Постановка целей организации

Стратегия фирма представляет совокупность её главных целей и основных способов их достижения. Разрабатывать стратегию фирмы - значит, определять общие направления её деятельности. Обычно перспективное планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих российских организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании из-за предельно высокой неопределенности будущего. Ответственность за правильную разработку стратегии несет, прежде всего, руководство фирмы.

Начало перспективного планирования - постановка задач предприятия и выбор миссии. Миссия фирмы - ее основная, глобальная задача. Миссия отличает организацию от конкурентов в глазах потребителей и служащих предприятия.

Миссия (главная цель) - чётко выраженная причина создания и существования организации, качественное направление её развития.

Большую роль в формировании миссии играет интуиция и опыт руководителей. Выбор миссии определяется потенциалом и размером фирмы. Миссия определяет основное направление деятельности компании, природу этой деятельности, причину существования.

У миссии компании есть своя финишная черта - период времени, в рамках которого она должна быть реализована. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение было обусловлено серьезным напряжением сил в организации. Срок выполнения миссии должен быть обозримым.

Самое важное, что необходимо уяснить о главном значении миссии в организации: она является «компасом» для бизнеса, задает общий вектор развития предприятия; определяет характер и ключевые принципы ведения бизнеса; диктует нормы поведения для сотрудников организации и формирует корпоративную культуру; является хорошим PR-инструментом.

Под руководством Виктора Вексельберга при тесном взаимодействии с Администрацией Президента России, Правительством, профильными министерствами была разработана концепция центра инноваций. Главное — сформулирована цель проекта: создание благоприятной среды для концентрации интеллектуального капитала, способного генерировать инновации, [13].

Подробно о концепции центра инновации было представлено на презентации «Сколково», представленной на официальном сайте (рисунок 1).

Постановка целей организации - student2.ru

Рис. 1. Миссия «Сколково»

Миссия данной организации составлено правильно,в ней отраженно основное направление деятельности предприятия. Возможно уточнения факторов создающих благоприятную среду и какие конкретно сферы инновации будут создаваться на данном предприятии.

Исходя из миссии организации можно выделить следующие стратегические цели организации:

· Создание инфраструктуры поддерживающей все технологические кластеры до 2020 г.

· Привлечение к 2020 г. около 1500 компаний связанных с инновационными разработками.

· Привлечь 25,5 млрд. руб. частных инвестиций к 2020 г.

· Увеличить эффективность труда на 200% к 2020 г.

· Достичь к 2020 г. выручки от исследовательской деятельности в размере 100 млрд. руб.

· Создание около 350 объектов интеллектуальной собственности к 2020 г.

· Создать тесную интеграцию бизнеса и НИОКР в экосистеме «Сколково» к 2020 г.

Достижение данных целей будут способствовать стабильности и росту «Сколково».

Оценка состояния «Сколково»

Для бизнеса очень важно анализировать все ситуации, возможности и стратегии очень аккуратно, чтобы не наделать ошибок и чтобы всё работало.

Один из инструментов, который в этом поможет – SWOТ- анализ.

SWOT-анализ – это метод оценки внутренних и внешних факторов, которые влияют на развитие компании. Он поможет вам оценить сильные и слабые стороны вашего дела, найти новые возможности и определить возможные угрозы.

SWOT-анализ разделяет факторы влияния на компанию на четыре категории, что помогает оценить её со всех сторон, это:

· S-strengths (сильные стороны). Например, продажа товаров непосредственно покупателю, прибыль больше, чем у конкурентов, клиент-сервис – лучший на рынке и т.д.;

· W-weaknesses (слабые стороны). Например, недостаточно партнёров, неэффективная реклама, маленькая целевая аудитория;

· O-opportunities (возможности). Например, потенциальные клиенты узнают всё, что им нужно о вашем товаре из Интернета, покупки совершаются круглосуточно, не зависимо от того, работаете вы или нет;

· T-threats (угрозы). Например, бренд ваших конкурентов более известный на рынке, качество товаров, которые предлагают конкуренты выше.

SWOT-анализ часто используют при стратегическом планировании. С него может начинаться любое действие компании. Например, такие как исследование новых инициатив, новые стратегии развития, возможные изменения.

Чтобы оценить состояние ИЦ «Сколково» проведем SWOT-анализ, да бы понять слабые и сильные стороны. Это необходимо для понимания перспектив такой новой организации (таблица 4).

Таблица 4

SWOT-анализ ИЦ «Сколково»

  Сильные стороны Слабые стороны
Внутренняя среда · Использование инновационных технологий · Лицензирование продукта на месте · Полностью обустроенная инфраструктура для поддержания всех кластеров технологий · Нехватка земли · Проблема принадлежности земли · Игнорирование зарубежного опыта · Коррупция чиновников
  Возможности Угрозы
Внешняя среда · Новые технологии · Сотрудничество с другими организациями (НИИ, частный бизнес, госкорпорации) · Государственная поддержка (налоговые льготы, субсидии, и т.д.) · Рост конкуренции на рынке · Экономический спад (кризис) · Санкционное влияние

По результату анализа следует заметить, что благодаря государственной поддержке «Сколково» обладает рядом «привилегий» позволяющей ей получать преимущество. Но как любая организация с государственной поддержкой страдает от бюрократии и коррупции, что в значительной степени тормозит развитие как самого «Сколково», так и развитиепроизводимых инноваций. А так как сейчас сфера Hi-tech в мире развивается стремительно, то каждый упущенный год будет тяжело компенсировать в условиях сильной конкуренции с такими странами как США и Япония.

Исходя из всего вышесказанного наиболее удачным будет выбор стратегии интегрированного роста. Данный выбор сделан в связи необходимости расширения ИЦ «Сколково», для более эффективной работы необходимо строительство экспериментальных баз, полигонов, комплексов лабораторий. Данные постройки необходимы, т.к. специфика инновационнойдеятельности требует постоянных исследований, экспериментов в разных сферах науки.

Наши рекомендации