Виды и характеристика инновационных организаций
Инновационная организация (предприятие) – это специализированное хозяйственно самостоятельное учреждение, главной целью которой является разработка инноваций: выполнение научных исследований (фундаментальных, поисковых и прикладных), научно-технических разработок (конструкторских, технологических, проектных, организационных), и коммерческое распространение инноваций на рынке для их практического использования.
Согласно ГОСТ 31279-2004 «Инновационная деятельность. Термины и определения», инновационное предприятие – это предприятие (объединение предприятий), разрабатывающее, производящее и реализующее инновационные продукты и (или) продукцию или услуги; инновационно-активные предприятия – это предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических процессов или иных видов инновационной деятельности.
Инновационные предприятия и организации в своей стратегии в первую очередь ориентируются на создание новых продуктов и услуг. Они одновременно с производством осуществляют непрерывный процесс создания новых продуктов.
В инновационных организациях создание инноваций есть главный вид деятельности, тогда как в производственных организациях главным видом деятельности является производство и реализация продукции, работ, услуг.
В инновационных организациях осуществляется периодически повторяющаяся процедура создания новых продуктов, т.е. выпуск инноваций осуществляется на постоянной основе.
Особенность инновационных организаций заключается в постоянном осуществлении инновационной деятельности на основе высокоэффективного инновационного менеджмента.
В инновационных организациях действует отлаженная система создания новинок и их поставок на рынок.
Задачами инновационных организаций являются:
1) разработка и коммерческое распространение конкурентоспособных инноваций;
2) удовлетворение текущих и будущих потребностей потребителей в инновациях;
3) расширение рынков сбыта инноваций;
4) обеспечение эффективности инновационной деятельности.
5) развитие инновационного и интеллектуального потенциала организации;
6) повышение конкурентоспособности организации и ее продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Современныеинновационные предприятия имеют крупные подразделения, которые занимаются аналитическими исследованиями и прогнозированием развития инноваций.
Компетенция инновационной организации представляет собой сочетание передовых знаний, навыков и технологий, которые ведут к производству уникальных продуктов и услуг, пользующихся высоким спросом.
В Беларуси в 2012 году в промышленности было 437 инновационно-активных организаций, а в сфере услуг – 45. Всего в Беларуси в 2012 г. научными исследованиями и разработками занималось 530 организаций [16].
Удельный вес инновационно-активных предприятий в промышленности составил 22,8 %. Объем инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции составил 17,8 %.
Согласно Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. к 2015 году удельный вес инновационно-активных предприятий в промышленности должен достигнуть 40 %, а доля инновационной продукции в объеме отгруженной промышленной продукции должна составить 20 - 21 % [31].
Главную роль в инновационной деятельности играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций: отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий, организаций.
Инновационные организации по стадиям инновационного цикла делятся на четыре основных вида:
1. Научные и научно-технические, которые проводят научные исследования и разработки (НИИ, КБ, лаборатории в составе Академии наук и вузов).
2. Отраслевые конструкторско-технологические(ОКБ, СКБ, проектные организации), которые разрабатывают новую продукцию и технологические процессы для отраслей экономики.
3. Научно-производственные (крупные научно-производственные объединения и корпорации), которые реализуют весь инновационный цикл от исследований и разработок до производства и коммерческого распространения инноваций.
4. Внедренческие (инженерные центы), выполняющие монтажные, пуско-наладочные работы, обучение персонала, послепродажное обслуживание сложного оборудования и программных систем. Являются региональными представителями предприятий изготовителей.
В условиях развития рыночных отношенийновыми формами инновационных организаций являются:
1. Малые инновационные организации;
2. Венчурные инновационные организации;
3. Научно-технологические парки (технопарки);
4. Технополисы;
5. Бизнес-инкубаторы;
6. Центры трансферта технологий.
7. Венчурные фонды.
Инновационные организации создают новые технологии и продукты, формируют предпосылки для создания нового технологического уклада во всей экономике. Новые продукты и технологии возникают и апробируются в инновационных организациях, затем распространяются и передаются в другие отрасли экономики. Это подчеркивает приоритетное значение инновационных организаций для развития экономики страны.