SystemsDisplay(Системный дисплей)
Показывает информацию о системах ВС таких как топливо, электрика, гидравлика, параметрах работы двигателя и т.д. Информация представлена в графическом формате, и показано только то что пилоту необходимо видеть в данный момент времени. Например, при выпуске шасси на Дисплей выводится страница Wheel.
A 380 wheel page
Flight Management System (FMS)
Сердце современной кабины — это конечно FMS, которая главным образом управляет навигацией.
Позволяет пилоту вводить флайтплан, а также модифицировать его. Во время предполетной подготовки вводится информация о весе, топливе, скоростях, центровке. Также может включаться информация о в предполагаемом крейсерском эшелоне. Для самолетов не оборудованные GPS приемниками (для BoeingAirbus это опция), требуется ввод первоначальной позиции для выставки инерциальной системы.
FMS определяет оптимальные скорости, высоты для заданных условий экипажем. Большинство информации далее отображается на PFD и NavigationDisplay. Маршрут отображается на NavigationDisplay, например, скорости на PFD.
Современные понятия о взаимодействии и документах.
CrewResourceManagement
CrewResourceManagement (CRM) - концепция берущая начало в 70х годах, когда количество членов экипажа стало сокращаться. Теперь в кабине как правило два пилота, которые должны быть компетентными во время полета и быть взаимозаменяемыми.
Конечная ответственность лежит на капитане, который отвечает за безопасное завершение полета. Тем не менее роли пилотов обычно меняются в зависимости от участка полета, и пунктов назначения. Один пилот выполняет роль пилотирующего пилота (PF), а второй контролирующего (PM)Boeing или (PNF)Airbus. PF непосредственно выполняет руление, управляет самолетом и дает команды PNF/PM. PNF/PM контролирует полет, выполняет команды, является ответственным за навигацию и связь с УВД.
Standard Operating Procedures (SOPs)Стандартныепроцедуры.
SОР - это документ регламентирующий порядок действий при выполнении полета. Основной документ, который заучивается пилотами на память для полета на данном ВС. Философия SOP построена на выполнении полета летным экипажем вместе, невзирая на их личные амбиции и персональные привычки, а также на преодолении языковых барьеров.
Пример установки давления в SOP (B737) и заход на посадку.
When setting the QNH during descent:
PF is to state: “QNH [number] set, altitude [number] feet”.
PM is to respond: “QNH [number] set, altitude [number] feet checked”.
During approach, at 100ft above Decision Altitude/Height:
PM is to state: “Approaching decision”.
PF is to respond: “Check”.
At Decision Altitude/Height:
PM is to state: “Minimums”.
PF is to respond: “Continue” or “Go-around” as appropriate.
Распределение внимания.
Два фундаментальных принципа лежат в основе пилотирования самолета: это постоянное контролирование параметров полета (скорость, курс, высота и т.д.) и сохранения ситуационной осведомленности. Идеально, когда оба пилота выполняют это постоянно. Тем не менее существуют этапы полета, когда один из пилотов просто физически не может контролировать полет. Нагрузка на экипаж возрастает на этапах взлета и посадки.