Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 ч)

Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сы­рья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художествен­ным и конструктивным свойствам.

Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцеляр­ский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инст­рументами.

Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, по­лучение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Ли­нии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулемс опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка не­скольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямо­угольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки)

Название подраздела Тема урока, практическая работа
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2 ч) Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия (обоснование). П/р «Игрушка-подвеска» Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное и рациональное расходование материалов П/р «Посуда народных мастеров»
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (1 ч) Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем) П/р «Учимся чертить чертеж»
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (1 ч) Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани) П/р «Закладка»
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (7 ч) Подбор материалов и инструментов. П/р «Учимся чертить прямые углы» Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля). П/р «Учимся чертить круги» П/р «Игрушки из конусов» Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое). П/р «Новогодние подвески» П/р «Елочки» Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы) П/р «Зефир» П/р «Кот и овечка»
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии (4 ч) Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема. П/р «Львенок» Линии чертежа. П/р «Елочная гирлянда» Чтение чертежа (эскиза). П/р «Гармошка» Разметка с опорой на чертёж (эскиз) П/р «Подвеска Елочка»


Конструирование и моделирование (9 ч)

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибани­ем. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение де­талей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.

Транспортные средства, используемые для передвижения по земле, воде, в воздухе. Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструи­рование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

Название подраздела Тема урока, практическая работа
Тема 1. Изделие и его конструкция (1 ч) Изделие с различными конструктивными особенностями П/р «Исследование видов ткани»
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (1 ч) Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное) П/р «Игольница»
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (7 ч) Конструирование и моделирование простейших технических объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.) П/р «Макет автомобиля» П/р «Модель качели» П/р «Макет планера» П/р «Кораблик» П/р «Лодочка» П/р «Книжкина больница» П/р «Детская площадка»

Наши рекомендации