Способы образования новых слов

Морфема и состав слова. Виды морфем. Способы словообразования в русском языке.

Морфемика –раздел науки о языке, изучающий строение слова и те значимые части, из которых оно состоит.

В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.
Основная единица морфемики — морфема.

Морфема –это наименьшая значимая часть слов и грамматических форм слов.

Значение: каждая часть слова является значимой, т.е. участвует в формировании его лексического значения, т.е. морфемика тесно связана с лексикой, орфографией (правописание корней, приставок) и морфологией – морфемы имеют определенную принадлежность слова к той или иной части речи.

Морфемы различаются в зависимости от их места в слове и от характера выражаемого ими значения.

Центральная морфема, выделяющаяся в составе основы и заключающая в себе основной компонент лексического значения слова, называется корнем.

Корень – это центральный элемент морфемной структуры слова.

Корень обязательно присутствует в каждом слове (в каждой его словоформе) и может полностью совпадать с основой. Напр, рук-а.

Прочие морфемы называются аффиксами, или служебными морфемами. Аффиксы присутствуют не в каждом слове(словоформе) и заключают в себе дополнительное, служебное значение.

Можно выделить следующие различия между корневыми морфемами и аффиксами:

1) Корневые морфемы не закреплены за определенной частью речи, аффиксы - соотносятся со словами определенной части речи.

2) Корень – это центральный элемент морфемной структуры слова, аффикс – периферийный и факультативный.

3) Корень всегда имеет значение для обозначения того или иного предмета или признака. Аффиксы – могут и не иметь значение в этом смысле.

4) Корневых морфем больше чем аффиксов.

5) Корневые морфемы встречаются реже, чем аффиксы.

6) Корневые морфемы длиннее, состоят из большего количества букв.

Аффиксы подразделяются на словоизменительные и словообразовательные.

Приставка (префикс) – словообразовательный аффикс, расположенный в слове перед корнем (прилетать) или перед префиксом. (призадуматься)

Суффикс – служебная морфема, находящаяся в слове непосредственно за корнем (домик) или за другим суффиксом (вежливость).

Используется и в словообразовании, и в словоизменении.

Окончание - (флексия) – словоизменительный аффикс, находящийся в слове после корня (неб-о) или суффикса. Выражает грамматическое значение слова и служит для связи слов в словосочетании и в предложении.

Окончание может быть нулевым.

Нулевое окончание не выражено звуками и обнаруживается при сравнении форм слова. Нулевое окончание является показателем определенной грамматической формы. Например: день (дня, дню) - указывает на И.п. ед.ч. существительного; читал (читаю, читала) - указывает на род и число глагола.

Постфикс – словообразовательный или словоизменительный аффикс, который находится в самом конце слова, обычно после окончаний (учим-ся, кому-то).

Интерфикс – словообразовательный аффикс, не имеющий значения и выполняющий в структуре слова соединительную функцию: он находится между двумя корнями сложного слова.

пчеловод, пешеход, тепловоз, птицелов

Словообразование — раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Словообразованием называется также сам процесс создания новых слов на основ­е имеющихся в языке.

Способы образования новых слов

Для образования слов в русском языке существует несколько основных способов.
1. Приставочный:распахать способы образования новых слов - student2.ru пахать, отвезти способы образования новых слов - student2.ru везти, небольшой способы образования новых слов - student2.ru большой, бесчестный способы образования новых слов - student2.ru честный, подкомиссия способы образования новых слов - student2.ru комиссия.
Примечание.Приставочный способ характеризуется тем, что приставка всегда прибавляется к целому слову. Например, слова неопасный (опасный), отрезать (резать), прабабушка (бабушка) образованы приставочным способом, а слова подснежник, прилуниться, заречный —другими способами.
2. Суффиксальный:работник способы образования новых слов - student2.ru работать, сельский способы образования новых слов - student2.ru село.
3. Приставочно-суффиксальный: безрукавка способы образования новых слов - student2.ru рукав, настенный способы образования новых слов - student2.ru стена, оздоровить способы образования новых слов - student2.ru здоровый, сначала(нареч.) способы образования новых слов - student2.ru начало.
4. Бессуффиксальный (бессуффиксный):вылет способы образования новых слов - student2.ru вылететь, синь способы образования новых слов - student2.ru синий.
Примечание.Подобные слова в научной грамматике квалифицируют как единицы, образованные с помощью нулевого суффикса. Ср.:золотой способы образования новых слов - student2.ru золото +ø, серября­ный способы образования новых слов - student2.ru серебро + -ян-, бронзовый способы образования новых слов - student2.ru бронза + -ов-, железный способы образования новых слов - student2.ru железо + -н-). Нулевая суффиксацияв этом случае рассматривается как разновидность суффиксального способа словообразования.
5. Сложение:
а) целых слов: времяпрепровождение, меч-рыба;
б) основ, корней или частей разных слов: лесопарк, бледно-голубой, водохранилище, землемер(в подобных случаях всегда используются соединительные гласные).
В результате сложения могут образовываться сложносокращенные слова-аббревиатуры: СНГ, МГУ, ФСБ, универмаг, Сбербанк.
6. Слияниеслов из словосочетания или (редко) из предложения: быстрорастворимый(быстро растворимый), тотчас(тот час).
7. Переход слова из одной части речи в другую:молодой рабочий(сущ.) способы образования новых слов - student2.ru рабочий(прилаг.) инструмент.
8. Усечениеосновы производящего слова: маг способы образования новых слов - student2.ru магнитофон, зам способы образования новых слов - student2.ru заместитель.При усечении образуются слова, полностью тождественные по значению производящим словесным единицам. Данный способ используется, как правило, для образования имен существительных разговорного или просторечного характера.
Примечание. При образовании новых слов может наблюдаться сочетание нескольких способов словообразования. Например: тихоокеанский способы образования новых слов - student2.ru Тихий океан + -ск-(способ сложения и суффиксальный способ).

Наши рекомендации