В рамках методической недели
Подготовила:
Окунева Елена Геннадьевна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Согласовано: старший воспитатель
____________ Н.Н. Паксеваткина
Дата проведения:
«_____»_________________2017 г.
2016 – 2017 учебный год
Цель:
· распространение педагогического опыта по применении здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста через музыкальную деятельность.
Задачи:
· раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
· познакомить с методикой их проведения;
· представить систему музыкально- оздоровительной работы и используемых технологий;
· познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности.
Музыкальный ряд
1. Валеологическая распевка «Доброе утро»
2. Разминка «Неболей-ка»
3. Двигательные упражнения «Прогулка в лес»
4. Дыхательное упражнение
5. Импровизационный танец с подснежниками
6. Пальчиковая гимнастика «Капелька»
7. Чистоговорка «С – С»
8. Массаж спины под песню «Дождик» Е. Попляновой
9. Русская народная закличка «Дождик, лей!»
10. Ходьба «Топотушками»
11. Релаксация
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю мастер - класс на тему:«Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность».
Нашу встречу я предлагаю начать с упражнения, которое называется«Воздушный шар». Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. Но шар всё равно снижается и надо ещё сбросить некоторый балласт и вычеркнуть ещё 3 слова из списка. Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои оставшиеся жизненные ценности, а ведущий записывает их на доске, и если слова повторяются, то он ставит плюсы напротив каждого. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.) Конечно же, здоровье для человека – это основа его жизни.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.Хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. То есть можно сделать вывод, что образование и здоровье неразделимы.Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Мы уже все знаем, что в настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – это самая главная задача не только родителей, но и нас педагогов. Для эффективного решения данной проблемы нами используются здоровьесберегающие технологии. Давайте вспомним, что же это такое.
Здоровьесберегающие технологии- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Таким образом, становится ясно, что педагоги ДОУ, в том числе и музыкальные руководители, должны в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовить его к школе и активно внедрять в свой педагогический процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Что для меня здоровьсберегающие технологии? Так как музыка, по словам В. М. Бехтерева, целитель здоровья, то я, как музыкальный руководитель, использую ее великую силу для оздоровления подрастающего поколения. Музыка воздействует не только на эмоциональное состояние, но и на общее физическое состояние человека, положительно влияет на работоспособность или отдых человека.
Основная форма музыкального развития в ДОУ – организованная образовательная деятельность по музыке, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку, координацию, уверенность движений. Так появилась музыкально – оздоровительная система, соединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
На музыкальных занятиях привычные виды деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность можно разнообразить с пользой для здоровья. Например: слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой. Перед пением – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.
Речевые игры сопровождаются музыкально - ритмическими движениями, игрой на музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией. Предлагаю вам ознакомиться с некоторыми особенностями музыкально – оздоровительной работы, которая предполагает на занятиях следующие здоровьесберегающие технологии.
Песенки – распевки, состоящие из звуков мажорной гаммы, которые должны поднять настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира.
Дыхательная гимнастика – дыхательные упражнения, способствуют полноценному дренажу бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, ну и конечно развиваются певческие способности. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка – дошкольника.
Артикуляционная гимнастика – повышается уровень развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.
Игровой массаж – с успехом в своей работе можно и необходимо использовать элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.
Эти игры развивают речь, повышают координационные способности рук (а это положительно влияет на подготовку к письму, рисованию)
Речевые игры – в этих играх текст поется или активно декламируется хором. Это положительно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности детей.
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально – оздоровительной работы. Слушание подобранной музыки повышает иммунитет, снимает напряжение, раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание. Утром встречают детей, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Сегодня я хочу показать вам примеры здоровьесберегающих технологий, которые вы можете использовать в своей практике. Первое это приветствие настрой на положительные эмоции, создание положительной психологической атмосферы на протяжении всего занятия, снижение эмоционального напряжения, которые сохраняют здоровье.
А давайте попробуем. Справа сидящему скажем «Как я рада вас видеть!», а слева сидящему скажем «Мне приятно, что вы сидите со мной!»
Какое у вас ощущение после такого приветствия? По-моему настроение у всех сидящих заметно улучшилось. Такое приветствие вы можете использовать на своих занятиях. Практическую часть своего мастер – класса предлагаю начать музыкального приветствия - валеологической песенки с элементами самомассажа, которая даёт заряд бодрости на всё занятие детям, я думаю и вам это тоже будет полезно.