Концепции информации в современной науке.
Концепции информации в современной науке.
. Информация проникла в терминологию почти всех современныхнаук, и по этой причине признается общенаучной категорией.Содержание этой общенаучной категории можно представить в видеследующих теорий или концепций информации
1.Математическая теория информации трактует информацию в качестве
абстрактного понятия. Ее выдвинул Норберту Винеру
который сформулировал определение: «информация есть информация, а не материя и не энергия « Из этого определения вытекает, что информация — не существующий
реально объект, а умственная абстракция, созданная человеческим
разумом.согласно математической теории, информация, есть абстрактная фикция, умственный конструкт; не существует в физической реальности, как не существуют логарифмы или мнимые числа.
2.Кибернетическая концепция информации. Эта концепция утверждает что информация есть во всех самоуправляемых системах. Сторонники этой теории разделили ее на 2 группы: Одни считают что информация это сигнал или сообщение полученное из внешнего мира. Другие считают что информация это не только сигнал, по их мнению информация не способна переходить на другие носители, и представляет собой нечто. Отличительной чертой этой концепции являлось то что они в большей степени определяли информацию с сигналом или же со структурой.
3.Антропоцентристская концепция информацииограничивает область
существования информации до пределов человеческого общества.
Существование информации в живой, а тем более – в неживой природе
отрицается; информация появилась в ходе антропосоциогенеза и опери-
ровать ею могут только социализированные личности, владеющие языком,
сознанием и самосознанием
4.Метафизические и идеалистические концепции информации. Здесь информация не возникает и не уничтожается, а существует извечно как часть природы и пронизывает всю Вселенную.
5.Методологическая концепция информации. Автор этой концепции А.В. Соколов
— считает, что информация – продукт сознания, познавательный инструмент, искусственно созданный людьми. Информация в «чистом» виде, считает А.В. Соколов, – чистейшая абстракция.
+
Социальная информатика как научная дисциплина.
Социальная информатика – научная дисциплина, обеспечивающая систематическое изучение и анализ процессов сбора, обработки, хранения, организации, распространения, оценки и использования информации в социально-экономической сфере, в том числе процессов трансформации общественных отношений и социальных институтов под влиянием развития информационно-коммуникационных технологий. Термин «социальная информатика» был впервые предложен профессором А.В. Соколовым в середине 70-х годов для обозначения новой научной дисциплины, «изучающей посредством информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом»родоначальником социальной информатики следует считать академика А.Д. Урсула, так как именно он предложил принципиально новые подходы к пониманию целей и задач социальной информатики, связав их с проблемой глобальной информатизации общества. В своих работах А.Д. Урсул убедительно показал социальный по сути характер процесса информатизации общества, в котором вычислительная техника и новые информационные технологии являются лишь средствами для более эффективного овладения информацией в целях социального прогресса. Он неоднократно подчеркивал особую важность гуманистической ориентации процесса информатизации, которая принципиально не осуществима без развития научной базы, т. е. без комплекса научных исследований, направленных на теоретическое обобщение опыта информатизации, разработку прогнозов ее дальнейшего развития, создание научно обоснованных концепций и рекомендаций по оптимальной реализации этого процесса в обществе. Именно этим задачам, по мнению А.Д. Урсула, главным образом и призвана служить социальная информатика как фундаментальная и прикладная наука.
+
Концепция «Трех волн».
1. Аграрная волнапри переходе к земледелию
Это первая и самая продолжительная волна, насчитывающая несколько тысячелетий. Для нее характерны следующие основные черты: 1) основой экономики является земля; 2) господствует простое разделение труда; 3) место в жизни человека определяется его социальным происхождением; 4) экономика является децентрализованной. На данной стадии преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности — земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главная задача аграрного общества – производство пищевых продуктов с целью прокормить население.
2. Индустриальная волна при переходе к классическому капитализму (до 1950-х годов)
Зарождается в XVII веке сначала в Европе, затем в Северной Америке и на других континентах, ее пик приходится на середину XX века. Основными особенностями данной волны являются следующие: 1) происходит централизация всех факторов производства на основе принципов стандартизации, специализации, концентрации; 2) имеет место размывание семейных ценностей; 3) место в жизни человека определяется его доходами; 4) наступает эпоха господства массовых технологий и массовой культуры. Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наемных работников (пролетариат).
3. Информационная волна при переходе к обществу, основанному на знаниях
Зарождается в последней трети XX века. В основе ее – бурный рост информационно-коммуникационных технологий. Некоторые особенности информационной волны уже отчетливо проявились в США: 1) перемещение производства в бедные регионы; 2) основа ВВП – услуги; 3) атомизация социальной жизни. Вызовы информационной волны затрагивают разные страны по-разному: некоторые из них пользуются до сих пор благами только сельскохозяйственной волны, многие – индустриальной и только немногие – информационной. Техника, используемая в производстве, все более усложняется, что вызывает потребность в квалифицированных кадрах и увеличивает ценность научного знания. Возрастает престиж образования, появляется целый слой квалифицированных специалистов, менеджеров, людей умственного труда. Сфера услуг, науки, образования постепенно начинает преобладать над промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активно используются научные знания.
Принципиально необходимым, на наш взгляд, является рассмотрение теоретико-методологических подходов к анализу такого важного атрибута компьютерной фазы информационного обмена, значимого явления современности, как сеть Интернет.
Физические характеристики социального пространства составляют многомерные связи и отношения людей — их структур, наполненность, протяженность, плотность и т.д. Следует также отметить высокий динамизм этих отношений, непрерывно протекающие в социальном пространстве трансформационные процессы, подчиненные закономерностям стохастического, спонтанного характера.
В предметно-содержательном плане социальные отношения столь же многообразны и подвижны. Это — производственно-экономические и территориальные связи, политические, культурно-духовные, правовые, социально-бытовые и иные отношения. Кстати, именно этим обстоятельством объясняется "приложимость" социальной информатики к различным отраслям общественно-научного знания.
Что же характеризует непосредственно предметную область социологии как отрасли научного знания? Наиболее распространенное определение ее предмета — "наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностями и личностью"75. Можно привести множество иных определений предмета социологии из разных отечественных и зарубежных источников. В принципе они верно отражают общую направленность научного социологического поиска. Однако, как нам представляется, в подобных подходах превалирует внешняя, объективная сторона предмета данной науки.
Варианты информатизации и решения социокультурных проблем.
Информатизация общества и решение порождаемых этим процессом социокультурных проблем могут осуществляться различными путями.
Стихийная самоорганизация процесса информатизации. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптацией общества к этим новым условиям. Такая адаптация требует организационных перестроек в обществе, затрагивающих его моральные и нравственные основы. Эти основы относятся к наиболее консервативным элементам общества, и их изменение воспринимается членами общества достаточно болезненно. Включение стихийных механизмов регуляции позволяет несколько сгладить остроту восприятия таких изменений, но делает процесс более длительным и, как правило, приводит к перерасходу ресурсов.
Направляемая информатизация. В этом случае саморазвитие процесса протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов, определяющих границы его существования и желательные направления развития. Это позволяет, сохраняя все преимущества самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его протекания и избежать при этом излишних затрат.
Концепции информации в современной науке.
. Информация проникла в терминологию почти всех современныхнаук, и по этой причине признается общенаучной категорией.Содержание этой общенаучной категории можно представить в видеследующих теорий или концепций информации
1.Математическая теория информации трактует информацию в качестве
абстрактного понятия. Ее выдвинул Норберту Винеру
который сформулировал определение: «информация есть информация, а не материя и не энергия « Из этого определения вытекает, что информация — не существующий
реально объект, а умственная абстракция, созданная человеческим
разумом.согласно математической теории, информация, есть абстрактная фикция, умственный конструкт; не существует в физической реальности, как не существуют логарифмы или мнимые числа.
2.Кибернетическая концепция информации. Эта концепция утверждает что информация есть во всех самоуправляемых системах. Сторонники этой теории разделили ее на 2 группы: Одни считают что информация это сигнал или сообщение полученное из внешнего мира. Другие считают что информация это не только сигнал, по их мнению информация не способна переходить на другие носители, и представляет собой нечто. Отличительной чертой этой концепции являлось то что они в большей степени определяли информацию с сигналом или же со структурой.
3.Антропоцентристская концепция информацииограничивает область
существования информации до пределов человеческого общества.
Существование информации в живой, а тем более – в неживой природе
отрицается; информация появилась в ходе антропосоциогенеза и опери-
ровать ею могут только социализированные личности, владеющие языком,
сознанием и самосознанием
4.Метафизические и идеалистические концепции информации. Здесь информация не возникает и не уничтожается, а существует извечно как часть природы и пронизывает всю Вселенную.
5.Методологическая концепция информации. Автор этой концепции А.В. Соколов
— считает, что информация – продукт сознания, познавательный инструмент, искусственно созданный людьми. Информация в «чистом» виде, считает А.В. Соколов, – чистейшая абстракция.
+
Социальная информатика как научная дисциплина.
Социальная информатика – научная дисциплина, обеспечивающая систематическое изучение и анализ процессов сбора, обработки, хранения, организации, распространения, оценки и использования информации в социально-экономической сфере, в том числе процессов трансформации общественных отношений и социальных институтов под влиянием развития информационно-коммуникационных технологий. Термин «социальная информатика» был впервые предложен профессором А.В. Соколовым в середине 70-х годов для обозначения новой научной дисциплины, «изучающей посредством информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом»родоначальником социальной информатики следует считать академика А.Д. Урсула, так как именно он предложил принципиально новые подходы к пониманию целей и задач социальной информатики, связав их с проблемой глобальной информатизации общества. В своих работах А.Д. Урсул убедительно показал социальный по сути характер процесса информатизации общества, в котором вычислительная техника и новые информационные технологии являются лишь средствами для более эффективного овладения информацией в целях социального прогресса. Он неоднократно подчеркивал особую важность гуманистической ориентации процесса информатизации, которая принципиально не осуществима без развития научной базы, т. е. без комплекса научных исследований, направленных на теоретическое обобщение опыта информатизации, разработку прогнозов ее дальнейшего развития, создание научно обоснованных концепций и рекомендаций по оптимальной реализации этого процесса в обществе. Именно этим задачам, по мнению А.Д. Урсула, главным образом и призвана служить социальная информатика как фундаментальная и прикладная наука.
+