Конструктивные особенности механизма выдвижения-втягивания захвата
Механизм предназначен для захватывания, удержания, ориентации в пространстве и прямолинейного перемещения в горизонтальной плоскости технологических заготовок, деталей и прочих предметов массой до 5 кг (рис. 6.2, а).
Для осуществления указанных выше операций механизм выдвижения-втягивания снабжен специальным захватом для удержания предметов и состоит из привода зажима захвата, привода поворота захвата вокруг продольной оси механизма и привода выдвижения захвата.
Предмет захватывается и удерживается губками, установленными на рычагах захвата 1, который своим фланцем крепится к фланцу 4, сидящему на шлицевом хвостовике вала 11.
Рис. 6.2. Механизм выдвижения-втягивания захвата:
а - общий вида в разрезе; б - сечение А-А; в - сечение Б-Б (устройство гидродемпфера выдвижения-втягивания захвата); г — сечение В-В (с приводом механизма поворота захвата) ; д - сечение 5-5 (без привода механизма поворота захвата); е - сечение Г—Г (устройство гидродемпфера поворота захвата)
Размеры и конфигурация губок могут быть разнообразными в зависимости от формы и массы детали. В случае необходимости допускается замена всего захвата. При этом следует учитывать, что масса захвата с губками не превышает 1 кг, и при установке специального захвата с увеличенной массой масса транспортируемого груза соответственно должна быть уменьшена, так как в противном случае нарушается требование оптимальности динамики перемещения, что может привести к появлению ударов или необходимости уменьшения скорости перемещения захвата.
Зажим и разжим губок осуществляются следующим образом (рис. 6.2., а-г). К штуцеру 38 (рис. 6.2., г) подводится сжатый воздух, который через отверстие во втулке 16, внутренние полости вала 14 и вала 11 поступает в рабочую полость пневмоцилиндра 3. Под давлением воздуха шток-поршень пневмоцилиндра перемещает рычаги 7, которые поворачиваются вокруг осей 2. При этом губки, закрепленные на рычагах, зажимают деталь. Разжим губок происходит под действием пружины, размещенной на шток-поршне пневмоцилиндра 3, после сброса давления воздуха в рабочей полости пневмоцилиндра.
Привод поворота захвата состоит из двух пневмоцилиндров 30 и 34, расположенных на корпусе 17, двух поршней 31 и 33, винтов-ограничителей 29 и 35, зубчатой рейки 32 и находящейся на ней в зацеплении шестерни 37, сидящей на валу 14, который через втулку, имеющую трехгранное отверстие, связан с трехгранным валом 11.
При подаче сжатого воздуха в рабочую полость одного из цилиндров, например левого, поршень 31 вместе с рейкой 32 движется вправо, приводя во вращение шестерню 37, вал 14, вал 11, фланец 4 с закрепленным на нем захватом. Полость правого цилиндра при этом сообщается с атмосферой.
Для поворота захвата в противоположную сторону сжатый воздух подается в правый цилиндр. Угол поворота захвата регулируется винтами-ограничителями 29 и 55, которые ограничивают движение поршней 31 и 33.
В случае, когда в повороте захвата нет необходимости, механизм поворота может быть снят с корпуса 17, для чего необходимо вывернуть шпильки, притягивающие пневмоцилиндры 30 и 34 к корпусу 11, и на их место установить и закрепить болтами 40 крышки 39 (рис. 6.2., д). Рейка 32 для устранения люфта зажимается болтами 41.
Для обеспечения равномерной скорости поворота захвата механизм поворота снабжен гидродемпфером 18, представляющим собой цилиндр с расположенной внутри его на валу лопастью 43 (рис. 6.2., е). Цилиндр крепится к корпусу 17, а лопасть с валом находится в зацеплении с валом 14. При повороте захвата лопасть, поворачиваясь, перегоняет масло, залитое в цилиндр из полости "D" в полость "F" через дроссель 19, с помощью которого регулируется скорость поворота.
Привод выдвижения захвата представляет собой пневмоцилиндр, состоящий из гильзы 12 (рис. 6.2., а) с приваренными на концах фланцами. Внутри гильзы размещен полый шток-поршень 13, внутри которого в подшипниках установлен трехгранный вал 11 с закрепленным на нем захватом. К фланцам гильзы крепятся соответственно корпуса 17 и 10.
В корпусе 10 запрессована бронзовая втулка, которая является направляющей шток-поршня 13. На шток-поршне жестко закреплен хомут 3, к которому крепится полая штанга 6 с двумя упорами 7 и 15, предназначенными для ограничения хода штока. Передвигая упоры по штанге, можно регулировать значение перемещения захвата при выдвижении-втягивании. Положение упоров фиксируется болтами. Штанга 6 одновременно служит для удержания шток-поршня 13 от проворота относительно продольной оси, а также может быть использована для размещения в ней, например, кабеля электропитания при использовании электромагнитного захвата вместо штатного.
Пневмоцилиндр выдвижения-втягивания захвата включен в пневмосистему так, что штоковая полость его постоянно находится под давлением. Для выдвижения захвата сжатый воздух подается в поршневую полость пневмоцилиндра, и шток-поршень, вследствие разности эффективных площадей поршня, начинает перемещаться в сторону выдвижения вместе с захватом, штангой 6 и упорами 7 и 15.
Выдвижение продолжается до соприкосновения упора 15 с корпусом 10. В этот момент упор 15 нажимает на один из подпружиненных флажков 8 датчика положения 9. Датчик выдает сигнал в СПУ об окончании перемещения. Для втягивания захвата давление в поршневой полости сбрасывается, и шток-поршень под действием давления воздуха в штоковой полости начинает движение назад.
Для увеличения скорости втягивания захвата в магистрали подвода воздуха из сети устанавливается клапан быстрого сброса 36 (рис. 6.2., г). Работа его заключается в следующем.
Для выдвижения захвата сжатый воздух поступает из сети через отверстие «N» (рис. 6.3.), перемещает золотник 1, который, сжимая пружину 3, закрывает левым торцом выхлопное отверстие.
Рис. 6.3. Клапан быстрого сброса воздуха
Затем при дальнейшем повышении давления открывается клапан 2, сжимая пружину 4, и воздух через полость в золотнике и ряд отверстий "Р" поступает в поршневую полость пневмоцилиндра. При соединении отверстия "N" с атмосферой под действием сжатого воздуха, находящегося в поршневой полости, и пружин 3, 4 золотник 1 и клапан 2 возвращаются в исходное положение. При этом сжатый воздух из поршневой полости выходит в атмосферу, минуя воздуховод от цилиндра до пневмораспределителя.
В корпусе 10 (см. рис. 6.2., а) расположен сдвоенный гидродемпфер, который обеспечивает торможение захвата при его выдвижении и втягивании при подходе к точке позиционирования. Принцип работы гидродемпфера заключается в следующем.
Движущиеся вместе со шток-поршнем 13 упор 15 (при выдвижении захвата) или упор 7 (при обратном ходе) нажимают на выступающие концы золотников 26 или 28 (см. рис. 6.2., в), утапливая их в корпус. Масло, залитое в полости гидродемпфера, при движении золотников вытесняется из полостей "М" или "L" соответственно через кольцевой зазор, образованный внутренним коническим концом золотника и отверстием в корпусе. При перемещении золотника увеличивается длина кольцевого зазора, плавно повышая сопротивление движению. Происходит торможение захвата. Скорость торможения можно регулировать дросселем 20 (см. рис. 6.2., б). Открывая дроссель, даем дополнительный выход масла из полости "М" ("L") (см. рис. 6.2., в), увеличивая тем самым скорость торможения. Масло, вытесненное при движении золотника 26 или 28, частично перетекает в полость "К" и, преодолевая давление постоянно подаваемого в полость "J" сжатого воздуха, перемещает поршень 27 в левую сторону.
При обратном движении захвата упор 15 (или 7) отходит от хвостовика золотника, и масло из полости "К" под действием давления воздуха в полости "J", открывая обратные клапаны 24 или 25 (см. рис. 6.2.б), перетекает в полость "М" ("L") и возвращает золотник в исходное положение.
Пробки 27, 22, 23 (см. рис. 6.2., б) служат для заливки масла в полости гидродемпфера выдвижения-втягивания, а пробки 42 (см. рис. 6.2., е) — для заливки масла в полости гидродемпфера поворота.