Этапы формирования электронной таблицы.
Любой табличный документ в процессе своего формирования проходит следующие этапы:[11])
1. Создание таблицы или ее загрузка.
2. Ввод данных в ячейки.
3. Редактирование данных.
4. Программирование вычислений в таблице.
5. Оформление таблицы.
6. Редактирование структуры таблицы.
7. Сохранение электронной таблицы.
8. Вывод на печать.
Дадим пояснения каждому из упомянутых этапов.
1. Создание таблицы или ее загрузка. Назначение этого этапа — инициализацияпроцессаначального формирования новоготабличного документа или открытиеуже имеющейся электронной таблицы для использования в качестве прототипа при создании новой. В целом этап создания электронной таблицы ничем не отличается от аналогичного начального этапа создания нового текстового документа (см. пп.7.3).
2. Ввод данных в ячейки. Любая таблица состоит из следующих элементов:
· заголовка (шапки) таблицы;
· заголовков столбцов и строк;
· информационной части (ячеек с исходными и вторичными данными).
Тогда с общих позиций процесс наполнения электронной таблицы данными включает следующие шаги:
· Ввод заголовка (шапки) таблицы;
· Ввод заголовочной части столбцов и, если необходимо, строк;
· Ввод исходных данных.
Данные могут вводиться в любые ячейки электронной таблицы.
3. Редактирование данных.В случае сбоев или ошибок при вводе данных в ячейки таблицы возникает необходимость их редактирования. Редактирование данных может осуществляться в процессе ввода в ячейку и после завершения ввода. Если во время ввода данных в ячейку допущена ошибка, то она может быть исправлена стиранием неверных символов при помощи клавиши <BackSpace> и набором их заново. Клавишей <Esc> можно отменить ввод данных в ячейку и написать их заново. Чтобы отредактировать данные после завершения ввода (после нажатия клавиши <Enter>), необходимо переместить указатель к нужной ячейке и перейти в режим редактирования (по правилам конкретного табличного процессора). Далее необходимо отредактировать данные и нажать клавишу завершения редактирования.
4. Программирование вычислений в таблице. Производится ввод формул в зависимые ячейки. Формула начинается со знака равно "=", плюс "+" или левой круглой скобки "(" и представляет собой совокупность математических операторов, чисел, ссылок и функций. Каждая формула в электронной таблице содержит несколько арифметических действий с ее компонентами, при этом установлена строго определенная последовательность выполнения арифметических операций: сначала выполняется возведение в степень, затем — умножение и деление и только после этого — вычитание и сложение. Если необходимо выбрать между операциями одного уровня (например, между умножением и делением), то следует выполнять их слева направо. Нормальный порядок выполнения операций можно изменить введением скобок, при этом операции в скобках выполняются первыми. При необходимости проводится редактирование формул с использованием тех же приемов, что и при редактировании любых других введенных данных.
Примечание.
По умолчанию электронная таблица вычисляет формулы при их вводе и пересчитывает их повторно при каждом изменении входящих в них исходных данных.
5. Оформление таблицы. На этом этапе осуществляется форматирование электронной таблицы с целью придания ей профессионального вида. Форматирование таблицы состоит в выполнении следующих информационных процедур:
§ Управление структурой таблицы(объединение соседних ячеек по горизонтали, по вертикали, изменение состава столбцов и строк);
§ Выбор параметров символов данных в ячейках (гарнитуры, размеров, начертания и цвета);
§ Управление выравниваниеминаправлением текста в ячейках;
§ Управление шириной столбцовивысотой строк,разлиновкой (границами)ячеек;
§ Управление заливкой строк, столбцов, отдельных ячеек,
§ Управление размерами и расположением внедрённых объектов;
§ Управление параметрами страницы(поля, колонтитулы, ориентация документа и проч.).
6. Редактирование структуры таблицы. Под структурой таблицы понимается состав полей (столбцов) и записей (строк) в таблице, их имена, форматы данных в ячейке, а также состав рабочих листов, входящих в файл электронной таблицы (файл рабочей книги). Пользователь всегда может по своему усмотрению оперативно внести изменения в структуру таблицы — добавить или удалить отдельные столбцы и строки, изменить формат данных в определенных ячейках, состав рабочих листов в книге и вид информации, выносимой на них. Для этого не требуется производить никаких специальных действий, т.к. табличный процессор в любой момент предоставляет возможность вносить оперативные коррекции в табличный файл. Однако, в любом табличном процессоре всегда имеется возможность применить режим «Зашиты данных» (для выделенной области ячеек, листа, нескольких листов, рабочей книги целиком и т.п.), который используется в тех случаях, когда необходимо запретить изменение данных или определенных установок от случайного или преднамеренного их изменения.
7. Сохранение электронной таблицы. Это процедура записи файла электронной таблицы на внешние носители информации. При сохранении табличный процессор позволяет сохранять таблицы как в своем собственном формате, так и в форматах других известных табличных редакторов, а также в специальных форматах для обмена данными с приложениями, не имеющими прямых конверторов данных в формат электронных таблиц и обратно.
8. Вывод на печать. Это процедура обнародования табличного документа путем вывода его на печать, когда к нему получают доступ множество других пользователей. Однако, экранное представление электронной таблицы значительно отличается от того, которое получилось бы при выводе данных на печать. Это связано с тем, что единый многостолбцовый, многострочный рабочий лист приходится разбивать на фрагменты, величина которых определяется размером (форматом) печатного листа. Кроме того, элементы оформления рабочего окна табличного процессора — номера строк и столбцов, условные границы ячеек, обычно не отображаются при печати. Чтобы пользователь мог оценить внешний вид отпечатанной таблицы не после, а до печати, большинство современных табличных процессоров имеют специальный режим работы — «Предварительный просмотр». Этот режим не допускает редактирования документа, но позволяет увидеть его на экране точно в таком виде, в каком он будет напечатан на конкретном принтере. Кроме того, режим предварительного просмотра позволяет, при необходимости, изменить свойства печатной страницы и параметры печати.
Примечание.
По умолчанию область печати совпадает с заполненной частью рабочего листа и представляет собой прямоугольник, примыкающий к верхнему левому углу рабочего листа и захватывающий все заполненные ячейки. Если часть данных не должна выводиться на бумагу, то область печати можно задать вручную. Если область печати задана, то табличный процессор отображает эту область в режиме предварительного просмотра и распечатывает только ее.
Кроме вывода на печать, электронный табличный документ также, как и текстовый файл, может быть опубликован в Web-формате на Web-сайтеили в электронном формате, в котором он был создан — это публикация путем рассылки по электронной почте, на компакт дисках и дискетах.
Существуют определенные рекомендации по подготовке и созданию электронных таблиц, позволяющие исключить «наползание» блоков ячеек друг на друга и «саморазрушение» таблиц. Еще до заполнения электронной таблицы ее надо тщательно спланировать, следуя следующим правилам:
Правило 1. Следует разделять по местоположение в таблице следующих элементов: константы, надписи, варьируемые параметры, промежуточные переменные, конечные результаты, данные для построения диаграмм, а также область, где формируется итоговый отчет.
Правило 2. Сложные формулы необходимо расщеплять и располагать промежуточные переменные так, чтобы было легко копировать формулы для повторяющихся вычислений.
Правило 3. Необходимо резервировать место для будущих расширений и иметь информацию о допустимых размерах блоков ячеек для контроля возможного «наползания» таблиц.
Правило 4. После отладки формул их целесообразно вводить в режим «Защиты» от изменений.
Правило 5. Т.к. некоторые табличные процессоры, например Quattro Pro, Excel, позволяют адресовать ячейки файлов других электронных таблиц, то при проектировании табличных документов следует использовать принцип “от простого к сложному”, “от частного к общему”.