Выбор направления решения системной проблемы

Разрешение сформулированного выше системного противоречия, связанного с позиционированием российского сектора исследований и разработок, может осуществляться как в рамках модернизированного инерционного сценария, так и в рамках активного сценария, предусматривающего существенное изменение государственной политики в сфере науки и инноваций, перехода от практики консервации и сохранения интеллектуального потенциала к его активному использованию для развития российской экономики и общества.

Инерционный сценарий

Сценарий основывается на предположении о возможности увеличения притока ресурсов в сектор исследований и разработок и экстенсивном развитии существующих позитивных тенденций.

В рамках данного сценария сохраняются две практически независимые тенденции:

- ориентация сектора исследований и разработок на создание технологической основы для модернизации широкого круга отраслей российской экономики;

- де-факто ориентация отраслей на модернизацию преимущественно на базе импортных технологий.

В рамках инерционного сценария возможно дальнейшее развитие этих тенденций. Основные элементы возможного плана действий по их усилению представлены ниже.

1. Развитие работ по созданию технологий, ориентированных на технологическую модернизацию широкого круга отраслей реального сектора российской экономики:

концентрация ресурсов на разработке технологий для секторов промышленности, имеющих рыночные перспективы, при наличии научных и технологических заделов;

государственная поддержка экономических субъектов в этих секторах на период разработки отечественных технологий;

реорганизация сектора исследований и разработок для расширения его возможностей по реализации широкомасштабных технологических программ.

2. Стимулирование технологической модернизации российской экономики преимущественно на основе стимулирования внедрения зарубежных технологий:

создание благоприятных условий для размещения зарубежных технологий на территории России, включая развитую инфраструктуру и правовое обеспечение;

обеспечение модернизации системы образования с ориентацией на внедрение зарубежных технологий;

использование сферы исследований и разработок, прежде всего, для улучшения качества системы образования в интересах развития импортируемых технологий.

Существует ряд ограничений и благоприятных факторов в реализации данного сценария.

1. Возможности широкомасштабной модернизации отраслей экономики на базе отечественных разработок.

К ограничениям относятся:

неопределенности в прогнозе развития высокотехнологических секторов промышленности на перспективу 5 – 10 лет при технологическом отставании отечественных разработок по большинству перспективных направлений приблизительно на такие же сроки;

пределы темпов роста сектора исследований и разработок, связанные с периодом послевузовской подготовки специалистов для осуществления передовых разработок;

ресурсные ограничения.

К благоприятным факторам относятся:

наличие «незагруженного» потенциала сектора исследований и разработок;

растущий профицит федерального бюджета при осуществлении благоприятного прогноза цен на энергоносители на 1-2 года.

Оценка финансовых ресурсов, необходимых для широкомасштабной технологической модернизации на базе отечественных технологий, может быть сделана исходя из данных по затратам на НИОКР международных компаний. Эти оценки показывают, что для большинства секторов, в которых уже фиксируется существенное технологическое отставание, программы достижения мирового технологического уровня за счет собственных разработок требуют ресурсов на НИОКР в течение ближайших 5 лет, сопоставимых с оборотом соответствующих российских отраслей промышленности. Инвестиции только в разработку технологий должны составлять не менее 5 % ВВП в течение 5 лет, т.е. должны быть увеличены в 3,5 раза, по крайней мере.

Основные риски реализации рассматриваемого способа инновационного и технологического развития обусловлены:

невостребованностью разработок к сроку их окончания в связи с изменением конъюнктуры рынка и, прежде всего, с технологическим отрывом зарубежных конкурентов. Данный фактор риска особенно велик в связи со слабой встроенностью российских компаний в глобальный высокотехнологический рынок, отсутствием опыта коммерческих работ в российском секторе исследований и разработок;

снижением уровня финансирования, в том числе бюджетного, в ходе разработок, вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры;

недоведением разработок до желаемого результата, вследствие недостаточной квалификации и опыта в прикладной сфере;

деградацией среды «генерации знаний».

Частичная компенсация рисков и ошибок в анализе конъюнктуры за счет предоставления преференций на внутреннем рынке, включая использование защитных мер, вряд ли будут эффективными ввиду недостаточной развитости внутреннего рынка.

Характер описанных рисков делает маловероятным привлечение к реализации указанного направления внебюджетных ресурсов. Реализация данного способа может привести к существенному снижению предпринимательской активности в секторах, реализующих внедрение разрабатываемых отечественных технологий. При этом влияние на макроэкономические показатели развития страны реализации данного способа решения проблемы можно ожидать лишь в долгосрочной перспективе в силу сложившегося сегодня серьезного отставания уровня развития сектора исследований и разработок как раз на наиболее экономически перспективных направлениях развития промышленности. До 2010 г. реализация стратегии опережающего технологического развития на основе отечественных разработок не может дать существенного вклада в рост ВВП.

В целом, успешная реализация рассмотренного способа инновационного и технологического развития на основе ускорения разработок отечественных технологий для массового переоснащения российской экономики представляется крайне маловероятной.

2. Возможности технологической модернизации промышленности преимущественно на основе импортных технологий.

К ограничениям относятся:

недостаточная инвестиционная привлекательность отечественной экономики для размещения высокотехнологического предпринимательства;

недопустимость существенного ослабления сектора исследований и разработок с позиций обеспечения требуемого потенциала развития базовых военных технологий;

социальные и политические проблемы, связанные с сокращением сектора исследований и разработок.

К благоприятным факторам относятся:

растущий профицит федерального бюджета при благоприятном прогнозе цен на энергоносители на 1-2 года, позволяющий осуществлять стимулирование импорта технологий;

рост предпринимательского интереса внутри страны к развитию высокотехнологических секторов промышленности;

общая конъюнктура глобального рынка, тенденции поведения транснациональных корпораций, связанные с децентрализаций не только производственных, но и технологических комплексов;

высокий образовательный потенциал российской экономики;

нереализованный потенциал развития внутреннего рынка и рынков традиционного присутствия российских компаний высокотехнологичных секторов;

исторический опыт успешного использования (адаптации) зарубежных технологий для развития отечественной промышленности.

Основной стимулирующий эффект должно обеспечить совершенствование в выбранном направлении законодательной базы и институциональной среды.

Роль государства в обеспечении финансирования технологической модернизации на основе импортных технологий состоит, в основном, в стимулировании долгосрочных инвестиционных кредитов с помощью государственных институтов развития и в содействии развитию рынка инвестиционных кредитов. Основные риски реализации рассматриваемого способа инновационного и технологического развития обусловлены:

созданием на территории России хорошо оснащенных промышленных производств с низкой добавленной стоимостью, вместо саморазвивающихся высокотехнологических комплексов, что приведет к вступлению страны в конкуренцию за привлечение дешевой рабочей силы;

утратой конкурентных преимуществ, связанных с креативным потенциалом сферы исследований и разработок и развитием «человеческого капитала» в целом; ослаблением эффективности системы разработки базовых военных технологий.

В целом, осуществление технологической модернизации преимущественно на основе зарубежных технологий не решает поставленной проблемы. К 2010 г. возможно существенное увеличение доли валового внутреннего продукта, производимого в высокотехнологичных секторах на базе технологического переоснащения. В то же время, не обеспечивается рост или сохранение сферы генерации знаний, что может привести к исчерпанию потенциала конкурентных преимуществ, связанных с качеством «человеческого капитала» и развитым уровнем исследований и разработок.

Анализ инерционного сценария решения стратегической проблемы приводит к выводу о необходимости формирования более сложного, комплексного механизма обеспечения инновационного и технологического развития отечественной экономики.

Активный сценарий

В рамках активного сценария предлагается следующее направление решения проблемы: опережающее развитие среды «генерации знаний», обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на ограниченном числе приоритетных направлений, создание эффективной инновационной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики с использованием механизма реализации национальных приоритетов технологического развития в ограниченном числе секторов.

Основные элементы реализации активного сценария:

1. Концентрация ресурсов федерального бюджета, предназначенных для финансирования НИОКР, на следующих направлениях:

на фундаментальной науке при ее существенном реформировании - базе среды «генерации знаний», высокий уровень развития которой признается основным конкурентным преимуществом России в развития прикладных исследований и ОКР;

на ограниченном числе приоритетных направлений прикладных исследований, для обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке и повышения капитализации сектора исследований и разработок;

на создании инновационной инфраструктуры, обеспечивающей как доведение новых наукоемких технологий до предприятий и организаций реального сектора экономики, так и обратную связь – информацию о спросе производителя и инвестора к интересным для рынка и потенциально коммерциализуемым научным исследованиям и разработкам»;

На развитии ограниченного числа «технологических коридоров», в рамках которых конкурентоспособность отдельных выбранных секторов российской экономики достигается преимущественно за счет технологий отечественной разработки.

2. Расширение частно-государственного (или государственно-частного) партнерства в сфере развития сектора исследований и разработок и технологической модернизации отраслей экономики на следующих принципах:

финансирование прикладных исследований и создание инновационной инфраструктуры осуществляется бюджетом на долевой основе с коммерческим сектором экономики;

технологическая модернизация широкого круга отраслей экономики в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок стимулируется государством и происходит, в основном, с использованием внебюджетных средств на базе передовых технологий, в том числе в рамках интеграции с мировыми технологическими комплексами;

Реализация национальных приоритетов технологического развития происходит при привлечении существенных объемов внебюджетных средств, при этом в интересах обеспечения таких приоритетов реализуются отраслевые федеральные целевые программы технологического профиля.

Такой подход к реализации активного сценария обусловлен следующими обстоятельствами.

Для сохранения Россией своих позиций в производстве знаний логичной является модификация российских научных программ в интересах интеграции сектора исследований и разработок в глобальную экономику.

Для корпоративного сектора в ближайшие годы принципиальной с позиций обеспечения конкурентоспособности является задача скорейшей модернизации производственной базы. В этой связи очевидна необходимость мер по стимулированию инвестиций компаний в новое оборудование и технологии.

В то же время меры по повышению эффективности сектора исследований и разработок, по его интеграции в глобальную экономику преимущественно проявятся в повышении роли России как поставщика знаний (но не технологий), при этом позитивные эффекты от генерируемых фундаментальной наукой знаний в основном придутся на зарубежные экономики; стимулирование спроса корпоративного сектора на инновации в основном проявится в расширении импорта российскими компаниями зарубежных технологий, что повысит риск «обедняющего» развития.

В целом, при таком варианте развития капитализация сектора исследований и разработок будет происходить преимущественно вне пределов России, а ресурсы корпоративного сектора в значительной степени будут выведенными из цепи воспроизводства сектора исследований и разработок.

В то же время попытка обеспечить немедленную системную целостность российской экономики по линии «фундаментальная наука – прикладная наука – корпоративный сектор» чревата следующими рисками.

Во-первых, при таком подходе весьма вероятно стремление ограничить тематическую направленность фундаментальных исследований той проблематикой, которая уже в настоящее время актуальна для технологически отсталого корпоративного сектора. Это негативно скажется на обеспечении глобальной конкурентоспособности российской фундаментальной науки, на формировании научного потенциала для долгосрочного экономического роста.

Во-вторых, корпоративный сектор нуждается сейчас в скорейшей модернизации оборудования, при этом стимулирование технологических инноваций в условиях изношенной производственной базы будет малоэффективным. Помимо этого, принципиальную ограничивающую роль играют невысокое качество корпоративного управления, слабость мотиваций у собственников к долгосрочному развитию бизнеса. Стремление «переключить» инвестиционный спрос корпоративного сектора на отечественное предложение может создать почву для усиления протекционизма, возведения дополнительных барьеров в отношении импорта оборудования и технологий. Это, в свою очередь, неизбежно затормозит темпы промышленной модернизации, станет прямой угрозой конкурентоспособности корпоративного сектора. Однако, Россия не может в длительной перспективе оставаться мировой научной державой в условиях ухудшения промышленной базы.

В рамках активного сценария реализации данной Стратегии в качестве основных задач Стратегии выделены следующие:

Наши рекомендации