Перечень источников и литературы для написания отчета по практике

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

Калининградский филиал

Кафедра товароведения и таможенного дела

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

Перечень источников и литературы для написания отчета по практике - student2.ru Н.В. Назарова

« 01 » сентября 2014 г.

ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Направление подготовки Товароведение

Профиль Товароведение и экспертиза товаров в таможенной деятельности

Калининград

Лысова А.С. Программа производственной практики. – М: Российский университет кооперации, 2015. – 21 с.

Программа производственной практики направления подготовки Товароведение составлена Лысовой А.С., к.т.н., доц. кафедры товароведения и таможенного дела в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 9 ноября 2009 г.

Рабочая программа практики:

обсуждена и рекомендована к утверждению решением кафедры товароведения и таможенного дела от 31 августа 2015 г., протокол № 1.

одобрена Научно-методическим советом университета

10 сентября 2015 г., протокол № 1

ã АНО ОВО ЦС РФ

«Российский университет кооперации», 2015

ãЛысова А.С., 2015

Общие положения

Цель и задачи практики

В условиях формирования рыночной экономики роль и значение коммерческой подготовки специалистов высшей квалификации неизмеримо возрастают, коренным образом меняются содержание и методы работы. Появление новых рыночных структур - товарных бирж, аукционов, торговых домов, либерализация внешнеэкономических отношений, распространение методов маркетинга и предпринимательской деятельности вызывают необходимость глубокой теоретической и практической подготовки специалистов для работы в на рынке товаров и услуг.

Целью производственной практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин и приобретение практических навыков товароведной и коммерческой работы, а также сбор материалов для выполнения курсовых работ по Организации и управлению коммерческой деятельностью.

Задачи практики:

- изучение основных направлений и результатов коммерческой деятельности предприятия или организации;

- изучение и анализ организации и управления технологическим процессом товародвижения от поставщика до потребителя, соответствующей документации;

- изучение ассортиментной политики предприятия, роли социологического опроса покупателей в формировании ассортимента товаров;

- изучение политики предприятия в области качества;

- приобретение навыков приемки продукции, контроля качества при поступлении, хранении и реализации товаров;

- работа с нормативно-технической документацией, СанПиН и другими документами, регламентирующими деятельность торговой организации;

- изучение и анализ маркетинговой деятельности предприятия.

Производственная практика должна способствовать формированию у студентов следующих общекультурных и профессиональных компетенций:,

Общекультурные компетенции (ОК):

- владение культурой мышления, способностью к восприятию информации, обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-3);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способность к осуществлению функций руководителя подразделения предприятия (ОК-4);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-5);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-6);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

Профессиональные компетенции (ПК):

Общепрофессиональные:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, стремлением к саморазвитию и повышению квалификации (ПК- 1);

- способность находить организационно-управленческие решения в стандартных и нестандартных ситуациях (ПК-2);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ПК-4);

- способность применять знания в области естественнонаучных и прикладных инженерных дисциплин для организации торговотехнологических процессов (ПК-6);

Торгово-закупочная деятельность:

- способность организовывать закупку и поставку товаров, осуществлять связи с поставщиками и покупателями, контролировать выполнение договорных обязательств (ПК-7);

- умение анализировать рекламации и претензии к качеству товаров, готовить заключения по результатам их рассмотрения (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность:

- системное представление об основных организационных и управленческих функциях, связанных с закупкой, поставкой, транспортированием, хранением, приемкой и реализацией товаров (ПК-9);

- способность применять принципы товарного менеджмента и маркетинга при закупке и реализации сырья и продвижении товаров (ПК-10);

- умение работать с информационными базами данных, обеспечивающими оперативный торговый, складской и производственный учет товаров (ПК-12).

Оценочно-аналитическая деятельность:

- знание ассортимента и потребительских свойств товаров, факторов, формирующих и сохраняющих их качество (ПК-13);

- знание видов, причин возникновения товарных потерь и порядка их списания (ПК-15); знание видов, причин возникновения товарных потерь на разных этапах товародвижения и порядка их списания (ПК- 15.3);

- умение анализировать спрос и разрабатывать мероприятия по стимулированию сбыта товаров и оптимизации торгового ассортимента (ПК-17);

Торгово-технологическая деятельность:

- умение проводить приемку товаров по количеству, качеству и комплектности (ПК-18);

- способность осуществлять контроль за соблюдением требований к упаковке и маркировке, правил и сроков хранения, транспортирования и реализации товаров, правил их выкладки в местах продаж согласно стандартам мерчандайзинга, принятым на предприятии (ПК-19);

- умение работать с товарно-сопроводительными документами, оформлять первичную документацию по учету торговых операций, проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей (ПК-20);

- знание функциональных возможностей торгово-технологического оборудования, способность его эксплуатировать и организовывать метрологический контроль (ПК-21).

Порядок распределения студентов на практику

Распределение студентов на практику производится по месту будущей работы, или по месту жительства (для студентов, направленных на учебу из потребительской кооперации), согласно заключенных договоров РУК с потребсоюзами.

В отдельных случаях студент может самостоятельно выбрать базу практики, но предварительно должен согласовать ее с кафедрой коммерции и технологии торговли и с кафедрой товароведения товарного консалтинга и аудита.

Кафедра коммерции и технологии торговли университета оказывают помощь студенту при самостоятельном выборе места прохождения практики.

Объекты практики

Объектами практик студентов могут являться: потребительские общества, их союзы, торгово-посреднические фирмы, акционерные общества, маркетингово-сбытовые, торговые отделы предприятий, оптовые базы, дилерские конторы, оптовые продовольственные рынки, магазины (универсамы, крупные продовольственные магазины, универмаги, специализированные магазины и др.), совместные торговые предприятия, и прочие коммерческие структуры, ведущие оптовую или розничную торговлю, а также сочетающие эти виды деятельности.

Производственная (товароведно-торговая) практика предусматривает:

- закрепление полученных знаний в процессе обучения в институте, по теоретическим вопросам организации коммерческой деятельности на основе глубокого изучения работы базы практики;

- углубленное изучение специальных дисциплин;

- овладение производственными навыками и передовыми методами коммерческой деятельности предприятий (организаций);

- оценка финансово-хозяйственной (коммерческой) деятельности предприятия (организации);

- привитие практических навыков в организации коммерческой деятельности предприятия и приобретение опыта организаторской работы;

- разработка и обоснование конкретных рекомендаций (предложений) по улучшению коммерческой работы предприятия, направленных на повышение эффективности ее деятельности;

Бюджет времени

Общий бюджет времени производственной практики составляет 3 недели, рабочий день практиканта составляет 8 часов. Работа выполняется в соответствии с программой практики, а также индивидуальным календарным графиком работы студента, составленным по согласованию с руководителем практики отпредприятия и университета (кафедры).

Рабочие места практикантов

В качестве рабочих мест практиканта могут быть:

- менеджер (дублер) по закупкам или продажам;

- товаровед, ст. товаровед оптового или розничного торгового предприятия;

- начальник (дублёр) коммерческого отдела рыночных структур различных форм собственности;

- индивидуальный предприниматель (дублёр) и др.

Организация проведения практики

Общие условия прохождения практики

Студенты допускаются к производственной (товароведно-торговой) практике только после сдачи всех зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом.

За каждым студентом закрепляется руководитель из числа преподавателей кафедры коммерции и технологии торговли, который осуществляет учебно-методическое руководство практикой.

Руководителями практики назначаются также специалисты предприятия, являющегося базой практики.

По результатам практики студенты составляют отчет в соответствии с программой практики (титульный лист отчета - приложение Б).

Обязанности студентов-практикантов

- до проведения инструктажа студенты обязаны изучить программу практики.

- своевременно прибыть на базу практики, имея все необходимые

документы: студенческий билет, направление от университета,

программу практики, дневник.

- строго соблюдать правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии - базе практики.

- составить индивидуальный календарный график прохождения практики от предприятия и согласовать его с руководителем практики от университета.

- вести дневник по установленной форме и представлять его для проверки руководителю практики от предприятия ежедневно.

- по окончании практики представить кафедре коммерции и технологии торговли или кафедре товароведения, товарного консалтинга и аудита отчет и заключение, подписанные руководителем практики и заверенные печатью предприятия - базы практики.

- отчет, проверенный преподавателем-руководителем практики, должен быть защищен в установленный кафедрой срок.

Руководство практикой

Руководство практикой осуществляют преподаватели кафедры коммерции и технологии торговли, а также специалисты предприятий, являющихся базой практики, назначаемые соответственно приказом по университету и распоряжением (приказом) по предприятию.

Обязанности руководителей практики

- оказывать помощь студенту в составлении индивидуального календарного графика прохождения практики (содержится в дневнике установленной формы).

- подобрать опытных специалистов в качестве непосредственных руководителей практики.

- осуществлять контроль за выполнением студентами программы практики и утвержденного календарного графика ее прохождения, соблюдением студентами производственной дисциплины.

- создать студентам необходимые условия для выполнения программы практики.

Обязанности руководителей, осуществляющих непосредственное

руководство коммерческой практикой на предприятии – базе практики

- проводить консультации по вопросам программы практики.

- оказывать помощь студентам в получении материалов, необходимы для выполнения программы практики.

- контролировать выполнение студентами календарных графиков и правильность ведения дневников (выдается в отделе практики университета).

- по результатам практики дать письменное заключение (оценку) об уровне усвоения студентов программы практики.

Оформление отчета

Отчет должен быть оформлен к моменту завершения практики. Содержание и объем отчета должны соответствовать программе практики.

При направлении на одну базу практики несколько студентов, каждый из них представляет самостоятельный отчет.

Текстовая часть отчета должна быть выполнена на стандартных листах (формат А4) объем не менее 20 страниц, не считая приложений (образцов, копий коммерческой документации, схем, планировок, расчетов и т.п.).

Отчет должен содержать соответствующие наглядные материалы (иллюстрации и т.д.) как потексту, так и в приложениях. Страницы и иллюстративный материал нумеруются сплошной нумерацией.

Материалы в отчете представляются в следующей последовательности титульный лист (приложение 1), индивидуальный график прохождения практики, заключение непосредственного руководителя практики (приложение 2), отчет о выполнении программы практики с выводами и предложениями по улучшению деятельности предприятия.

Защита отчета и подведение итогов практики

По окончании практики студент представляет отчет на кафедру коммерции и технологии торговли. Отчет в 2-х дневный срок проверяется преподавателем кафедры - руководителем практики студента.

Защита отчета в Университете в сроки, установленные деканатом факультета предпринимательства и таможенного дела.

Результаты защиты отчета по практике проставляются в ведомости и в зачетной книжке студента. Оценка знаний производится по пятибалльной системе.

1. Содержание практики

В процессе прохождения практики студент должен изучить и отразить в отчете следующие направления деятельности торгового предприятия:

- структура предприятия и аппарат управления;

- маркетинговые исследования и внедрение результатов;

- внутренняя среда предприятия;

- работа с потребителями;

- техническая и информационная оснащенность, охрана труда.

Примерный план освещения некоторых разделов, включаемых в отчет

Работа с поставщиками товаров:

- состав поставщиков конкретных групп (подгрупп, видов, разновидностей) товаров;

- ассортимент товаров различных поставщиков, в том числе и зарубежного производства;

- конкурентоспособность товаров с точки зрения их потребительских свойств, качества, цены и др.;

- условия взаимодействия с конкретными поставщиками, в том числе изготовителями и посредниками;

- порядок закупки и завоза товаров в торговое предприятие;

- возможности закупки товаров у иностранных фирм;

- характерные особенности товародвижения различных групп товаров от изготовителя до потребителя;

- преимущества и недостатки отечественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами (на примере какого-либо товара или группы товаров);

- обоснование заказов и заявок на поставку товаров;

- контроль качества товаров при приемке, в том числе соблюдение правил сертификации и оформления сертификатов соответствия;

- состав и содержание сопроводительных документов;

- маркировка транспортной и потребительской тары.

Торгово-технологический процесс работы торгового предприятия:

- тип торгового предприятия или организации, занимающихся коммерческой деятельностью, их правовой статус, форма собственности учредительные документы;

- информация о предприятии для покупателей в соответствии со ст. 8 и 9 Закона РФ “О защите прав потребителей” (наличие, содержание, форма, доступность информации);

- режим работы предприятия (секций, отделов), график выхода на работу и учета рабочего времени;

- структура аппарата управления и функции отдельных подразделений предприятия или организации;

- план торгового предприятия, его техническая оснащенность, эффективность использования торговой площади и оборудования;

- определение доходов от деятельности (с изменениями согласно НК РФ от 1.07.2002 г.);

- порядок ведения договорной работы на предприятии (организация учета исполнения договоров, взыскание штрафных санкций и возмещение убытков, своевременность их заключения и т. п.);

- состояние нормативной документации на реализуемые товары, перечислить имеющиеся НД;

- удельный вес (место) отдельных групп товаров в ассортименте и объем продаж предприятия;

- порядок ведения оперативного учета торговой деятельности отделов, секций предприятия или организации;

- эффективность работы торгового персонала и методы его стимулирования;

- формирование ассортиментной и ценовой политики предприятия;

- работа по управлению и обеспечению качества реализуемых товаров, политика предприятия в области качества;

- условия хранения, размещения товаров в складах и контроль за качеством;

- виды потерь товаров и причины их возникновения, пути их сокращения;

- порядок отпуска товаров со склада в торговый зал;

- технологический процесс размещения и продажи товаров на предприятии;

- организация тарного хозяйства (приемка, хранение, возврат тары);

- правовые нормы и состояние охраны труда на предприятии;

- мероприятия по охране окружающей среды; решение экологических проблем торговым предприятием;

- состояние претензионной работы на предприятии, анализ претензий;

- состояние информации (полнота, достоверность, доступность для покупателя) о товаре и его свойствах.

Работа с покупателями:

- порядок изучения товарного рынка на предприятии, в частности, как изучается на предприятии реализованный, неудовлетворенный и формирующийся спрос;

- факторы, оказывающие влияние на структуру и объем реализации товаров (покупательская способность, цены на товары, степень насыщения рынка, состояние торговой сети и т. п.);

- порядок определения целевых сегментов потребителей и их состава;

- опыт работы предприятия по стимулированию продажи товаров (реклама, организация выставок-дегустаций и т. д.);

- широта охвата рекламой покупателей товаров и ее эффективность;

- какие потребности покупателей удовлетворяются данным товаров, а какие параметры товара их не удовлетворяют;

- соответствие потребительских свойств и качества товаров требованиям стандартов;

- наличие, оформление, содержание сертификатов соответствия;

- анализ соответствия маркировки товара Закону РФ «О защите прав потребителей», ГОСТ Р 51074-2003 (для пищевых продуктов) на основе собственных наблюдений.

Перечень источников и литературы для написания отчета по практике

1. О защите прав потребителей : федер. закон от 7.02.1992 г., № 2300-1 // СЗ РФ. – 1996. - № 3. – Ст. 140. - КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. - [М., 2012.]

2. О техническом регулировании : федер. закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Российская газета. – 2002. – № 245. - КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. - [М., 2012.]

3. О качестве и безопасности пищевых продуктов : федер. закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ : ред. от 19.07.2011 // СЗ РФ. – 2000. - № 2. – Ст. 150. - КонсультантПлюс. [Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. - [М., 2012.]

4. ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции : утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301 : ред. от 30.09.2011. – Введ. 1994-07-01. – М. : ИПК Изд-во стандартов, 1994. – КонсультантПлюс[Электрон. ресурс]. – Электрон. дан. - [М., 2012.]

5. ГОСТ 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.

6. ГОСТы на рыбу замороженную, копченую, соленую, рыбные консервы

7. ГОСТы на зерно, крупу, муку, макаронные изделия, хлебобулочные изделия.

8. ГОСТы на крахмал, сахар, мед, кондитерские изделия.

9. ГОСТы на методы контроля качества отдельных групп и видов продовольственных товаров.

10. ГОСТы на молоко, молочные продукты.

11. ГОСТы на мясо, мясные продукты, яйца куриные.

12. ГОСТы на отдельные виды жировых товаров.

13. ГОСТы на отдельные группы вкусовых товаров.

14. ГОСТы на плоды, овощи, продукты их переработки.

15. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарные пра­вила и нормативы. СанПиН 2.3.2.1078-01. - М.: ФГУП «ИнтерСЭН», 2002.- 168 с.

16. Алексеев И. С. Внешнеэкономическая деятельность [электронный ресурс] / И.С. Алексеев. - 2-e изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 304 с. - http: //www.znanium.com

17. Алексеев И. С. Внешнеэкономическая деятельность [электронный ресурс] / И.С. Алексеев. - 2-e изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 304 с. - http: //www.znanium.com

18. Вилкова С. А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров [Электронный ресурс] : Словарь-справочник / Под общ. ред. д. т. н., проф. С. А. Вилковой. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2013. - 264 с. - http: //www.znanium.com

19. Голубенко О. А. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие / О.А. Голубенко, В.П. Новопавловская, Т.С. Носова. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2013. - 336 с. - http: //www.znanium.com

20. Дашков Л. П. Организация и управление коммерческой деятельностью [Электронный ресурс]: Учебник / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2012. - 688 с. - http: //www.znanium.com

21. Дашков, Л. П. Организация труда работников торговли [Электронный ресурс] : Учебник / Л. П. Дашков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2010. - 240 с. - http: //www.znanium.com

22. Дзахмишева И. Ш. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Под общ. ред. д. э. н., проф. И. Ш. Дзахмишевой. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 360 с. - http: //www.znanium.com

23. Коник Н. В. Товароведение продовольственных товаров [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Н.В. Коник. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с. - http: //www.znanium.com

24. Мудров А. Н. Основы рекламы. [Электронный ресурс]: Учебник / А.Н. Мудров. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. - 416 с. - http: //www.znanium.com

25. Неверов А. Н. Идентификационная и товарная экспертиза одежно-обувных и ювелирных товаров [Электронный ресурс]: Учебник / А.Н. Неверов, Е.Л. Пехташева, Е.Ю. Райкова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 472 с. - http: //www.znanium.com

26. Основы таможенного дела: учебник / О.Г. Старикова. – Спб.: ИЦ Интермедия, 2014. – 408 с.

27. Основы таможенного дела: учебник / О.Г. Старикова. – Спб.: ИЦ Интермедия, 2014. – 408 с.

28. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность [Электронный ресурс]: Учебник / Ф.П. Половцева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 248 с. - http: //www.znanium.com

29. Самолаев Ю. Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации [электронный ресурс] : Учебное пособие / Ю.Н. Самолаев. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с. - http: //www.znanium.com

30. Товароведение потребительских товаров [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Покусаевой и др. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012. - 384 с. - http: //www.znanium.com

31. Ходыкин, А. П. Товароведение непродовольственных товаров [Электронный ресурс]: Учебник / А. П. Ходыкин, А. А. Ляшко, Н. И. Волошко, А. П. Снитко. - 3-е изд., испр. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 544 с. - http: //www.znanium.com

32. Экспертиза и классификация товаров в таможенных целях: учебное пособие / Е.И. Андреева, Г.В. Зенин. Спб: ИЦ Интермедия, 2014. – 272 с.

Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:

1. http://www.rospotrebnadzor.ru - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

2. http://www.gost.ru - сайт Федерального агентства по техническому регулированию

3. http://www.ozpp.ru – Межрегиональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль»

4. http://www.interstandart.ru - ФГУ «Консультационно-внедренческая фирма в области международной стандартизации и сертификации - Фирма «ИНТЕРСТАНДАРТ»

5. http://www.stq.ru - РИА «Стандарты и качество»

6. http://www.spros.ru – сайт журнала «Спрос»

7. http://www.znaytovar.ru – сайт «Товароведение и экспертиза товаров»

8. http://logistic-forum.lv/teorija-analitika - сайт о логистике.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Наши рекомендации