Важнейшие инновационные проекты государственного значения (мегапроекты)

Цель

Поддержка инновационной деятельности, осуществляемой группой предприятий на уровне сетевых или корпоративных структур, институциональную основу которой составляет национальная (государственная) инновационная система.

Создание технологий, обеспечивающих усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем (в рамках активной политики импортозамещения) и внешнем рынках.

Предполагается, что проекты должны решать ключевые проблемы конкурентоспособности, в том числе снижения издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь, энергосбережения), увеличения доли продукции высокой степени переработки, повышения эффективности использования сырьевой базы, обеспечение гибкости производства.

Под важнейшим инновационным проектом государственного значения (мегапроект) понимается комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, который направлен на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение на уровне экономики в целом или крупных секторов экономики; решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь, связанных с повышением качества жизни населения, включающий прикладные научные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки, освоение производства и вывод продукции на рынок, для реализации которого концентрируются ресурсы и обеспечивается государственной поддержкой.

Главной экономической целью мегапроектов является усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем (в рамках активной политики импортозамещения) и внешнем рынках. Проекты должны решать ключевые проблемы конкурентоспособности, в том числе снижения издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь, энергосбережения), увеличения доли продукции высокой степени переработки, повышения эффективности использования сырьевой базы, обеспечение гибкости производства.

Данные мегапроекты являются особым механизмом стимулирования инновационной деятельности, который обеспечивает наиболее значимый с экономической точки зрения этап инновационного цикла – трансформацию результатов научно-технической деятельности в конкурентоспособную наукоемкую продукцию, имеющую высокий потенциал рыночной реализации.

Опыт и масштаб применения

Начиная с 2002 года осуществляется разработка и реализация 14 мегапроектов по 7 приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации:

-информационно - телекоммуникационные технологии и электроника;

-новые материалы и химические технологии;

-новые транспортные технологии;

-производственные технологии;

-технологии живых систем;

-экология и рациональное природопользование;

-энергосберегающие технологии.

Эти Проекты выполняются также в рамках 14 критических технологий Российской Федерации.

Мегапроекты основываются на научных результатах, определяющих мировой уровень исследований в соответствующих областях перспективного направления развития науки и техники, в первую очередь, в рамках критических технологий федерального уровня.

Законодательная база.

В целом законодательное и нормативно-правовое обеспечение достаточно для реализации мегапроектов, однако до конца не урегулированы некоторые вопросы многоканального финансирования. Минпромнауки России разработан Порядок отбора и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения на период 2003 -2006 годы. В нем определены методические подходы и основные требования к отбору проектов и формированию системы критериев этого отбора.

Опыт работы по управлению первой очередью важнейших инновационных проектов государственного значения показал также необходимость создания единой системы нормативных документов, регламентирующих работу с проектами на всех этапах их разработки: от формирования требований к отбору проектов до стадии их коммерческой реализации.

Особенности подхода

Приоритетными направлениями мегапроектов на период 2003-2006 гг. являются:

1. Разработка технологий и освоение серийного производства нового поколения уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения.

2. Разработка и освоение производства приборов и оборудования для нанотехнологий.

3. Разработка биотехнологий и промышленное освоение производства семенного материала высоких репродукций генетически модифицированных сельскохозяйственных растений.

4. Разработка и освоение производства перспективных матричных фотоэлектронных модулей для создания конкурентоспособной отечественной инфракрасной техники.

5. Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив.

6. Разработка и промышленное освоение технологии производства новых видов высококачественного картона с использованием вторичного волокна.

7. Разработка и освоение производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощностью более 200 мегаватт.

8. Создание технологий и освоение промышленного производства конструкционных металлических материалов с двукратным повышением важнейших эксплуатационных свойств.

9. Развитие промышленности синтетических кристаллов-диэлектриков и изделий из них.

Реализация мегапроектов предполагает проведение комплекса мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Проекты должны быть основаны на научных результатах, определяющих мировой уровень исследований в соответствующих областях перспективного направления развития науки и техники, в первую очередь, в рамках критических технологий федерального уровня.

В рамках проектов реализовывается полный инновационный цикл “прикладные научные исследования – опытно-конструкторские и технологические разработки – освоение производства” в период не более 3-4 лет.

Результатом выполнения мегапроектов является промышленный выпуск и коммерческая реализация конкурентоспособной продукции в объемах, не менее чем в пять раз превышающих бюджетные средства, предоставленные исполнителю по государственному контракту.

Объем средств, выделяемых из федерального бюджета по каждому проекту, не превышает 50% от общей стоимости работ по нему.

Финансовая поддержка Проектов со стороны государства осуществляется в первую очередь путем прямого направления средств из федерального бюджета по разделу 06. Вместе с тем эффективность Проекта определяется не только уровнем научных разработок и технологий, но и состоянием промышленности, которая не всегда имеет возможность их воспринять. Причем соотношение затрат между тремя этапами (исследование, разработка, выпуск продукции) – 1:10:100. Поэтому главным условием успешной реализации Проекта является формирование механизмов частно-государственного партнерства.

Объект поддержки

Исполнители проектов и консалтинговые фирмы, отобранные на конкурсной основе в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по данному вопросу. С победителями конкурсов заключены и реализуются государственные контракты.

Крупные научно-производственные комплексы.

Основные позитивные эффекты

Реализация механизма совместного финансирования крупных инновационных проектов со стороны государства и частного сектора, демонстрирует возможность формирования практической школы крупномасштабного инновационного бизнеса. Приобретенный опыт показывает, что на примере таких проектов могут быть консолидированы усилия и интересы бизнеса, видящего перспективы своего развития в инновационной модернизации компаний.

Мегапроекты являются важнейшим механизмом, обеспечивающим реализацию полного инновационного цикла, завершающегося серийным выпуском наукоемкой конкурентоспособной продукции в экономически целесообразных объемах.

Реализация проектов предусматривает их высокую экономическую эффективностью. Через три года ежегодный прирост объема реализации продукции, произведенный с использованием разработанных в рамках проектов технологий, должен пятикратно превосходить вложение бюджетных средств. Средства, выделенные из бюджета, через налоговые поступления (не позже чем через три года после начала реализации проектов) должны вернуться в бюджет.

Необходимые затраты

Реализация мегапроектов потребует следующего объема ресурсов:

Проект I. “Разработка технологий и освоение серийного производства нового поколения уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения”.

Бюджетное финансирование – 400 млн. руб., внебюджетные средства – 410,2 млн. руб.

Проект II. “Разработка и освоение производства приборов и оборудования для нанотехнологий”

Бюджетное финансирование – 400 млн. руб., внебюджетные средства – 410,5 млн. руб.

Проект III. “Разработка биотехнологий и промышленное освоение производства семенного материала высоких репродукций генетически модифицированных сельскохозяйственных растений”

Бюджетное финансирование – 150 млн. руб., внебюджетные средства – 170 млн. руб.

Проект IV. “Разработка и освоение производства перспективных матричных фотоэлектронных модулей для создания конкурентоспособной отечественной инфракрасной техники”

Бюджетное финансирование – 300 млн. руб., внебюджетные средства – 150 млн. руб.,

Проект V. “Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив”

Бюджетное финансирование – 350 млн. руб., внебюджетные средства – 653 млн. руб. Проект VI. “Разработка и промышленное освоение технологии производства новых видов высококачественного картона с использованием вторичного волокна ”

Бюджетное финансирование –150 млн. руб., внебюджетные средства –318,7 млн. руб.

Проект VII. “Разработка и освоение производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощностью более 200 мегаватт

Бюджетное финансирование – 450 млн. руб., внебюджетные средства – 550 млн. руб.

Проект VIII. “Создание технологий и освоение промышленного производства конструкционных металлических материалов с двукратным повышением важнейших эксплуатационных свойств”

Бюджетное финансирование – 200 млн. руб., внебюджетные средства – 200 млн. руб.

Проект IX. “Развитие промышленности синтетических кристаллов-диэлектриков и изделий из них”

Бюджетное финансирование – 460 млн. руб., внебюджетные средства – 501 млн. руб.

Проект X. “Разработка и освоение серийного производства семейства конкурентоспособных дизельных двигателей для автотранспортных средств различного назначения”

Бюджетное финансирование – 500 млн. руб., внебюджетные средства –2041,2 млн. руб.

Проект XI. “Разработка и практическая отработка технических, технологических и организационно-финансовых решений (включая комплексные) для повышения эффективности теплоснабжения регионов России”

Бюджетное финансирование – 250 млн. руб., внебюджетные средства – 1800 млн. руб.

XII. “Повышение эффективности переработки твердых отходов на основе современных отечественных технологий и оборудования с получением вторичного сырья и товарной продукции”

Бюджетное финансирование: – 400 млн. руб., внебюджетные средства – 427,5 млн. руб.

Целевые индикаторы по применению инструмента

Объемы продаж в результате реализации мегапроектов составят:

по проекту I – 3500 млн. руб. к 2007 г., начиная с 2003 г.;

по проекту II – 2300 млн. руб. к 2007 г., начиная с 2005 г.;

по проекту III – не менее 1140 млн. руб. к 2008 г.;

по проекту IY – 3000 млн. руб. к 2008 г., начиная с 2004 г.;

по проекту Y – 3100 млн. руб., начиная с 2005 г.;

по проекту YI – не менее 2000 млн. руб. к 2008 г., начиная с 2005 г.;

по проекту YII – не менее 2500 млн. руб. к 2007 г., начиная с 2004 г.;

по проекту YIII – 1000 млн. руб. к 2007 г., начиная с 2005 г.;

по проекту IX – 2300 млн. руб. к 2006 г.;

по проекту X – 4000 млн. руб., начиная с 2006 г.;

по проекту XI – снижение себестоимости затрат на теплоснабжение на 40%;

по проекту XII – вовлечение во вторичное использование до 50% твердых отходов.

Наши рекомендации