Возведение надземной части
Основные методы возведения зданий.
Ведущим технологическим процессом возведения одноэтажных промы-шленных зданий является монтаж сборных конструкций. В зависимости от числа пролётов и габаритов здания планируется несколько специализирован-ных потоков, взаимоувязанных в пространстве и времени.
Здание разбивается на ряд монтажных участков и захваток, осуществля-ется подбор монтажных кранов и технических средств, обеспечивающих соз-дание ритмичных и кратноритмичных потоков.
Методы монтажа разделяются по ряду факторов.
По степени укрупнения на:
- поэлементный монтаж, выполняемый из отдельных элементов, присоединяемых к ранее смонтированным;
- монтаж плоскими укрупнёнными конструкциями, когда небольшие по размеру элементы перед подъёмом собирают в большеразмерные плоские (составные колонны, балки, фермы и т.п.);
- монтаж пространственными блоками, собираемыми на площадке из плоских элементов (покрытия, рамы).
По степени точности установки элементов различают:
- свободный монтаж (поэлементный метод наращивания конструкций в вертикальном положении);
- полупринудительный, когда ограничивается свобода движения элемента в результате применения кондукторов, манипуляторов и др.;
- принудительный, когда ограничивается свобода движения элементов на всём монтажном цикле в результате применения средств дистанционного управления.
Одноэтажные промышленные здания в зависимости от величины про-лёта, шага и высоты колонн разделяются на типы: лёгкий (тип) – пролёт 6…18м, высота 5…12м; средний – пролёт 18…30, высота 8…25м; тяжёлый – пролёт 24…36м, высота 18…30м.
Здания лёгкого типа монтируют раздельным методом, тяжёлого типа – комплексным, но основным методом монтажа является – смешанный метод.
Технология возведения подземной части.
В зависимости от объёмно-планировочных решений зданий и последо-вательности установки технологического оборудования различают три тех-нологические схемы производства работ:
- открытый способ. Первоначально выполняют все работы по возведе-нию подземной части и по спланированной площадке ведутся дальней-шие работы;
- закрытый способ. На каждом монтажном участке вначале выполняют-ся земляные работы и фундаменты под каркас здания. После монтажа каркаса, внутри здания, разрабатываются земляные сооружения под фундаменты оборудования и ведутся последующие работы;
- совмещённый способ. Разрабатывается общий котлован под фундамен-ты несущих конструкций, оборудование и инженерные сети. Выполне-ние фундаментов под оборудование совмещается с монтажом каркаса здания и готовится фронт работ под монтаж оборудования.
При необходимости может применятся комбинированный способ, объе-диняющий признаки вышеперечисленных способов.
При возведении подземной части выделяются следующие частные потоки:
- разработка котлованов и траншей;
- устройство фундаментов, в том числе под технологическое оборудование;
- устройство вводов инженерных коммуникаций и подпольных каналов;
- обратная засыпка пазух и планировка под полы;
- бетонная подготовка под полы и отмостки.
Фундаменты массой до 10т выполняются в сборном варианте, свыше 10 – в монолитном. При шаге колонн до 6м разработка отдельных котлованов нерациональна, поэтому монтаж фундаментов ведётся с транспортных средств в траншею. При шаге колонн более 6м монтаж может быть организо-ван как с предварительной раскладкой фундаментов, так и «с колёс».
После обратной засыпки пазух и послойного уплотнения грунта выпол-няется бетонная подготовка под полы.
Возведение надземной части.
В состав работ по возведению надземной части здания входят:
- монтаж сборных несущих и ограждающих конструкций;
- устройство кровли;
- производство специальных и отделочных работ.
Определяющим фактором при подборе технологии производства мон-тажных работ является выбор метода монтажа сборных несущих и огражда-ющих конструкций.
В зависимости от последовательности установки отдельных элементов конструкций подземной части применяют три метода монтажа: дифферен-цированный (раздельный), комплексный (совмещённый) и комбинированный (смешанный).
При дифференцированном методе монтируемые элементы каждой ячейки, пролёта или всего здания устанавливаются поочерёдно: колонны, подкрановые балки, фермы или балки покрытий, плиты, стеновые панели. Такой метод обеспечивает более высокую производительность, так как монтаж однотипных элементов не требует переналадки оснастки, но требуется большое число проходок крана.
При комплексном методе монтируемые элементы устанавливаются поочерёдно в пределах каждой ячейки здания. Это позволяет получать законченную монтажную продукцию (каркас), но приводит к снижению производительности труда, так как требует значительной переналадки монтажной оснастки в связи с большой разницей в массе разноимённых конструкций. Этот метод нельзя применять при заделке колонн в стаканы фундаментов бетонной смесью, так как по технологическим нормам требуется набор прочности бетона стыка не менее 70% от проектной. При использовании сварных и болтовых стыков этот метод остаётся предпочтительным.
При комбинированном методе часть сборных элементов (колонны, подкрановые балки, подстропильные фермы, наружные стеновые огра-ждения) можно устанавливать дифференцированным методом отдельными частными потоками в пределах одного пролёта, а другую часть (кровельные балки, стропильные фермы, плиты покрытия) – в пределах каждой ячейки здания комплексным методом в едином потоке.
Комбинированный метод является основным при монтаже одноэтажных зданий в сборном железобетоне.
Одним из важнейших вопросов при производстве монтажных работ является выбор направления движения монтажных кранов и мест их стоянок. Сокращение количества стоянок, особенно кранов с выносными опорами, ведёт к сокращению сроков монтажа.
В зависимости от принятой схемы движения монтажных кранов применяют продольную, поперечную или комбинированную проходки.
При продольной проходке крана сборка здания осуществляется отдельными пролётами, что позволяет совмещать процессы монтажа строительных конструкций и установки технологического оборудования.
Поперечная проходка крана применяется в случаях, когда объект при-нимается в эксплуатацию отдельными секциями, включающими все пролёты здания. Такая схема движения возможна в тех случаях, когда шаг колонн обеспечивает нормальное продвижение и работу монтажного крана. Этот тип проходки обычно применяют при возведении бескрановых зданий и при монтаже крупногабаритных плит покрытия большой массы.
Комбинированная проходка применяется в тех случаях, когда кроме монтажа несущих конструкций требуется произвести установку элементов встроенных систем. Частным случаем комбинированной проходки является – зигзагообразная проходка применяемая при больших пролётах между рядами колонн (для уменьшения вылета стрелы крана).
а) б)
Продольная осевая проходка
Поперечная осевая проходка
в) г)
Продольная проходка с попереч- ным перемещением
Зигзагообразная проходка
Рис .7.2. Схемы проходок
Количество проходок крана при монтаже несущего каркаса и стенового ограждения зависит от конструктивных особенностей здания. При наличии подстропильных конструкций рекомендуется четыре частных потока:
- установка колонн;
- монтаж подкрановых балок и подстропильных конструкций;
- установка стропильных конструкций и плит покрытия;
- монтаж стенового ограждения.
При отсутствии подстропильных конструкций монтаж подкрановых балок рекомендуется осуществлять в едином потоке с монтажом элементов покрытия и выполнять комплекс работ тремя потоками:
- установка колонн;
- монтаж подкрановых балок, стропильных ферм и плит покрытия;
- монтаж стенового ограждения.
Монтаж колонн.
В зависимости от величины пролёта, габаритов и массы - колонны монтируются при осевой или смещённой проходках крана. Для раскладки элементов используются краны на автомобильном ходу в сочетании со специальными транспортными средствами.
Установка колонн осуществляется методом свободного или ограничен-но-свободного монтажа. В первом случае для временного крепления и вывер-ки используются различные системы клиньев и инвентарных клиновых вкла-дышей, во втором – одиночные кондукторы. При высоте колонн >8 м и массе, превышающей 5т, применяют средства временного крепления в виде расчалок, прикрепляемых к специальным анкерам (для крайних колонн). После временного закрепления и выверки стыки колонн омоноличиваются мелкозернистым бетоном. Подача бетонной смеси производится вручную или с использованием пневмонагнетателей.
Монтаж подкрановых балок.
Подкрановые балки выполняются железобетонными или металлически-ми двух типоразмеров – для шага колонн 6 и 12м. Предпочтение следует отдавать металлическим, так как они обладают меньшей массой, более долговечны, их удобнее устанавливать, выверять и рихтовать.
Перед монтажом балки раскладываются вблизи мест установки на инвентарные стойки для технологической обработки торцов, крепёжных узлов и др. элементов.
Подкрановые балки устанавливаются безвыверочным методом или с последующей выверкой. Перед установкой балки на консоль колонны между анкерными болтами укладываются компенсаторы в виде металлических про-кладок толщиной 6…10мм. Набор этих прокладок позволяет производить выверку балок в проектное положение. Предварительно к колоннам крепят приставные или навесные лестницы-площадки, на которых располагаются монтажники. Для наводки балок в положение, близкое к проектному, испо-льзуют оттяжки. После проверки правильности положения, относительно контрольных рисок, балки фиксируются анкерными болтами, или сваркой.
Перемещение крана может осуществляться поочерёдно то в одну, то в другую стороны пролёта, чем обеспечивается необходимая последователь-ность монтажа.
Монтаж покрытий
Монтаж покрытия, выполненного из плит, по стропильным, подстро-пильным фермам или кровельным балкам ведётся комплексно, с использова-нием продольной или поперечной схем проходок монтажного крана. После-довательность работ следующая:
- выгрузка и раскладка балок, ферм и плит в зоне действия монтажного крана;
- установка элементов покрытия стреловыми самоходными кранами с предварительным их обустройством навесными люльками и временными ограждениями, страховочными канатами и оттяжками.
Поперечную проходку крана но использовать при монтаже сборных железобетонных конструкций бесфонарных бескрановых зданий с шагом колонн 12м и размерами плит покрытия 3х12м. В остальных случаях следует принимать продольную схему монтажа с осевой или с зигзагообразной проходкой. Конструкции монтируются как с транспортных средств, так и с предварительной их раскладкой в зоне действия крана.
Устойчивость первой фермы в пролёте обеспечивается расчалками, закрепляемыми за передвижной инвентарный якорь и за основание ранее смонтированных и замоноличенных колонн. Устойчивость последующих ферм обеспечивается с помощью инвентарных распорок или специального крышевого кондуктора-распорки. Временное крепление снимается только после монтажа 1-2 плит покрытия злектросваркой их опорных частей. Закладные детали плит свариваются не менее чем в 3 местах с закладными деталями поясов ферм.