитие мышечной системы, глазомера, координации движений, чувства меры, силы, ловкости, быстроты, выносливости и др.;
— изобразительноеискусство: тема, сюжет, композиция, колорит, элементы дизайна; развитие чувства прекрасного и др.;
— музыка: ритм, темп, эмоциональный настрой, положительная энергия, создание художественного образа и др.
В свою очередь, трудовое обучение — это составная часть системы начального образования, оно оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика. Например, лепка развивает наблюдательность ребенка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание улучшает глазомер учащихся и т. д., а изготовление самодельных учебных пособий и их использование на уроках языка, математики, музыки и других предметов способствует более прочному усвоению программного материала по этим предметам.
Профессиональная ориентация осуществляется в процессе трудового обучения и направлена на воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека, развитие интереса к профессиям родителей.
Организация выставок работ учащихся, конкурсов на лучшие изделия, участие в школьных ярмарках и т. д. раскрывают для детей значимость их труда, формируют положительные мотивы ктруду.
В программе указано примерное количество часов на каждый раздел программы. Учитель может самостоятельно распределить количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной школе.
ПРОГРАММА
I класс (60 ч) ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (32 ч)
ОБРАБОТКА БУМАГИ(18 ч)1
Технико-технологические сведения.Виды бумаги: писчая, рисовальная, калька, газетная, оберточная; бумага белая и цветная; назначение ее и основные свойства: прочность, отношение к влаге Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги: карандаш, шаблон, линейка, гладилка, ножницы, кисточка для клея, тряпочка для притирания, подкладная доска; назначение, правила пользования, приемы безопасной работы и способы хранения.
Элементы графической грамоты: линия контура и линия сгиба. Понятие «контур». Правила чтения графических изображений.
Технология обработки бумаги: разметка, сгибание, резание, крепление деталей клеем. Экономия материала и бережное отношение к инструментам и приспособлениям1.
Изготовление изделий по образцу, рисунку с элементами самостоятельного творчества. Украшение изделия аппликацией.
Темы для бесед. «Что делают из бумаги», «Что значит быть бережливым».
Опыты и наблюдения. Свойства бумаги: отношение квлаге, прочность, светопрочность, толщина; изучение строения бумаги.
Практические работы. Анализ образца, коллективное составление плана предстоящей трудовой деятельности; подбор материалов и выбор инструментов; организация рабочего места, экономное использование материалов;технологические операции: сгибание, складывание, проглаживание линии сгиба гладилкой; разметка сгибанием, на просвет, по шаблону, линейке как шаблону; резание ножницами по прямолинейному и криволинейному контуру, на глаз; крепление деталей клеем.
Примерный перечень изделий. Дидактические материалы по обучению грамоте и счету; пособия: наборное полотно, абак, дорожные знаки, с которыми встречаются дети по пути в школу, сигнальные карточки и др.; закладки, обложки, конверты; пакет для хранения семян; книжки-раскладушки, елочные гирлянды, игрушки, игра-мозаика и др.
ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (14 ч)
Технико-технологические сведения.Набор пластмассовых деталей конструктора, которые крепятся болтами и гайками, и инструменты (гаечные ключи); свойства материала, из которого изготовлены детали и инструменты; правила, приемы безопасной работы гаечными ключами и способы хранения набора.
Правила организации рабочего места.
Элементы графической грамоты — распознавание рисунков моделей в альбоме к конструктору.
Правила сборки моделей из деталей конструктора и разборки их. Представление о видах движения: вращение, колебание, скольжение.
Изготовление технических игрушек по образцам с элементами самостоятельного конструирования из различных материалов с использованием готовых форм.
Тема для беседы. «Техническая игрушка».
Опыты и н а б л юд ен и я. Определение направления движения руки при действии гаечным ключом. Повышение прочности крепления болта контргайкой.
Практические работы. Анализ образца, рисунка; планирование и организация работы. Нахождение деталей, соответствующих рисунку модели. Сборка моделей точно по образцам, рисункам альбома к конструктору и по замыслу. Разборка их.
Примерный перечень изделий. Модели: капсель, качели, самокат, тележка, прицеп, автомашина, трактор, самолет, вертолет; плавающие и летающие модели из полуфабрикатов1 и различных материалов: парашют, планер, плот, парусная лодочка; игрушечная мебель.
Экскурсия на улицу. Знакомство.с транспортными машинами: автомашина, автобус, трактор, трамвай, троллейбус, самолет, теплоход, электропоезд. Сравнение их: нахождение общего и различного по внешнему виду. Выяснение значения транспортных средств для людей.
БЫТОВОЙ ТРУД (6 ч)ОБРАБОТКА ТКАНИ (4 ч)
Технико-технологические сведения.Разнообразные ткани, их
назначение (одежда, предметы быта) и основные свойства: тол
щина, прочность, отношение к влаге. (
Нитки, их назначение и основные свойства: толщина, прочность, цвет, отношение к влаге.
Инструменты и приспособления для работы с тканью: швейные иглы, ножницы, наперсток; их назначение, правила и приемы пользования ими, безопасность труда и способы хранения.
Стежок «вперед иголку» и его назначение.
Изготовление изделий по образцу, рисунку.
Темы для бесед. «Как рубашка в поле выросла», «Труд людей вокруг нас» (изготовление одежды, обуви, пищи, строительство жилища).
Опыты и наблюдения. Изучение строения ткани полотняного переплетения и нитки. Сравнение нитки и нити — их сходство и различия. Сравнение ткани и бумаги по внешнему виду, строению, основным свойствам и обработке.
Практические работы. Подготовка иглы к работе: определение длины нитки, вдевание нитки в иглу, завязывание узелка. Коллективный анализ работы, коллективное планирование труда, организация рабочего места, выполнение равномерных стежков «вперед иголку», раскрой ткани прямоугольной формы Примерный перечень изделий. Игольница в виде книжечки; салфетка с бахромой, украшенная стежками «вперед иголку».
САМООБСЛУЖИВАНИЕ (2 ч)
Технико-технологические сведения.Разнообразие пуговиц по размеру, цвету, форме, материалу, назначению, конструкции. Правила и приемы пришивания пуговиц; способы хранения их.
Тема для беседы. «Назначение и использование пуговиц».
Опыты и наблюдения. Определение выбора иглы и ниток для пришивания пуговицы.
Практические работы. Подбор ниток по цвету ткани, выбор иглы в соответствии с отверстием в пуговице. Подготовка иглы к работе. Закрепление конца нитки на ткани, продевание иглы в отверстие пуговицы и обратно через ткань. Завязывание узелка.
Примерный перечень изделий. Пришивание пуговицы к одежде; использование пуговицы как элемента украшения аппликации.
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (16 ч)
Технико-технологические сведения.Виды природных материалов: глина, шишки, ветки, желуди, орехи, ракушки и др.; их основные свойства: прочность, отношение к влаге.
Инструменты и приспособления, применяемые при работе с глиной: разные по форме стеки, печатки, кисть, станок для лепки, тряпочка, баночка для воды; их назначение; правила, приемы безопасной работы и хранение.
Приемы работы с глиной, пластилином. Крепление шишек, веток и других природных материалов пластилином, быстросохнущим клеем.
Изготовление изделий: лепка с натуры по образцам народной
игрушки с внесением изменений, с созданием собственного худо
жественного образа (роспись игрушек из глины осуществляется
на уроках изобразительного искусства), а также по рисункам,
замыслу не только из глины, пластилина, природных материа
лов, но и из бумаги. ' .
Темы для бесед. «Что умеют делать золотые руки» (о народных умельцах), «Чудесный материал» (глина и использование ее человеком), «Лес — наше богатство, и его надо беречь».
Опыты и наблюдения. Выявление основных свойств природных материалов. Определение способов крепления их. Ознакомление с основными свойствами глины: пластичность, водонепроницаемость. Выяснение, как изменяется внешний вид аппликации при использовании засушенных листьев и только что собранных. Практические работы. Планирование, организация трудовой деятельности. Подготовка материалов к работе. Способы обработки природных материалов.
Игры и упражнения, развивающие фантазию: «Кто спрятался в куске пластилина, глины?», «На что или кого похожа веточка, шишка, листья и др.?».
Примерный перечень изделий. Счетный материал из природных материалов, опорные колышки; игрушки, сувениры из природных материалов; игрушки из глины (пластилина): овощи, фрукты, посуда, фигурки животных и зверей, сказочных персонажей; аппликации из засушенных листьев и бумаги.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД (6 ч)
РАБОТА НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ(4 ч)
Осенние работы (2 ч)
Сведения по сельскохозяйственному труду.Осенние работы на учебно-опытном участке (в теплице, парке, сквере). Ручной садовый детский инвентарь (грабли, носилки). Правила и приемы работы ими, способы хранения.
Тема для б ее еды. «Значение осенних работ на участке».
Опыты и наблюдения. Изменение внешнего вида участка после уборки мусора.
Практические работы. Организация трудовой деятельности. Удаление мусора, сгребание листьев, веток. Сбор природных материалов для уроков труда: листья, цветы, ветки, корни, семена и др.
Весенние работы (2 ч)
Сведения по сельскохозяйственному труду.Весенние работы на учебно-опытном участке (в теплице, сквере, парке); правила и приемы посева семян и ухода за ними.
Тема для бесед ы. «Значение весенних работ на участке (в теплице, парке, сквере)».
О п ыты и наблюдения. Распознавание цветочных растений, выращенных из семян, по их листьям и стеблю.
Практические р а б о т ы1. Организация труда. Подготовка и посев семян в грунт (душистый горошек, горох, настурция и т. д.). Уход за растениями: полив, прополка, установка опорных колышков.
РАБОТА В КЛАССЕ (2 ч)
Сведения по сельскохозяйственному труду.Виды комнатных растений; правила и приемы ухода за ними. Подготовка семян
1 Обработку почвы, разбивку грядок, клумб выполняют старшие школьники. I 54
к посеву: отбор наиболее крупных и здоровых семян, замачивание их, проращивание.
Тема для беседы. «Значение воды для жизни растений».
Опыты и наблюдения. Выявление условий, необходимых для роста зелени лука-репки.
Практические работы. Уход за растениями: полив, удаление пыли, сухих листьев, мытье вазонов и поддонов. Выращивание растений из семян (бальзамина, ипомеи). Выращивание из лука-репки зелени, ежедневное измерение ее роста и сравнение его с предыдущим днем.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу первого года обучения дети должны: | |
знать | уметь |
По техническому труду; название и назначение материалов, различать их, использовать строго инструментов и приспособлений, пре- по назначению и бережно относиться дусмотренных программой; к ним; правила безопасности труда; соблюдать их; правила личной гигиены при рабо- работать чистыми руками, толькоте колющими и режущими инструмен- исправным инструментом; сидеть пря-тами; мо,соблюдать расстояние от работы до глазне менее 30 см; правила организации рабочего правильно организовывать рабочее места; место и поддерживать порядок во время работы; правила и приемы разметки и контг:,я™,~выполнять их, экономить материа-роля по шаблону, сгибанием, на про- лы, использовать отходы; свет; правила и приемы обработки мате- резать бумагу, ткань ножницами по риалов и сборки изделия; линиям разметки; крепить детали из бумаги клеем; ■ правила и приемы бережного обра- беречь книги, тетради: обертывать щения с книгой и тетдадью; их, пользоваться закладками; | |
правила и приемы-сборки и разборки моделей из деталей конструктора; название, назначение и способы выполнения стежков «вперед иголку»; правила и приемы контроля практических действий, предусмотренных программой; правила общения; название и назначение машин: автомобиль, трактор, самолет, тепловоз, теплоход; | стганрать модели по образцу, рисунку и разбирать их, соблюдая порядок в наборе; равномерновыполнять стежки «вперед иголку»; контролировать правильность выполнения своих действий; работать в паре, коллективе, распределять и согласовывать свой труд с другими; различать их; |
К концу первого года | обучения дети должны: |
знать | уметь |
общие сведения о профессиях: учитель, врач, повар, строитель, шофер, | уважать их труд и труд людей других профессий. |
тракторист. | |
По сельскохозяйственному труду: | |
правила безопасности труда и личной гигиены во время работ на участ- | соблюдать правила безопасности труда и личной тиАены; |
ке и при уходе за комнатными расте- | |
ниями; правила ухода за комнатными рас- | выполнять их. |
тениями. |
II класс (68 ч)
ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД (32 ч)
ОБРАБОТКА БУМАГИ И КАРТОНА (16 ч)1
Технико-технологические сведения.Виды и основные свойства бумаги, их значение при изготовлении изделий.
Инструменты и приспособления, применяемые в работе с бумагой и тонким картоном: гладилка, линейка, угольник, простые и цветные карандаши, кисточки для клея и красок, краски, ножницы, игла, шило; их назначение; правила пользования ими, приемы безопасной работы и способы хранения.
Понятие о развертке. Измерения линейкой, угольником в сантиметрах, совмещая штрих 0 с базовой кромкой (краем листа).
Элементы графической грамоты: тонкая линия — линия построения, выносная, размерная. Правила чтения графических изображений: рисунка, эскиза. Технология обработки бумаги, способы крепления деталей в изделии клеем, нитками, тонкой проволокой (металлическими скобками).
Изготовление различных изделий по образцу, графическим изображениям, словесному описанию, заданным размерам. Проверка точности выполнения изделия.
Тема для беседы. «Как сделана тетрадь».
Опыты и наблюдения. Сравнение видов бумаги, тонкого картона, фольги по прочности и отношению к влаге.
Практические работы. Коллективное планирование выполнения работы2. Разметка бумаги и тонкого картона по ба-
1 Этот и последующие виды труда проводятся в течение всего учебного года.
а Здась и далее обращать внимание на экономное и рациональное расходова-
.... 1ятериалов.
та зовой кромке (краю листа бумаги) линейкой, угольником, сгибанием; резание ножницами, разрезание пластмассовым ножом; крепление деталей клеем, нитками, проволокой.
Примерный перечень и з де л и й. Информационно-указательные и предупреждающие знаки: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Место остановки автобуса», «Пункт первой медицинской помощи»; дидактический раздаточный материал, книжка-самоделка; стаканчик для рассады; пакеты, конверты для хранения мелких деталей, семян; елочные украшения, фонарики, карнавальные шапочки, бутафория для картонажного театра (пальчикового), игрушки с подвижными деталями, игровой инвентарь для настольных игр.
ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (16 ч)
Технико-технологические сведения.Пластмассовые детали конструктора, которые крепятся болтами и гайками, например «Транспортные и сельскохозяйственные машины» и др.; монтажные инструменты. Виды соединений: подвижные и неподвижные. Использование различных материалов для создания технических
моделей.
Темы для бесед. «Машины вокруг нас, их значение в жизни людей», «Машины, облегчающие труд человека в быту». Встреча с рационализаторами.
Опыты и наблюдения. Выявление способов крепления деталей при подвижном и неподвижном видах соединений.
Практические работы. Сборка технических моделей из деталей конструктора по образцу, рисунку, тематическому заданию, замыслу учащихся; разборка их. Конструирование технических игрушек из различных материалов для оборудования сюжетных игр.
Примерный перечень изделий. Модели: тележки одноосные и двухосные, мотороллер, трактор колесный, грузовая автомашина, железнодорожная платформа. «Наш микрорайон»; летающие и плавающие модели.
Экскурсия в гараж, автобусный (троллейбусный, трамвайный) парк, на пристань и т. п. Знакомство с профессиями людей, работающих там, общим видом машин, с наиболее характерными механизмами.
БЫТОВОЙ ТРУД (8 ч) ОБРАБОТКА ТКАНИ(6 ч) Технико-технологические сведения.Первоначальные сведения о тканях растительного происхождения: хлопчатобумажные, льняные с полотняным переплетением нитей. Виды ниток: швейные, штопальные, для вышивания, вязания.
Инструменты и приспособления для шитья: иглы швейные, булавки, ножницы, наперсток. Правила, приемы работы и способы хранения инструментов и материалов.
Разметка и экономный раскрой тканей. Стежки «через край», «вперед иголку с перевивом» и их назначение.
Темы для бесед. «Что делают из тканей», «Волшебство ниток».
Опыты и н а б л год е н и я. Рассматривание образцов тканей с полотняным переплетением нитей: ситец, марля, полотно; нахождение сходства и различий; сравнение ниток по назначению и толщине.
Практические работы. Изготовление выкройки изде
лий прямоугольной формы, крепление ее к ткани, разметка тка
ни по выкройке и раскрой; выполнение косых стежков «через
край» (обметочный шов). ^
Примерный перечень изделий. Салфетка, носовой платочек, закладка, вешалка, метка для одежды.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ(2 ч)
Технико-технологические сведения.Разнообразие вешалок и меток по форме, размеру, материалу, цвету, конструкции. Правила и приемы пришивания вешалки, метки.
Тема для беседы. «Назначение и использование вешалок, меток».
Опыты и наблюдения. Выяснение условий, от которых зависит прочность вешалки, метки.
Практические работы. Подбор ниток по цвету ткани. Подготовка иглы к работе. Приметывание вешалки, метки нитками контрастного цвета стежками «вперед иголку». Закрепление конца нитки на ткани. Пришивание нитками, соответствующими цвету ткани, косыми стежками.
Примерный перечень изделий. Вешалка, метка для одежды, мешочек для одежды на уроках физкультуры, мешочек для обуви.
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (16 ч)
Технико-технологические сведения.Приемы стилизации в лепке. Отделка изделий из глины. Приемы лепки посуды способами кругового налепа и с помощью стек.
Приемы обработки природных материалов; прокалывание шилом, пиление ножовкой, опиливание напильником, зачистка наждачной бумагой и использование приспособлений: тисочки, распиловочная коробка. Способы крепления деталей из природных материалов: на шипах, штифтами, с помощью быстросохнущего клея.
Художественная вышивка: «крест», «набор». Аппликация из ткани. Плетение в три пряди, витье.
Темы для бесед. «Разнообразие аппликаций», «Русская глиняная игрушка», «Умельцы родного края».
Опыты и наблюдения. Сравнение технологических проб с помощью разных способов обработки материалов: отапливание и опиливание; опиливание и зачистка наждачной бумагой; вышивание на пяльцах и без них и др.
Практические работы. Анализ объектов труда, планирование работы. Организация рабочего места при использовании различных материалов.
Игры и упражнения на развитие воображения и фантазии: «На кого похожи?», «Кто спрятан в имеющихся у нас природных материалах?», изучение природных материалов, определение в них сходства с птицами, зверями, сказочными персонажами; упражнения на передачу настроения цветом и композицией (выбор композиции, украшающего узора в соответствии с формой поверхности материалов, подбор ткани и ниток по цвету, толщине, фактуре в соответствии с назначением изделия). Вышивание декоративными швами.
Плетение в три пряди. Витье шнурка.
Примерный перечень изделий. Лесная скульптура; сувениры из шишек, веток, корней, мха и др.; лепка посуды, игрушек-свистулек, матрешек, фигурных пряников по образцам абашевской, курской, новгородской, скопин-ской, ярославской и других игрушек; кукла из мочала; этикетки; мерный шнур; игрушки из бумаги и тонкого картона; сувениры с вышивкой изученными швами, шнуром; тематические композиции (аппликации); поздравительные открытки, пригласительные билеты.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД(12 ч)
РАБОТА НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ(8 ч)
Осенние работы (3 ч)
Сведения по сельскохозяйственному труду.Правила и приемы сбора семян, сортировка их и способы хранения в зимний период. Подготовка классной делянки к осенней обработке почвы.
Тема для б е с е ды. «Значение семян в жизни растений».
Опыты и наблюдения. Определение условий для хранения семян.
Практические работы. Сбор семян; удаление остатков растений и мусора (перекапывают почву старшие школьники); сгребание опавших листьев и веток.
Весенние работы (5 ч)
Сведения по сельскохозяйственному труду.Семена цветочно-декоративных и бобовых растений. Подготовка их к посеву: отбор наиболее крупных и здоровых семян, замачивание и проращивание их. Правила посева семян в грунт. Выращивание цветочно-декоративных растений: ноготки, бархатцы; зернобобовых растений: фасоль, бобы.
Тема для беседы. «Значение зернобобовых растений в
жизни человека».
Опыты и наблюдения. Распознавание всходов культурных растений и их отличие от сорняков. Определение сходства по внешнему виду и принципу действий ручных инструментов и орудий труда: нож, лопата, плуг; грабли, борона.
Практические работы. Посев семян в грунт: разравнивание грядок (рабаток) граблями, проведение бороздок по шнуру, полив их, посев семян с последующим заделыванием, установка этикеток. Уход за растениями: полив, рыхление почвы, прополка, установка опорных колышков.
РАБОТА В КЛАССЕ (4 ч)
Сведения по сельскохозяйственному труду.Правила и приемы размножения комнатных растений черенками и ухода за ними.
Тема для беседы. «Разнообразие комнатных растений, их значение в жизни человека».
Опыты и наблюдения. Определение условий для роста растений: влага, тепло, свет. Выявление сроков появления всходов, развития растений при одновременном посеве сухих, замоченных и пророщенных семян.
Практические работы. Организация трудовой деятельности учащихся. Уход за растениями: полив, удаление сухих I листьев, пыли, рыхление почвы, мытье поддонов и вазонов. Вы- > ращивание комнатных растений — бальзамина, ипомеи, а также зелени из семян укропа и петрушки.
3 класс.ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД(30 ч) ОБРАБОТКА БУМАГИ И КАРТОНА(12
Технико-технологические сведения. Виды картона, его основные свойства и назначение. Правила и приемы разметки с помощью линейки, угольника, циркуля2, циркуля-измерителя в миллиметрах по базовой линии (отступив от края листа) по образцу и заданным размерам.
■■ Сгибание бумаги и картона по линиям разметки, резание ножом с помощью фальцлинейки. Крепление деталей различными способами: клеем, нитками, мягкой тонкой проволокой, щелевым замком.
Элементы графической грамоты: осевая линия, обозначение радиуса, диаметра. Понятие «силуэт». Правила чтения эскиза, простейшего чертежа.
Правила и приемы изготовления папье-маше. Крепление де- Д талей из бумаги и картона клеем, нитками, проволокой, щелевым замком.
Темы для бесед. «Что делают из картона», «Различные виды бумаги и их назначение».
Опыты и наблюдения. Сравнение бумаги и картона 1 разных видов по прочности, толщине, гибкости, ломкости, отношению к влаге. Отличие бумаги от картона по внешнему виду, строению, технологии обработки, назначению.
Практические работы. Анализ рисунка, эскиза изготавливаемых изделий, составление плана работы; исполнение трудовых действий: разметка с помощью чер-ржнс-измеритель-ных инструментов и контроль; резание бумаги и картона ножницами и ножом вдоль фальцлинейки; сборка изделия. Проверка его в действии.
Примерный перечень изделий. Учебные пособия: предупреждающие и информационно-указательные знаки дорожного движения: «Подземный переход», «Надземный пешеходный переход»; термометр, книжка-считалка, перфокарты и др.; коробки и карточки для картотеки; ремонт брошюр из классной библиотеки; игры типа лото; настольный картонажный театр; головоломки.
ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (18 ч)
Технико-технологические сведения. Набор металлических де- ^* талей конструктора-механика, их название, основные свойства материала, из которого изготовлены детали и инструменты: отвертка и гаечный ключ; способы крепления деталей винтами и гайками. Применение шайб. Правила и приемы работы инструментами. Правила организации рабочего места.
Элементы графической грамоты — распознавание рисунков моделей в альбоме к конструктору-механику.
Представление о трении. Виды соединений: разъемные, неразъемные.
Технические сведения о транспортирующих устройствах и машинах, их название и назначение. Приемы сборки из деталей металлического конструктора типа «Конструктор-механик» моделей технических устройств и машин и разборка их после использования моделей в играх.
Изготовление технических игрушек, моделей и макетов по образцам, рисункам, эскизам, заданным размерам, условиям, словесному описанию и конструирование по собственному замыслу
учащихся.
Темы для б е се д. «Техническое моделирование», «Транспортирующие устройства и машины».
Встреча с изобретателями.
Опыты и н а б л ю де н и я. Сравнение наборов конструкторов из пластмассовых и металлических деталей: нахождение общего и различного во внешнем виде деталей, их названии и конструктивных возможностях. Выявление способов крепления
деталей при разъемном и неразъемном видах соединений. Определение способов устранения трения.
Практические работы. Чтение рисунков, эскизов. Планирование предстоящей работы. Сборка технических моделей из деталей конструктора. Разборка их после обыгрывания. Изготовление технических моделей из различных материалов, включая пластические, и использование полуфабрикатов, самостоятельно изготовленных профилей. Демонстрация технических игрушек в действии, регулировка их, обнаружение ошибок и исправление их.
Примерный перечень изделий. Макеты: «Элементы улицы с остановкой транспорта», «Дорога и ее основные части» и др.; простейшие модели: лебедка, подъемный кран, автопогрузчик, каток, тачка; сельскохозяйственная техника: самоходное шасси, стогометатель, сеялка; простейшие летающие и плавающие технические игрушки из различных материалов: кордовая модель, катамаран и др.; учебные пособия: светофор, циферблат и др.
Экскурсия. Ознакомление с трудом людей и их профессией (в микрорайоне школы), работающих на технических типовых объектах, аналогичных тем моделям, которые дети будут создавать на уроках трудового обучения для оборудования сюжетных игр, проводимых во внеурочное время, предлагаемых взрослыми или самими детьми.
БЫТОВОЙ ТРУД(8 ч) ОБРАБОТКА ТКАНИ (6 ч)
Технико-технологические сведения.Первоначальные сведения о тканях и нитках, изготовленных из волокон животного происхождения: шелк, шерсть и их основные свойства; об изделиях текстильной промышленности: тесьма, лента, шнур и др.
Виды стежков и швов: строчка, стебельчатый, тамбурный, назначение их и способы выполнения.
Изготовление выкройки по обмерам, выполненным под руководством учителя, по эскизу, инструкционной карте. Понятие
«припуск».
Темы для бесед. «Назначение шелковых и шерстяных
тканей», «Какие текстильные изделия мы знаем».
Опыты и наблюдения. Рассматривание и сравнение строения тканей, ниток, ленты, шнура и т. п. Сравнение ткани и бумаги по внешнему виду, прочности, гибкости, строению, технологии обработки.
Практические работы. Изготовление выкройки, разметка ткани, сложенной вдвое, раскрой ее; сшивание деталей из ткани швом «строчка» по прямым срезам, после предварительного сметывания их.
Примерный перечень изделий. Нарукавные повязки для дежурных; мешочки для завтрака, семян, обуви, формы к урокам физкультуры; прихватка для кухни.
Экскурсия в ателье по изготовлению одежды, в мастерскую по ремонту обуви.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ (2 ч)
Технико-технологические сведения.Разнообразие кнопок, крючков, петель по размеру, материалу, форме, цвету, конструкции. Правила и приемы пришивания кнопок, крючков, петель. Изготовление петли из ниток.
Тема для б е с е д ы. «Назначение и использование кнопок, крючков и петель».
Опыты и н а б л годен и я. Выяснение ус#эвий, от которых зависит прочность пришитых кнопок, крючков и петель. Поиск вариантов создания воздушных петель из ниток.
Практические работы. Разметка места пришивания кнопок, крючков и петель. Выбор способа пришивания их. Подбор ниток в тон ткани. Пришивание кнопок, крючков и петель.
Примерный перечень изделий. Пришивание кнопок, крючков и петель к одежде своей, кукол и изготовление дидактического пособия для детей трех лет в виде занятной игрушки.
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (16 ч)
Технико-технологические сведения.Местные природные и искусственные материалы: солома, мел, мех, кожа, кожезаменитель, древесина, металл — тонкая проволока.
Инструменты и приспособления для обработки древесины: буравчик, нож, ножовка и распиловочная коробка, напильник и тисочки, молоток; для проволоки: кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, киянка; назначение, приемы работы ими, правила безопасности труда и способы хранения.
Технология обработки различных материалов и сборки изделий. Художественная обработка древесины и природных материалов. Приемы работы с проволокой и фольгой. Плетение плоское и круглое.
Декоративные швы: мережка «столбик», тамбурный, стебельчатый.
Темы для бесед. «Народные художественные промыслы данной местности», «На деревообрабатывающем комбинате», «Применение папье-маше и пластических материалов в быту и технике».
Опыты и наблюдения. Выявление отличительных свойств металла (проволоки и фольги) от бумаги, ткани. Сравнение бумаги, ткани, древесины, проволоки по внешнему виду, толщине, прочности, отношению к влаге, технологии разметки, обработки, отделки.
Практические работы. Творческие игры и упражне-
ния в приемах обработки различных материалов с целью достижения декоративно-художественного эффекта: отработка приемов лепки из глины и пластилина; обработка веток, корней; пиление, остругивание, сверление, шлифовка древесины; резание, сгибание, наматывание, скручивание проволоки; плетение из нескольких прядей, полос; вышивание стебельчатым, тамбурным швами и мережкой.
Примерный перечень изделий. Композиции; диковинные сосуды; декоративные барельефы; глиняная посуда, игрушки по образцам дымковской, каргопольской, липецкой, орловской, тульской и др.; учебные таблицы, макеты; планшет для записи и зарисовок; прыгалки, пояски; кухонное полотенце с вышивкой, вышивка метки; маски; игрушки-дергунчики для картонажного театра; игры, головоломки (кольца, цепочки); сувениры из различных материалов, аппликация из соломы.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД(14 ч)
РАБОТА НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ (10 ч) Осенние работы (5 ч)