Специализация и типизация торговых объектов
Одним из важнейших условий повышения качества торгового обслуживания населения является специализация торговой сети.
Специализация — это форма разделения труда между торговыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения. Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса. При специализации по товарно-отраслевому признакудеятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило,осуществляется по следующим товарным отраслям:
I) предметы одежды, обуви, туалетные принадлежности. Сюда входятткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.;
2) предметы культурно-бытового назначения (писчебумажные, школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спорттовары);
3) предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.);
4)предметы производственно-хозяйственного назначения (строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.п.);
5)прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).
По степени специализации магазины подразделяются на:
узкоспециализированные— реализуют отдельные товары той или иной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко);
специализированные— осуществляют продажу товаров одной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские товары);
комбинированные— имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (галантерея-парфюмерия, мясо-рыба, овощи-фрукты);
универсальные— торгуют несколькими товарными группами (Дом торговли, универмаг).
Неспециализированные магазины реализуют различные группы продовольственных или непродовольственных товаров, также не образующих специализированных секций (магазины "Продукты", "Промтовары").
Товары сложного ассортимента (одежда, товары культурно-бытового назначения), имеющие в пределах товарной группы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.
При специализации по комплексности спросаассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины "Товары для детей", "Товары для дома", "Сделай сам" и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос.
На уровень специализации влияет ряд факторов:
характер покупательского спроса (твердосформированный или импульсивный спрос);
степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);
размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);
местные условия развития товарооборота;
размеры помещений магазина;
численность населения городов.
Типизация — это процесс унификации торговых объектов с учетом их специализации и размера торговой площади. Процесс типизации заключается в следующем: на основе всестороннего изучения передового опыта определяются предприятия торговли, наиболее успешно работающие с экономической точки зрения и имеющие достаточно высокий уровень культуры. Отобранные предприятия служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достижений торговой и строительной техники, науки, наиболее эффективных форм продажи товаров, устройства и планировки торговых залов и изменений в характере спроса на товары народного потребления.
Тип торгового предприятия определяют следующие основные признаки:
ассортиментный профиль магазина;
мощность предприятия, выраженная в размерах торговых и подсобных площадей;
формы и методы торгового обслуживания;
район деятельности магазина.
Типизация товарного профиля заключается в установлении для магазина определенного ассортимента, т.е. определении конкретных товарных групп, реализуемых в магазине. В зависимости от этого магазины бывают универсальными, специализированными, комбинированными и комплексного ассортимента.
Типизация размеров сводится к определению торговой площади магазина на основе выявленного объема товарооборота или численности обслуживаемого населения. Магазины одного товарного профиля могут иметь несколько типовых размеров. Например, типоразмеры универсамов — 400, 650, 1000, 1500, 2000 м2 торговой площади. Это дает возможность при организации магазина выбирать такой тип, который в наибольшей мере отвечает требованиям покупателей данного района, их численности.
Типизация форм продажи заключается в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации определенных товарных групп и обслуживании определенных контингентов населения (самообслуживание, продажа по заказам, образцам и т.п.). В настоящее время разработаны конкретные рекомендации по применению тех или иных форм продажи при реализации определенных групп товаров.
Район деятельности магазина определяется с учетом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, а также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две группы:
магазины, реализующие товары первой необходимости частого спроса, т.е. магазины стандартного характера, размещаемые в жилой зоне;
магазины, реализующие товары сложного ассортимента, периодического и редкого спроса, имеющие общегородское значение.
Все типы магазинов делятся на основные и дополнительные. Основные типы, магазинов предназначены в основном для нового строительства в районах новой жилой застройки и частично при реконструкции городов и поселков городского типа. Для них установлены определенные размеры торговой площади. Дополнительные типы магазинов используются преимущественно в районах старой застройки, при реконструкции или расширении действующей торговой сети. Перечень их в номенклатуре весьма широк, что позволяет торговым и проектным организациям, местным органам власти выбрать наиболее оптимальный вариант с учетом многих факторов.