Программно-целевой подход, применяемый в экономике знаний
Целевые научно-технические программы разрабатываются для масштабной реализации наиболее значительных научно-технических достижений. Конечными целями являются освоение, промышленное производство и применение объектов новой техники, прогрессивных технологий, новых материалов.
Программы по решению важнейших научно-технических проблем разрабатываются для создания принципиально новых техпроцессов и видов техники и доведения их до практической реализации, а также развития научных исследований и технических разработок по наиболее перспективным направлениям науки и техники для создания научно-технического задела. В настоящее время разрабатываются и реализуются различные по своему характеру целевые программы, которые классифицируются по следующим признакам:
по уровню проблем:
· международные,
· государственные,
· межотраслевые,
· отраслевые,
· региональные,
· локальные;
по характеру проблем:
· комплексные,
· научно-исследовательские,
· научно-технические,
· социально-экономические,
· организационно-экономические,
· производственно-хозяйственные;
по срокам реализации:
· долгосрочные (10-20 лет),
· среднесрочные (5-10 лет),
· краткосрочные (до 5 лет).
Программы каждого типа обладают спецификой целей и условий разработки, учитываемых факторов и методов управления их реализацией.
Целевые комплексные программы имеют четко выраженный целевой характер, что проявляется в ориентации мероприятий и ресурсов на решение конкретной проблемы; характеризуются четко выраженными конечными результатами; отличаются высокой степенью комплексности (полнотой охвата межотраслевых связей).
По содержанию целевые комплексные программы подразделяются на следующие основные типы:
· социально-экономические, направленные на решение проблем развития и совершенствования образа жизни, повышения материального и культурного уровня жизни людей, улучшение условий труда и др.;
· производственно-экономические, направленные на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, на повышение его эффективности и качественных характеристик, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, на создание и развитие новых отраслей и видов производств и других аналогичных проблем;
· научно-технические, направленные на решение важнейших научно-технических проблем и коммерциализацию полученных результатов;
· территориальные (региональные), направленные на обеспечение комплексного хозяйственного освоения новых территорий, формирование и развитие новых территориально-производственных комплексов;
· экологические, направленные на осуществление природоохранных проектов;
· организационно-хозяйственные, направленные на совершенствование организации управления отдельными хозяйственными системами.
По длительности целевые комплексные программы бывают долгосрочными (свыше 5 лет) и среднесрочными (до 5 лет).
Научно-исследовательская программа – документ, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам задания на проведение научных исследований и разработок, а также научно-технических мероприятий по эффективному комплексному использованию природных ресурсов и развитию производительных сил региона в целях:
· научного обоснования территориальных схем развития и размещения производительных сил;
· решения научных проблем формирования и реализации региональных целевых комплексных программ.
В зависимости от конечных целей научно-исследовательские программы подразделяются на государственные и региональные.
Научно-техническая программа -документ, предусматривающий комплекс мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения и относящихся к разным сферам деятельности (научной, проектно-конструкторской, строительной, производственной) в целях обеспечения экономического и социального развития страны, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического прогресса.
В зависимости от конечных целей научно-технические программы подразделяются на:
· целевые научно-технические программы;
· программы по решению важнейших научно-технических проблем.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
Экспертиза проводится организациями, осуществляющими независимую экспертизу, другими организациями, а также экспертами с участием представителей субъектов Российской Федерации, организаций, финансирующих научную и (или) научно-техническую деятельность, при:
· выборе приоритетных направлений государственной научно-технической политики, а также развития науки и техники;
· формировании научных и научно-технических программ и проектов;
· проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике государства.
В экспертизе научной или научно-технической деятельности не может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в ее результатах.
По результатам экспертиз научных и научно-технических программ и проектов органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заблаговременно информировать население о безопасности, в том числе экологической, об экономической и о социальной значимости создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки и техники.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в установленном порядке проводится обязательная государственная экспертиза научно-технических программ и проектов.
Текст лекции № 2