Понятие о корригировании зубчатых передач.
Для уменьшения габаритов зубчатой передачи применяют колеса с малым числом зубьев. Изменение числа зубьев приводит к изменению формы зуба (рис. 5.1).
С уменьшением числа зубьевz увеличивается кривизна эвольвентного профиля, а толщина зуба у основания и у вершины уменьшается. При дальнейшем уменьшении z, когдаz < zmin, появляется подрез ножки зуба режущей кромкой инструмента, в результате чего прочность зуба резко снижается. | |
Рис.5.1.Формы зуба в зависимости от числа зубьев. |
По границе подрезания устанавливают минимально допустимое число зубьев zmin= 17.
При постоянномдиаметре можно менять число зубьев, сохраняя m ∙ z = const. В этом случае зуб меняется не только по форме, но и по размерам. С увеличением числа зубьев их форма улучшается, а размеры уменьшаются, что снижает прочность зуба на изгиб. Практика эксплуатации зубчатых передач рекомендует принимать z1 =20…30 зубьев.
Улучшение профиля зуба путем его очерчивания другим участком той же эвольвенты по сравнению с нормальным зацеплением называюткорригированием. Корригирование рекомендуют применять в следующих случаях:
- для устранения подрезания зубьев шестерни, если z1 < zmin;
- для повышения изгибной прочности зубьев, что достигается увеличением их толщины;
- для повышения контактной прочности, что достигается увеличением радиуса кривизны в полюсе зацепления;
- для получения заданного межосевого расстояния передачи.
Корригирование осуществляют смещением инструмента при нарезании зубьев на величину (Xm ).
Положительным называют смещение инструмента от центра зубчатого колеса,отрицательным – к центру.
При положительном смещении увеличивается толщина зуба у основания, что повышает его прочность на изгиб. Профиль зуба, переходит на участок эвольвенты более удаленной от основной окружности. Это приводит к увеличению радиусов кривизны и, следовательно, к повышению контактной прочности. При отрицательном смещении происходит обратное явление. У корригированных колес по делительной окружности толщина зуба и ширина впадины не одинаковы, но в сумме остаются равными окружному шагу.
В зависимости от сочетания смещений при нарезании зубьев парных зубчатых колёс коррекция может быть высотной или угловой. При высотной коррекции шестерня изготовляется с положительным смещением, а колесо – с отрицательным, но так, чтобы смещение было одинаковым. Суммарный коэффициент смещения будет равен 0. Высотную коррекцию применяют при большом передаточном числе, когда требуется обеспечить равнопрочность зубьев шестерни и колеса на изгиб. При высотной коррекции остаются неизменными межосевое расстояние, угол зацепления и высота зубьев, меняется лишь соотношение между высотой головок и ножек зубьев. | |
Рис. 5.2. Изменение профиля зуба при корригировании:1-зуб некорригированного колеса; 2-зуб корригированного колеса. |
Угловая коррекция – общий вид корригирования, при нём суммарный коэффициент смещения не равен нулю. Для правильного зацепления необходимо колеса раздвинуть; в результате чего меняется межосевое расстояние и возрастает угол зацепления. Угловая по сравнению с высотной коррекцией даёт значительно большие возможности влиять на различные параметры зацепления.
Точность зубчатых передач.
При изготовлении зубчатых передач неизбежны погрешности, выражающиеся в отклонениях шага, биении колёс, в отклонениях от теоретического профиля зубьев, непараллельности зубьев, в отклонениях межосевого расстояния и др. Все эти погрешности приводят к повышенному шуму во время работы и преждевременному разрушению колёс передачи. Точность зубчатых передач регламентируют стандартами, в которых предусмотрено 12 степеней точности. Наибольшее распространение для силовых передач получили6, 7, 8 и 9 степени точности, причём 6-я степень точности выше 7-й. Степень точности передачи зависит от окружной скорости. Чем выше окружная скорость, тем должна быть выше степень точности.
Во избежание заклинивания зубьев в зацеплении должен быть гарантированный боковой зазор. Этот зазор регламентируют видом сопряжения зубчатых колёс. Стандартом предусмотрено шесть видов сопряжения с различными величинами зазора:Н - нулевой зазор, Е - малый, С и Д - уменьшенные, В - нормальный, А - увеличенный.
Пример обозначения степени точности изготовления колес: 8-В, что указывает на 8‑ю степень точности с нормальным зазором.