Управление погрузочно-разгрузочными работами на предприятии и основные направления совершенствования

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1 Управление погрузочно-разгрузочными работами на предприятии и основные направления совершенствования…………………………………….5

1.1 Погрузочно-разгрузочные работы и их содержание…………………….5

1.2 Содержание складских работ на предприятии…………………………...8

1.3 Эффективность механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ…………………………………………………………………………….11

2 Управление погрузочными и складскими работами ООО «ТрансАвиа».15

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ТрансАвиа»…15

2.2 Организация погрузочно-разгрузочных и складских работ…………..18

3 Оценка эффективности и направлений совершенствования погрузочно-разгрузочных и складских работ ООО «ТрансАвиа»……………………….25

3.1 Основные направления повышения эффективности управления погрузочно-разгрузочных и складских работ в условиях автоматизации..25

3.2 Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию погрузочно-разгрузочных и складских работ………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..37

ВВЕДЕНИЕ

Функционирование современных субъектов хозяйствования неизменно связано с необходимостью перемещения грузов, их складирования, доставки до покупателя. Необходимость доставки и перемещения грузов в конечном итоге обуславливает необходимость оптимизации логистической системы с целью повышения ее эффективности. Важное значение в настоящее время приобретает правильная организация погрузочно-разгрузочных работ, так как от ее правильной организации зависит сохранность груза, предотвращение порчи и потерь в результате транспортировки, скорость доставки, и в конечном итоге эффективность перевозок.

Используемая на современных предприятиях техника обеспечивает складские операции большим количеством специального оборудования и погрузочно-разгрузочными механизмами. При современном уровне технической вооруженности промышленных и торговых предприятий необходимы высокая степень организации складского хозяйства, механизация и автоматизация работ с грузами, совершенствование систем управления. Более совершенная технология складирования дает возможность автоматического распределения объекта труда вдоль общего потока производства. Этот процесс характеризует общую тенденцию развития промежуточных складов в промышленности.

Современные предприятия, заготовительные компании, оптовые предприятия важное значение уделяют оптимизации погрузочно-разгрузочных работ. Одним из основных направлений оптимизации такого процесса является механизация погрузочно-разгрузочных работ, и оценка ее эффективности. Безусловно, в данной сфере существуют определенные проблемы, так как недостаток свободных оборотных средств не позволяет предприятиям закупить оборудование, модернизировать логистический процесс, что значительно снижает эффективность. В связи с этим, актуальным является рассмотрение и анализ механизации погрузочно-разгрузочных работ и определение экономической эффективности механизации данного участка.

В связи с этим, актуальность исследования обуславливает и то, что эффективное использование транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов и трудовых ресурсов достигается путем разработки технологического процесса с учетом достигнутой выработки переработки груза передовыми бригадами, эффективных способов заготовки пакетов и укладки груза; технических характеристик средств малой механизации, дальности перевозок и т.д.

В работе рассматриваются погрузочно-разгрузочные работы и анализируется их содержание. Важное значение приобретает анализ механизации погрузочно-разгрузочных работ, в связи с чем рассматриваются комплексная механизация, автоматизация складских и погрузочных работ. Отмечаются показатели уровня механизации, которые используются для оценки ее эффективности. Как показывает анализ, складирование тесно связано с производственным процессом. Складам передается ряд подготовительных и производственных операций. Увязка проекта склада с технологическим процессом правильно решается при координации обоих проектных решений.

Объект исследования ООО «ТрансАвиа».

Выбор объекта исследования обусловлен тем, что данное предприятие является одним из крупнейших предприятий, реализующих авиабилеты ООО «ТрансАвиа», а также транспортно-логистических услуг. Особенностью использования машин и механизмов в ООО «ТрансАвиа» является интенсивное использование техники, обеспечивающее лучшее использование всех возможностей оборудования, машин и механизмов в процессе работы.

Цель работы – проанализировать процесс механизации погрузочно-разгрузочных работ и разработать направления его совершенствования.

В связи с поставленной целью, необходимо реализовать следующие задачи:

1. Рассмотреть управление погрузочно-разгрузочными работами на предприятии.

2. Рассмотреть понятие складских работ, их виды и их оценку механизации.

3. Провести организационно-экономическую характеристику объекта исследования ООО «ТрансАвиа».

4. Раскрыть организацию погрузочно-разгрузочных и складских работ на исследуемом предприятии.

5. Определить основные направления повышения эффективности погрузочно-разгрузочных и складских работ в целях повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

В процессе подготовки работы были проанализированы теоретические источники, раскрывающие сущность погрузочно-разгрузочных работ, Дегтерева Г. Н., Мерданова Ш.М. и других авторов, которые раскрывают содержание исследуемой темы.

Управление погрузочно-разгрузочными работами на предприятии и основные направления совершенствования

Погрузочно-разгрузочные работы и их содержание

Перемещение грузов, их доставка в современных условиях осуществляется различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским. Однако, перевозка грузов невозможна без правильной и эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ. Организация данного вида работ зависит от ряда факторов, в том числе вида груза, вида транспорта, условий погрузки, способов доставки и других факторов. В частности, характеристика перевозимого груза влияет на оптимальный выбор подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов, складских помещений, технологию перевозки.

Погрузочно-разгрузочные работы представляют собой один из наиболее тяжелых и трудоемких производственных процессов в большинстве отраслей народного хозяйства и особенно в строительстве. При относительно высоком техническом уровне наших основных производств на погрузочно-разгрузочных работах еще широко применяют ручной труд, число занятых здесь людей велико, а затраты на эти работы в различных отраслях народного хозяйства составляют от 10 до 40% общих издержек производства.

Разгрузка груза – это логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза. В свою очередь, погрузка груза – это логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство.

В теоретической литература определено, что погрузочно-разгрузочные работы – это совокупность операций, связанных с перемещением и укладкой груза на транспортное средство или приемно-сортировочную площадку [20, с.15].

Под организацией погрузочно-разгрузочных работ понимается комплекс мероприятий, которыми определяются место, состав, последовательность и продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций, род перерабатываемых грузов, способы их складирования и строповки, типы применяемых грузоподъемных и транспортных средств и способы их установки относительно друг друга и перемещаемого груза, а также состав звена рабочих, принимающих участие на погрузочно-разгрузочных работах.

Организация погрузочно-разгрузочных работ подразумевает выполнение, как основных операций, так и правил техники безопасности. В Республике Беларусь действует Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12.12.2005 г. № 173 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ». Данный документ определяет правила техники безопасности при проведении данного вида работ.

Процесс погрузки груза состоит из основных и вспомогательных операций. Содержание основных и вспомогательных операций представим в виде рисунка:

Управление погрузочно-разгрузочными работами на предприятии и основные направления совершенствования - student2.ru

п

       
  Управление погрузочно-разгрузочными работами на предприятии и основные направления совершенствования - student2.ru
    Управление погрузочно-разгрузочными работами на предприятии и основные направления совершенствования - student2.ru
 

Рисунок 1.1 – Содержание погрузочно-разгрузочных работ

Примечание – источник: собственная разработка.

Проводимые в процессе погрузочно-разгрузочных работ операции, их последовательность, способы осуществления, во многом зависят от вида груза. В логистике грузы классифицируются по различным геометрическим, технологическим признакам, условиям и способам хранения, специфических свойств и условий транспортирования и другим основаниям, что и обуславливает виды и порядок осуществления погрузочно-разгрузочных операций.

Процессы производства погрузочно-разгрузочных работ могут быть механизированными, комплексно-механизированными и автоматизированными. Основной формой организации труда на погрузочно-разгрузочных работах является специализированное звено, состоящее из машиниста крана, стропальщика, такелажника.

Погрузка и выгрузка грузов состоит из ряда последовательных трудовых приемов. По сигналу стропальщика машинист поворачивает кран к месту, где находится груз, опускает крюк с траверсой для строповки груза. Убедившись в надежности петель и заценив за них крюки стропа, такелажник подает сигнал машинист на подъем груза. При необходимости рабочий, прикрепив груз, сопровождает его до места укладки, где по сигналу такелажника наводит и опускает груз на место [20, c. 20].

Таким образом, погрузочно-разгрузочные работы при перевозках грузов — необходимый элемент транспортного процесса. При использовании автомобильного транспорта эти работы наиболее трудоемки: в общих затратах труда они составляют 25—30%, а при небольших расстояниях перевозки многих видов груза доходят до 50% и более. Процесс погрузки или выгрузки груза состоит из основных и вспомогательных операций.

Места, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, называют пунктами грузопереработки. Каждый такой пункт отличается грузопотоком. Грузопоток характеризуется видом груза, направлением его перемещения и количеством груза, проходящего через данный пункт в единицу времени.

Процесс осуществления погрузочно-разгрузочных работ достаточно трудоемкий. Его правильная организация влияет на общую стоимость перевозочного процесса.

В наиболее общем виде погрузо-разгрузочные работы включают в себя операции:

- перемещение груза от исходного местоположения до автотранспорта;

- подъем груза на автотранспорт;

- спуск груза с автотранспорта;

- перемещение груза к указанному местоположению [15, c.127].

В зависимости от габаритов и веса груза, а так же от многих других условий, для погрузочно-разгрузочных работ необходимо применять тот или иной вид техники.

Таким образом, погрузочно-разгрузочные работы представляют собой комплекс операций, как основных и вспомогательных, которые обусловлены рядом факторов. Анализ содержания данных операций и раскрывает порядок организации погрузочно-разгрузочных работ на каждом предприятии.

Содержание складских работ на предприятии

В современных условиях склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.

Эффективность складских работ обеспечивается его рациональным построением, то есть четким и последовательным выполнением складских операций. Виды технологических операций и их содержание зависят в первую очередь от характера выполняемых складом функций и ассортимента товаров, которые там хранятся. Кроме того, на построение складского технологического процесса оказывают влияние:

- транспортные условия (наличие подъездных путей);

- величина суточного грузооборота (объем товарной массы в натуральном исчислении, проходящий через склад за определенный период времени);

- уровень механизации погрузочно-разгрузочных и других трудоемких работ;

- устройство и планировка склада;

- условия хранения товаров.

Структура складского хозяйства предприятия определяется в зависимости от номенклатуры потребляемых материалов, типа и объемов производства, уровня его специализации и кооперирования. Наиболее часто склады классифицируются по их месту в производственном процессе, по роду хранимых материалов, по техническому устройству и степени пожарной опасности.

По месту в производственном процессе (назначению и подчиненности) склады предприятия делятся на материальные (снабженческие), производственные и сбытовые. Материальные склады подчинены отделу материально-технического снабжения. Это склады производственных запасов сырья, материалов и других материальных ресурсов до их включения в процесс производства. К производственным складам относятся склады полуфабрикатов, оборудования и запасных частей к нему, центральный инструментальный склад. Эти склады подчинены соответственно отделам производства, главного механика и инструментальному отделу завода. На сбытовых складах хранится готовая продукция завода, и подчинены они отделу сбыта [15, c.152].

По сфере и масштабу деятельности склады делятся на общезаводские (базисные, центральные), снабжающие всех потребителей, районные (участковые), снабжающие группу близко расположенных цехов, и цеховые. Общезаводские и районные склады находятся в ведении отдела снабжения. Цеховые склады и склады готовой продукции, обслуживаемые крановым оборудованием, находятся в ведении цехов.

В зависимости от сортамента перерабатываемых материалов склады подразделяются на специализированные, предназначенные для хранения определенных видов материалов и изделий, и универсальные, на которых хранятся различные предметы производственно-технического назначения. Среди специализированных выделяются специальные склады с соответствующими оборудованием и режимом хранения. К ним относятся хранилища нефтепродуктов, химикатов, газов, топлива, а также рудные и шихтовые дворы и т.д.

По характеру технического устройства склады классифицируются на открытые (площадки), полузакрытые (навесы) и закрытые (здания). Открытые склады предназначены для хранения материалов и изделий, не подверженных влиянию атмосферных осадков; полузакрытые – для хранения материалов, не подверженных влиянию температурных изменений, но подверженных атмосферным воздействиям (огнеупоры, сменное оборудование). Закрытые склады – это здания и другие хранилища, полностью защищающие содержимое от атмосферных воздействий.

Планирование складских помещений осуществляется с учетом множества факторов, о некоторых уже говорилось выше. Однако, при планировании складского хозяйства важное значение необходимо уделять не только текущим потребностям производства в складских помещениях, но и перспективным. В связи с этим, планирование складского хозяйства производится на основании программы дальнейшего развития производства, с учетом планируемых товарных запасов, и динамике ее изменения. В связи с этим, учитываются такие критерии, как потребности в товарных запасах, объем производства, прогнозируемый спрос на продукцию, специфика ее хранения. Например, когда невозможно хранение продукции определенным способом ее укладки.

Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:

– временное размещение и хранение материальных запасов;

– преобразования материальных потоков;

– обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания [10, c. 185].

Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.

Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний – необходимость перемещения груза внутри склада.

Реализация функции временного хранения материальных запасов означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.

Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.

Все операции складского процесса можно условно разделить на 3 группы: операции по поступлению товаров; операции по хранению товаров; операции по отпуску товаров.

Операции, связанные с поступлением товаров на склад выполняются
в следующей последовательности:

- разгрузка транспортных средств, в которых поступили товары;

- перемещение товаров на участок приемки;

- распаковка товаров;

- приемка товаров по количеству и качеству.

Хранение товаров предполагает осуществление таких операций, как:

- доставка товаров в зону хранения;

- размещение товаров в стеллажах и их укладка в штабеля;

- создание оптимальных условий хранения товаров с учетом их физико-химических свойств [10, c.187].

Операции по отпуску товаров включают в себя следующее:

- отборку товаров с мест хранения;

- перемещение отобранных товаров на участок комплектования;

- комплектование товаров в соответствии с заказами оптовых покупателей;

- упаковку товаров в инвентарную тару;

- перемещение упакованных товаров в зону погрузки;

- погрузку.

На современных предприятиях должна проводиться детальная работа по планированию складского хозяйства. В следующем году, в связи с увеличением объема производства, а также с увеличением товарных запасов, планируется открытие еще одного сбытового склада, и его планирование, расчет необходимой площади уже сегодня осуществляется с учетом площади, необходимой для размещения товара, а также с учетом запасов, которые планируется там разместить. В связи с осуществлением новых стратегий по сбыту продукции, и расширении сотрудничества в области оптовых закупок полуфабрикатов, планируется сократить размеры производственных складов, что позволит снизить издержки обращения.

Таким образом, необходимо определить роль планирования в организации складского хозяйства, которое заключается в необходимости определения оптимальных условий для хранения и размещения товара, в создании условий для ее сохранности. Обеспечить эти условия может именно планирование складского хозяйства и совокупный учет всех факторов, которые могут оказать существенное влияние на его формирование.

Наши рекомендации