Организационно-педагогические основы
Состав членов РДОО "Флагман" разнообразен. Членами являются дети с 8 до 15 лет, вступающие в организацию по желанию и взрослые, работающие с детскими организациями. Сегодня в районную организацию входит 13 детских объединений и организаций с общим охватом 1382 детей и подростков, что составляет 60% от общего количества обучающихся. В организацию входят организации и объединения для разных возрастных категорий: для среднего звена и разновозрастные.
Детские организации среднего звена:"Радуга" МБОУ Михеевская ОШ, "Каравелла" МБОУ Саконская СШ;
Разновозрастные организации:"Ровесник" МБОУ Котовская ОШ, "Радужная страна" МБОУ Ардатовская СШ №1, "Романтики" МБОУ Ардатовская СШ №2 им. С.И. Образумова, "ЭРМиД" Размазлейская ОШ – филиал МБОУ Котовской ОШ, "Школьный корабль" МБОУ Мухтоловская СШ №1, "Надежда" МБОУ Личадеевская СШ, "Факел" МБОУ Мухтоловская СШ №2, "Ритм" МБОУ Хрипуновская СШ, "Виктория" Кругловская ОШ – филиал Стёксовской СШ, дружина им В.П.Чкалова МБОУ Стексовская СШ, "Патриот" Туркушская ОШ - филиал МБОУ Саконской СШ.
В связи с этим при написании программы учитываются возрастные и индивидуальные особенности членов РДОО. Программа предлагает детским объединениям несколько направлений интересной деятельности, которая соответствует интересам личности, помогает развить имеющиеся склонности, реализовать творческий, лидерский потенциалы, допускает вариативность в выборе способов достижения результата.
Программа рассчитана на 5 лет, имеет чётко выраженный результат, содержит элементы новизны: использование современных информационных технологий в деятельности детских общественных объединений.
Актуальность данной программы состоит в том, что многообразие предполагаемой деятельности помогает ребёнку самому определиться со своим местом в организации, приобрести знания и навыки лидера, опыт социального взаимодействия, реально включиться в жизнь общества.
Содержание программы
В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа:
- 1 этап – подготовительный,
- 2 этап - основной,
- 3 этап - итоговый.
На первом этапе дети знакомятся с программой. Изучаются интересы детей, мотивы, способности, выявляются творческие наклонности. Совместно с детьми раскрывается содержание направлений работы, выясняется их актуальность и необходимость. В результате у них появляется интерес к познанию выбранной темы, возникает потребность в активной деятельности, в решении актуальных проблем. На заседании Совета происходит сверка численного состава, распределение поручений, разработка положений. Начинается работа Школы будущих лидеров.
На втором этапе лидеры организаций проходят обучение в школе будущих лидеров. Через участие в различных проектах, конкретных делах происходит их личностный рост, постепенно формируются духовно-нравственные ценности, желание и готовность сделать что-то доброе для себя, для людей, природы, Отечества, проводятся конкретные мероприятия.
На третьем, заключительном этапе, школьники становятся организаторами различных дел по направлениям деятельности, анализируют и оценивают собственную деятельность. У ребят развиваются инициатива, организаторские способности, лидерские качества. Деятельность районной детской общественной организации становится значимой в районе.
Содержание деятельности по программе определяется направленностью на общественно значимую деятельность, вариативность в выборе форм деятельности, учётом интересов детей.
1. Проектная линия "Парус Мечты"
Цель – воспитание у подрастающего поколения социальной активности, гражданской ответственности, духовности.
Задачи:
1. Формировать в сознании детей уважительное отношение к государственным символам, историческому прошлому России, традициям родного края;
2. Содействовать развитию тимуровского движения;
3. Внедрять в деятельность детских общественных объединений технологию социального проектирования.
Ожидаемые результаты:
1. Принятие и утверждение в сознании и действиях детей позиции «Я – гражданин».
2. Практическая помощь пожилым людям, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и труда.
3. Забота о малышах, помощь детям – сиротам, детям – инвалидам.
4. Активизация деятельности детей по решению социально – значимых проблем.
Традиционные мероприятия:
-районный слет детских и пионерских объединений и организаций, торжественный приём в районную детскую общественную организацию "Флагман",
-акция "Дети – ветеранам",
-встречи с ветеранами войны, труда, тружениками тыла,
-районная викторина "Моя глубинка",
-пост у Вечного огня,
-вахта Памяти у памятника "Неизвестный солдат",
-уход за захоронениями воинов, памятниками и обелисками,
-социальное проектирование,
- деятельность тимуровских отрядов,
-конкурсы прикладного, изобразительного творчества,
-краеведческий поиск, помощь районному краеведческому музею,
-исследовательская деятельность,
-районная акция "Знаменательные и памятные даты",
- фотоконкурсы.
2. Проектная линия "Парус счастья"
Цель – познание детьми окружающего мира через игровую деятельность.
Задачи:
1. Раскрыть творческие, интеллектуальные, физические способности каждого ребенка через организацию игровой, досуговой деятельности;
2. Сплотить детский коллектив, через межличностное общение сверстников, младших и старших, детей и взрослых в процессе игры;
3. Создать единый банк игровых программ районной детской общественной организации.
Ожидаемые результаты:
1. Самореализация и самосовершенствование личности в игровой деятельности, развитие самостоятельности у детей.
2. Укрепление дружбы и взаимопонимания между членами детского объединения, детскими объединениями района.
3. Разработка новых игровых программ, конкурсов, состязаний.
Традиционные мероприятия:
- акция "Дети - детям",
- благотворительный проект "Завтра в школу",
- международный день защиты детей,
- районные конкурсы "Звёздочки глубинки", "Созвездие талантов",
- деятельность тимуровских отрядов,
- традиционные праздники, концерты, конкурсы,
- развлекательные программы,
- социальное проектирование.
3. Проектная линия "Парус надежды"
Цель – формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Задачи:
1. Способствовать развитию интереса у детей к изучению природы, истории, культуры, традиций, народных обычаев и фольклора родного края.
2. Развить навыки и умения агитационно – пропагандистской, природоохранной и исследовательской деятельности.
3. Формировать у детей ценностное отношение к своему здоровью, пропагандировать здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Активизация участия детей в экологически – ориентированной деятельности.
2. Решение своими силами экологических проблем малой родины.
3. Повышение уровня экологической культуры.
4. Пропаганда и формирование здорового образа жизни.
Традиционные мероприятия:
- акция "Поможем птицам",
- акция "Марш парков",
- учебно-исследовательская деятельность,
- районный конкурс "Увлекательная экология",
- социальное проектирование,
- выставка поделок из природного материала "Эко - дизайн",
- конкурс "Вторая жизнь растений",
- волонтерское движение,
- акции "За здоровый образ жизни",
- акция "Фанта» - стическое лето",
- районный велопробег "Будущее стартует здесь",
- акция "Лыжня здоровья".
4. Проектная линия "Парус желаний"
Осуществляется в рамках районной школы будущих лидеров. Также в каждом детском объединении должна функционировать Школа актива, в которой обучаются категории актива, необходимые конкретному детскому объединению.
Цель – подготовка лидеров детских общественных объединений и организаций, органов ученического самоуправления школ района.
Задачи:
1. Обучить лидеров организаторским знаниям, умениям и навыкам;
2. Развить коммуникативные способности лидеров;
3. Привить вкус к творчеству и инициативе;
4. Создать сплочённый актив лидеров района.
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения дети должны | |
Знать: | Уметь: |
- Основные положения Конвенции ООН о правах ребенка, - Основные документы детского общественного объединения, органа ученического самоуправления, - Основы коллективного планирования, коллективной творческой деятельности, социального проектирования, - Слагаемые организаторской работы и техники, - Личностные качества лидера и его взаимоотношения с группой, - Тексты орлятских песен. | - Разделять понятия самоуправление в ДОО и ученическое самоуправление, - Планировать свою деятельность и деятельность объединения, - Определять и развивать лидерские качества в себе, - Организовывать свою деятельность и деятельность других людей, - Организовывать и проводить массовое мероприятие, - Оформлять летопись ДОО |
К концу второго года обучения дети должны | |
Знать: | Уметь: |
- Основные положения ФЗ РФ «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских объединений», - Программы СПО ФДО, - Отличительные особенности самоуправления в ДОО и ученического самоуправления, - Стили работы лидера, принципы общения, - Смысл и цели волонтерского движения, - Основы проведения социологических опросов, интервью, интерактивной техники «Форум – театр», - Делопроизводство. | - Строить работу органов самоуправления ДОО и ученического самоуправления, - Планировать деятельность ДОО методом коллективного планирования, - Проводить общие собрания, - Организовать и провести КТД, - Устанавливать и поддерживать контакт в группе, посредством коммуникативных умений, - Разработать и реализовать социальный проект, - Проводить социологический опрос, интервью, - Составлять протокол, план работы, списки членов организации. |
Занятия в районной школе будущих лидеров рассчитаны на 2 года обучения детей в возрасте 13-15 лет, проводятся в МБОУ ДО "Центр дополнительного образования детей" один раз в месяц. Длительность занятий – 2 академических часа с перерывом в 10 минут. Каждое занятие в школе является комплексным, включающим вопросы теории и практики.
Основными формами и методами деятельности на занятиях являются: объяснение, рассказ, беседа; деловые, ролевые игры, тренинги; тестирование, анкетирование, социологический опрос; акции, социальное проектирование, разучивание песен и другие.
Формы подведения итогов: опрос, зачет, наблюдение, анализ.
Диагностика: успехи и достижения ребят заносятся в личный дневник, в конце каждого занятия заполняется мониторинг – карта, позволяющая диагностировать деятельность школы актива в целом. Руководитель также дает оценку участия ребенка на занятии в цветовом выражении. Красный жетон – активность, лидерство; желтый – творчество и фантазия; зеленый – организованность, дисциплина.
Учебно-тематический план работы районной школы будущих лидеров
Первый год обучения
Раздел | Тема | Количество часов: | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение | План работы школы будущего лидера | 0,5 | 0,5 | |
Нормативно-правовые основы | Конвенция ООН о правах ребенка. Документы детского/молодежного общественного объединения, органа ученического самоуправления | |||
Основы организаторской деятельности | Самоуправление в детском и молодежном общественном объединении. Ученическое самоуправление | |||
Коллективное планирование | ||||
Коллективная творческая деятельность | 0,5 | 1,5 | ||
Лидер | ||||
Социальное проектирование | ||||
Копилка лидера | Организаторская техника | - | ||
Летопись объединения | - | |||
Песенный практикум | - | |||
ИТОГО: |
Второй год обучения
Раздел | Тема | Количество часов: | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение | План работы школы будущего лидера | 0,5 | 0,5 | |
Нормативно-правовые основы | ФЗ РФ "Об общественных объединениях". ФЗ РФ "О государственной поддержке молодёжных и детских объединений". Программное обеспечение деятельности общественных объединений | - | ||
Основы организаторской деятельности | Самоуправление в детском и молодежном общественном объединении. Ученическое самоуправление | |||
Коллективное планирование | ||||
Коллективная творческая деятельность | - | |||
Лидер | ||||
Социальное проектирование | - | |||
Волонтерское движение | - | |||
Копилка лидера | Социологический опрос, интервью | - | ||
Интерактивная техника «Форум-театр» | - | |||
Делопроизводство | - | |||
ИТОГО: |
Образовательное направление программы состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжается в течение двух лет.
Первый раздел "Введение" знакомит детей с содержанием работы районной школы будущих лидеров.
Второй раздел "Нормативно – правовые основы" направлен на ознакомление школьников с документами, определяющими статус, понятие, организационно – правовые формы, права и обязанности детского общественного объединения, органов ученического самоуправления; с государственной политикой в области поддержки и развития детского общественного движения; на расширение знаний о программном обеспечении детского движения на современном этапе.
Третий раздел "Основы организаторской деятельности" помогает будущему лидеру разбираться в вопросах планирования, социального проектирования, самоуправления, организации КТД, волонтёрского движения; развивает организаторские способности, лидерские качества, информирует о психологических аспектах лидерства.
Четвертый раздел "Копилка лидера" формирует умения лидеров в проведении социологического опроса, интервью, интерактивных техник; помогает в приобретении знаний делопроизводства, написания летописи объединения; способствует реализации творческого потенциала личности.
Первый год обучения
Й раздел «Введение»
1 тема «План работы школы будущего лидера».
Теория – Знакомство с планом работы школы будущего лидера.
Практика – Игры на знакомство. Мозговой штурм "Чем бы я хотел заняться в школе будущих лидеров". Тест "Лидер ли я? "