Модернизация экономики на основе технологических инноваций

Подзадачи:

(1) стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров;

(2) создание благоприятных условий для технологической модернизации отраслей экономики на основе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок;

(3) формирование и реализация национальных приоритетов технологического развития, в рамках которых на основе частно-государственного партнерства конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики обеспечивается преимущественно за счет технологий отечественной разработки.

Ключевые проблемы

§ В силу высокой конкуренции большинство компаний испытывают потребность в инновациях, но она находится в разрыве со спросом на инновации из-за высоких рисков, связанных с осуществлением инноваций, множественности административных барьеров, проблем доступа к долгосрочным финансовым ресурсам при неразвитости (недостаточной распространенности) механизмов частно-государственного партнерства. Это приводит к «отсечению» значительной части компаний второго эшелона от инновационной деятельности, при этом спрос на инновации сосредоточен в крупных компаниях сырьевого сектора.

§ Длительный характер необходимых исследовательских работ в сочетании с краткосрочностью и непредсказуемостью государственной политики, определяющей спрос на технологические инновации, приводит к тому, что спрос на инновации со стороны компаний носит преимущественно спотовый характер, при этом с их стороны отсутствует долгосрочный системный (программный) спрос на инновации.

§ Российская инновационная система чаще «предлагает» компаниям не инновационный продукт, а определенные полуфабрикаты. В этой связи компании должны идти на дополнительные риски, связанные с реализацией российских инновационных решений.

§ Влияние предложения на спрос в сфере инноваций остается весьма слабым, что связано с технологической отсталостью большинства компаний. Усиливается «эксплутационный разрыв» между числом созданных изобретений и числом изобретений, фактически внедренных на коммерческой основе в российских компаниях.

§ Использование в российской экономике существующего человеческого капитала и накопленных знаний ограничивается слабостью кооперационных связей между производственным и научным секторами, что проявляется в низком уровне диффузии знаний и инноваций на основе формирования научно-производственных сетей и рынков технологий.

§ Корпоративный сектор характеризуется неразвитостью сетей субподряда, при этом малый инновационный бизнес плохо интегрирован в цепочки формирования стоимости. В сочетании с плохой восприимчивостью средних и крупных компаний к инновациям в силу их недостаточно эффективных систем управления это существенно ограничивает приток в корпоративный сектор российских инновационных решений.

Основные меры

1. Стимулирование спроса на инновации в корпоративном секторе, технологического перевооружения компаний, организации выпуска и экспорта новой высокотехнологичной продукции, создания новых высокотехнологичных фирм в следующих формах:

(1) субсидирование процентных ставок по долгосрочным кредитам, привлекаемым для выпуска новой высокотехнологичной продукции;

(2) введение «сверхускоренной амортизации» - инвестиционной премии для компаний в виде единовременного списания на расходы 50% затрат на передовые технологические комплексы;

(3) установление нулевой таможенной пошлины при экспорте произведенной в Российской Федерации высокотехнологичной продукции;

(4) долевое участие государства в финансировании сертификации инновационной продукции на соответствие международным стандартам безопасности и качества;

(5) государственное софинансирование выставочной деятельности высокотехнологичных российских компаний;

(6) «настройка» мер государственной поддержки наукоемкого экспорта в соответствии с потребностями компаний «второго эшелона», среднего бизнеса, в частности государственное софинансирование маркетинговых затрат средних компаний при их выходе на зарубежные рынки;

(7) поддержка импорта перспективных технологических комплексов посредством предоставления инвестиционных кредитов и гарантий государственными институтами развития.

2. Налоговое стимулирование научно-технической деятельности и спроса на ее результаты в следующих формах:

(1) отнесение к учитываемым затратам при определении налога на прибыль 100% затрат на НИОКР вне зависимости от их завершенности и достигнутых результатов, при этом при условии патентования результатов – до 130-150% затрат на проведение НИОКР;

(2) введение льготы по налогу на прибыль в объеме 30-40% от годового прироста затрат компании на НИОКР;

(3) освобождение от обложения НДС патентно-лицензионных операций (кроме посреднических);

(4) освобождение от обложения НДС операций (кроме посреднических), связанных с реализацией российской научной продукции и научных услуг;

(5) установление нулевой таможенной пошлины и освобождение от обложения НДС (10%) для импорта оборудования и приборов, используемых для научно-исследовательских целей.

3. Содействие развитию международной технологической интеграции российских компаний путем:

(1) развития системы технических регламентов и гармонизация их с международными;

(2) совершенствования таможенного законодательства в направлении стимулирования использования различных режимов ввоза передовых технологий и обеспечения эффективной реализации совместных технологических проектов;

(3) совершенствования (детализации) таможенной классификации в интересах обеспечения прозрачности технологического экспорта и импорта;

(4) либерализации капитала в рамках отдельных отраслей в интересах создания условий для прихода иностранных технологических инвесторов;

(5) внесения изменений в нормативную правовую базу военно-технического сотрудничества, стимулирующих международную технологическую интеграцию российского ОПК (действующее законодательство и нормативная база, ориентированные на стимулирование прямого экспорта товаров и услуг, затрудняют реализацию совместных разработок и участие российских компаний в современных технологических и производственных проектах, при этом ограничен доступ к таким проектам российских компаний, находящихся в частной собственности).

4. Развитие общих условий для частно-государственного партнерства в реализации национальных приоритетов технологического развития путем:

(1) создания механизмов экспертного влияния корпоративного сектора на формирование государственного научного заказа;

(2) разработки на постоянной основе долгосрочного прогноза мирового научно-технического развития с привлечением представителей научного и бизнес-сообщества;

(3) подготовки регулярных публичных государственных прогнозов изменения тарифов на услуги (продукцию) субъектов естественных монополий;

(4) определения долгосрочной государственной политики по развитию стандартов (прежде всего, экологических), а также по изменению платы за природные ресурсы;

(5) развития инструментов «мягкого» взаимодействия государства с бизнесом в инновационной сфере (на уровне отраслевых и региональных ассоциаций);

(6) содействия в обмене лучшим опытом в организации управления инновациями в компаниях.

5. Программная реализация национальных приоритетов технологического развития, включающая следующие функциональные элементы:

(1) регулярное уточнение национальных приоритетов технологического развития;

(2) формирование ФЦП «Научно-технологическая база России» и ее реализация, начиная с 2007 г., на основе отбираемых на конкурсной основе предметно-ориентированных мегапроектов в рамках национальных приоритетов технологического развития;

(3) подготовка регулярных официальных докладов о достигнутых результатах в разработке передовых технологий;

(4) регулярная оценка органами исполнительной власти потребностей и перспектив использования созданных передовых технологий в рамках отраслей и секторов для организации выпуска новой высокотехнологичной продукции, формирование на этой основе соответствующих федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля;

(5) дополнение системы целевых показателей, характеризующих результативность деятельности отраслевых министерств и ведомств, показателями, которые характеризуют инновационные аспекты развития соответствующих отраслей;

(6) формирование федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля в соответствии с перспективным инновационным спросом и достигнутыми результатами в развитии российской научно-технологической базы;

(7) регулярный конкурсный отбор заявок создания технико-внедренческих зон;

(8) финансирование расходов по формированию и развитию приборной базы 5-7 технико-внедренческих зон (в период до 2012 года) в рамках ФЦП «Научно-технологическая база России»;

(9) регулярное проведение конкурсов среди инвесторов на создание высокотехнологичных компаний в формируемых технико-внедренческих зонах.

6. Государственная поддержка проектов совместных исследований компаний с институтами и университетами в рамках национальных приоритетов технологического развития путем:

(1) предоставления грантов государственных фондов по поддержке научно-технической деятельности компаниям для проведения прошедших конкурсный отбор программ партнерских исследований;

(2) государственного софинансирования институтов и университетов в проведении прошедших конкурсный отбор программ партнерских исследований в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.

7. Обеспечение инновационной направленности системы закупок для государственных нужд путем:

(1) оценки органами исполнительной власти долгосрочных потребностей в передовых технологиях и высокотехнологичных продуктах для решения возложенных на них задач;

(2) проведения тендеров по партнерским (с участием компаний и исследовательских организаций) исследовательским проектам в рамках закупок для государственных нужд;

(3) определение требований к крупным компаниям при выполнении работ в рамках заказа для государственных нужд по заключению субконтрактов с небольшими фирмами (в настоящее время существуют квоты по участию малых предприятий в выполнении заказов для государственных нужд только на первичном уровне – уровне госконтрактов);

(4) совершенствование правовой нормативной базы использования лизинга в интересах обеспечения закупок для государственных нужд (проблема связана с целесообразностью привлечения негосударственных инвестиций для создания технологически сложной продукции для государственных нужд в условиях ограниченных сроков действия государственных обязательств и недостаточной эффективности лизинговых операций в технологически сложных проектах).

8. Расширение и «программирование» спроса на инновации в крупных компаниях, находящихся под государственным контролем, путем:

(1) определения концепций инновационного развития таких компаний;

(2) разработки программ долгосрочных партнерских исследований, проводимых совместно с научными организациями;

(3) разработки планов внедрения в таких компаниях передовых российских разработок и мониторинга их выполнения.

Программная часть

Программная часть включает:

реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг., прежде всего, относящихся к блоку «Коммерциализация технологий»;

разработку и реализацию с 2007 г. ФЦП «Научно-технологическая база России» на 2007-2012 годы, обеспечивающую ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с национальными приоритетами технологического развития и «достройку» необходимых элементов инновационной инфраструктуры;

модернизацию отдельных существующих ФЦП технологического профиля;

реализацию целевых федеральных и ведомственных программ технологического переоснащения наукоемких направлений в экономике страны, находящихся полностью или частично в сфере государственной ответственности: атомной, космической, авиационной промышленности, отдельных секторов ОПК и др.;

разработку и реализацию с 2007-2008 гг. 4-6 достаточно крупных «прорывных» ФЦП технологического профиля;

реализацию отраслевых «мегапроектов» в рамках целевых ведомственных программ.

Федеральные целевые программы технологического профиля должны отвечать следующим принципиальным требованиям:

(1) Предметом программы является развитие такого сектора российской экономики, где основным фактором обеспечения конкурентоспособности на глобальном рынке становятся российские технологии и подготовленные высококвалифицированные кадры;

(2) Программа ориентирована на занятие российскими компаниями значительной доли внутреннего рынка продуктов или услуг и (или) позиционирование в разумном масштабе на внешнем рынке;

(3) Программа направлена на капитализацию на территории России существенного объема результатов разработки новых российских технологий, ключевых для развития того или иного сектора российской экономики, при этом программа «открыта» для использования передовых зарубежных технологий, отечественных аналогов которым нет;

(4) Программа реализуется на основе активного использования инструментов частно-государственного партнерства, при этом основные инвестиции в развитие производства или сети высокотехнологических услуг должны осуществляться частным бизнесом;

(5) Управление программой обеспечивает ее гибкость и адаптивность, своевременное использование новейших научных достижений и технологических решений;

(6) Результаты программы характеризуются устойчивостью и потенциалом саморазвития – достигнутые позитивные сдвиги и тенденции в ходе реализации программы должны развиваться и после ее прекращения.

В ходе реализации Стратегии должны осуществляться периодическая оценка и коррекция отраслевых целевых программ технологического профиля.

Основой для корректировки (уточнения) состава и содержания мероприятий действующих ФЦП технологического профиля и формирования новых целевых технологических программ должны стать две широкопрофильные технологические ФЦП:

(1) Программа развития научно-технологической базы.

С учетом опыта, который будут получен в 2005–2006 гг., с 2007 г. планируется разработка новой программы, развивающей результаты ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы.

Эта программа будет формировать технологическую базу для отраслевых ФЦП технологического профиля и для российских коммерческих технологических компаний в целом и обеспечивать развитие соответствующей инновационной инфраструктуры.

(2) Программа развития технологий военного и двойного назначения.

В рамках этой программы должно обеспечиваться максимально эффективное использования гражданских разработок, финансируемых федеральным бюджетом в рамках других программ и проектов, а также стимулироваться трансфер технологий из военного сектора в гражданский. Данная программа должна формироваться с учетом объективной оценки результатов реализации ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)».

Данная программа должна осуществляться, в рамках расходов на оборону, совместно Минобороны России, Минпромэнерго России, Росатомом и Роскосмосом при участии Минобрнауки России. Роль Минобрнауки России в этой программе состоит в координации работ по трансферу технологий как из военного сектора в гражданский, так и наоборот, а также в обеспечении эффективного регулирования прав на результаты интеллектуальной собственности.

В 2006–2008 годах планируется как модернизация некоторых действующих отраслевых ФЦП, так и создание ряда новых целевых программ технологического профиля.

Модернизация и развитие отдельных существующих отраслевых технологических ФЦП предполагает, в частности, следующее:

(1) В целевых программах в сфере ИКТ предполагается усилить аспекты, связанные с расширением механизмов государственной поддержки развития российской отрасли ИТ, с активизацией мер по развитию национальной инфокоммуникационной инфраструктуры.

Данные задачи могут решаться совместными усилиями Мининформсвязи России, Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минобороны России, Минобрнауки России как путем модернизации с 2006 года существующей ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», так и на основе формирования одной-двух новых федеральных или ведомственных целевых программ.

(2) В 2006-2007 годах может быть запущена по сути новая программа развития российской авиатехники, предусматривающая использование существующих заделов в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» при ее существенной переработке.

Данная программа должна формироваться совместно Минпромэнерго России, Минобороны России, Минобрнауки России.

(3) В 2006-2007 годах может быть начата реализация программы в сфере освоения и использования космического пространства, развивающая результаты Федеральной космической программы России на 2001-2005 годы и основывающаяся на ФПЦ «Глобальная навигационная система». Перспективная программа основывается на развивающихся конструкторских школах по созданию комплексов ракетно-космической техники, достижениях в области новых материалов, специализированных информационных технологий, аэродинамики, оптоэлектроники, подготовки инженерных кадров.

Данная программа должна формироваться совместно Роскосмосом, Минобороны России, Мининформсвязи России, Минобрнауки России.

В качестве предпосылок к формированию новых целевых программ технологического профиля рассматриваются:

(1) наличие потенциала для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке;

(2) наличие тенденций к развитию необходимого технологического и кадрового потенциала, соответствующих исследовательских программ;

(3) масштабы и динамика развития частно-государственного партнерства, наличие эффективных частных компаний соответствующего профиля для сотрудничества в реализации программы.

На этой основе можно выделить следующие потенциальные направления формирования новых отраслевых ФЦП технологического профиля в 2007-2008 гг.:

1. Создание в России кластера специализированных, прежде всего диагностических высокотехнологических медицинских услуг и производства соответствующих препаратов и оборудования.

Основа для развития технологического потенциала: реализация направления «Технологии живых систем» ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники».

Потенциальные разработчики программы:Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и Минпромэнерго России.

Ориентировочный срок начала реализации программы: 2007 г.

2. Формирование в России кластера разработки и производства оптоэлектронных устройств, ориентированных на рынки светодиодных устройств и рынки осветительных приборов.

Основа для развития технологического потенциала: реализация направления «Нанотехнологии и материалы» ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники».

Потенциальные разработчики программы: Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Росатом.

Ориентировочный срок начала реализации программы: 2007 г.

3. Развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения на основе современных технологий использования органических энергоносителей, солнечной энергии, технологии использования возобновляемого биотоплива. Крупнейшим элементом этой программы должна стать подпрограмма ускоренного развития атомной энергетики.

Основа для развития технологического потенциала: реализация направления «Альтернативные источники энергии и энергосбережение» ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники».

Потенциальные разработчики программы: Минпромэнерго России, Минрегион России, Минобрнауки России, Росатом.

Ориентировочный срок начала реализации программы: 2008 г.

4. Формирование в России кластера разработки и производства высокотехнологичных материалов с заданными свойствами, в том числе для применения в строительстве, в добывающих отраслях, а также экологических, в том числе биоразлагаемых материалов.

Основа для развития технологического потенциала: реализация направления «Нанотехнологии м материалы» ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники».

Потенциальные разработчики программы: Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Минтранс России, МПР России, Росатом.

Ориентировочный срок начала реализации программы: 2008 г.

Приведенный выше перечень перспективных ФЦП технологического профиля не означает, что предусматриваемые в них направления исчерпывают список поддерживаемых государством технологических разработок.

В рамках ведомственных целевых технологических программ отраслевые ведомства должны получить возможность и методическую базу концентрации ресурсов для решения отраслевых приоритетных технологических проблем. Подготовительным этапом для формирования таких программ являются мероприятия по осуществлению отраслевых «мегапроектов» в 2003-2005 годах.

При реализации целевых программ технологического профиля должно быть предусмотрено разделение функций различных федеральных ведомств при эффективной координации их деятельности:

отраслевые ведомства – отвечают за привлечение к реализации программы коммерческих компаний, за содействие притоку частных инвестиций, за стимулирование развития рынков соответствующей продукции и услуг, за продвижение российских компаний на глобальный рынок;

Минэкономразвития России – отвечает за развитие специальных экономических институтов, обеспечивающих реализацию технологических программ, за совершенствование правовой базы;

Минобрнауки России – отвечает за координацию исследований и разработок, реализуемых как внутри технологических программ, так и в смежных программах, а также в государственных академиях и ВУЗах, за обеспечение защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, за содействие капитализации результатов научных исследований на территории России, за целевую подготовку кадров соответствующего профиля.

Целевые индикаторы

 
1. Удельный вес инновационной промышленной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке (%)      
инерционная динамика 5,0 6,0 7,5
с учетом реализации стратегии 5,0 8,0 15,0
2. Удельный вес инновационной промышленной продукции в экспорте промышленной продукции (%)      
инерционная динамика 6,0 7,5 10,0
с учетом реализации стратегии 6,0 9,0 20,0
3. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций (%)      
инерционная динамика 11,0 12,2 14,0
с учетом реализации стратегии 11,0 13,6 20,0
4. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций (%)      
инерционная динамика 28,0 33,0 40,0
с учетом реализации стратегии 28,0 35,0 60,0

Наши рекомендации