Классификация ис по различным признакам
Информационные системы, являясь объектами реального мира, классифицируются по различным признакам: по архитектуре, степени автоматизации, характеру обработки данных, сфере примененияохвату задач (масштабности Поархитектуре ИС подразделяютсяна настольные (desktop), или локальные, ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) находятся на одномкомпьютере, распределенные (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.
Распределенные ИС, в свою очередь, подразделяютсяна файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер», клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).
В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.
В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.
В свою очередь, клиент-серверные ИС подразделяются на двухзвенные и многозвенные. В двухзвенных (two-tier) ИС всего дватипа звеньев: сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД(back-end), и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (front-end). Клиентские приложения обращаются к СУБДнапрямую.
В многозвенных (multi-tier) ИС добавляются промежуточные звенья – серверы приложений (applicationservers). Пользовательскиеклиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, онивзаимодействуют с промежуточными звеньями. Типичный примерприменения многозвенности– современные веб-приложения, использующие базы данных. В таких приложениях помимо звена СУБДи клиентского звена, выполняющегося в веб-браузере, имеется, какминимум, одно промежуточное звено – веб-сервер с соответствующим серверным программным обеспечением (ПО).
Постепени автоматизации ИС подразделяютсяна:
- автоматизированные – информационные системы, в которыхавтоматизация может быть неполной (т. е. требуется постоянноевмешательство персонала);
- автоматические – информационные системы, в которых автоматизация является полной, т. е. вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.
«Ручные» ИС (без компьютера) существовать не могут, поскольку действующие определения предписывают обязательное наличиев составе ИС аппаратно-программных средств.
Вследствие этого понятия «автоматизированная информационная система», «компьютерная информационная система» и просто «информационная система» являются синонимами.
Похарактеру обработки данных ИС подразделяются:
- на информационно-справочные, или информационно-поисковыеИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации;
- ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данныеподвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам, в первую очередь, относятся автоматизированные системыуправления и системы поддержки принятия решений.
Посфере применения ИС подразделяются на множество типов.
Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждойпредметной области (сфере применения) соответствует свой типИС. Перечислять все типы не имеет смысла, так как количествопредметных областей велико, но можно указать в качестве примераследующие типы ИС:
- экономическая ИС – информационная система, предназначеннаядля выполнения функций управления на предприятии;
- медицинская ИС – информационная система, предназначеннаядля использования в лечебном или лечебно-профилактическомучреждении;
- географическая ИС – информационная система, обеспечивающаясбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).
Поохвату задач (масштабности) ИС подразделяются:
- на персональные ИС, предназначенные для решения некоторогокруга задач одного человека;
- групповые ИС, ориентированные на коллективное использованиеинформации членами рабочей группы;
- корпоративные ИС, охватывающие (в идеале) все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безызбыточности и прозрачности. Такие системы иногданазывают системами комплексной автоматизации предприятия.