Механизм разработки и реализации политики в области исследования и использования космического пространства
Функциональные элементы | Задачи |
Общая концепция космической деятельности | Обоснование целесообразности космической программы |
Долгосрочная стратегия космической деятельности | Перечень задач, которые способна решать космонавтика в интересах общества |
Программа космической деятельности | Принятые к реализации проекты исследования и практического использования космоса |
Инструменты надзора, контроля и стимулирования космической деятельности | Финансово-бюджетные, законодательные (правовые), программно-директивные, кадровые, информационные |
Экспертно-аналитическое обеспечение высших эшелонов власти по проблемам космонавтики | Обеспечение эффективного участия высших лиц государства в разработке и реализации национальной космической политики |
«Профильное» космическое ведомство | Федеральное министерство, отвечающее за разработки, испытания и производство космической техники |
«Клиенты» космической программы | Военные и гражданские ведомства, коммерческие организации, занимающиеся эксплуатацией космических систем или пользующиеся их услугами |
Перечисленные в Таблице 3 элементы государственного механизма, обеспечивающего разработку и реализацию политики в области исследования и использования космического пространства, действовали и продолжают функционировать в государствах, участвующих в космической деятельности. Многие из них действуют и в международных правительственных и коммерческих организациях и консорциумах, объединяющих усилия нескольких государств (а в случае с корпорацией «Интелсат» - более 100) с целью решения конкретных проблем разработок и практического использования космической техники.
· В 1990-х годах научно-технический прогресс в целом и космонавтика, в частности, вышли на более высокие уровни совершенства и наукоемкости, и соответственно стали более сложными научные, технические и управленческие задачи, решаемые в ходе реализации космических проектов, повысились требования к надежности космических аппаратов, расширился диапазон внешних взаимосвязей космических программ с политикой, военным делом, экономикой, другими сферами деятельности отдельных государств и человечества в целом. В этих условиях дальнейший прогресс космонавтики обеспечивает не только более четкая координация и мобилизация ресурсов соответствующих направлений науки и отраслей экономики, участвующих в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, но также и организация деятельности многочисленных государственных, частных и общественных организаций, пользующихся услугами, которые предоставляются с помощью космической техники.
· Сравнительный анализ организационной структуры и особенностей реализации национальных космических программ различных государств позволяет назвать несколько важнейших элементов организационной структуры космического комплекса, которые широко используются на практике.
· 1. Аппарат высшего, преимущественно политического, руководства космической программой - совет по космосу во главе с президентом (вице-президентом) или совет по науке и технике, имеющий более широкие полномочия. В таком совете обычно представлены руководители ключевых министерств и ведомств, участвующие в определении важнейших параметров развития национальной космической программы. Этот небольшой по составу орган при главе исполнительной власти прежде всего анализирует политические, военные, социально-экономические, международные и даже философско-мировоззренческие условия и тенденции, которые играют роль внешних факторов по отношению к национальной космической политике и определяют роль и место, космической программы в арсенале средств и методов реализации внутренней и внешней политики государства. В частности, в США использовались два вида высшего политического надзора за национальной космической программой. С 1958-го по 1973 года существовал Национальный совет по космосу. С 1973 года эти функции выполняло Управление научно-технической политики, руководитель которого был одновременно помощником президента по науке и технике. Оба этих органа при определении приоритетов развития национальной космической программы активно взаимодействовали с советом национальной безопасности. В 1989 году по распоряжению президента Дж. Буша был воссоздан Национальный совет по космосу. В его состав входили вице-президент (председатель), государственный секретарь; министры обороны, торговли, транспорта и финансов; руководитель аппарата президента, помощник президента по национальной безопасности, помощник президента по науке и технике, директор НАСА. Их работу координировал исполнительный секретарь совета с небольшим штатом сотрудников. С приходом к власти демократической администрации У. Клинтона политический надзор за космической программой был вновь передан Управлению научно-технической политики при президенте, а Национальный совет по космосу был упразднен.
· В Российской Федерации функции консультирования главы государства по проблемам космонавтики возложены на советника президента по вопросам авиации и космонавтики, а также на других специалистов аппарата президента. В Российской академии наук действует Совет по космосу во главе с президентом РАН.
· 2. Национальное космическое ведомство - центральный «профильный» орган, отвечающий за разработку приоритетов, планирование, обоснование уровней финансирования космической программы, которые затем утверждаются высшим законодательным органом государства. Космическое ведомство также проводит отбор подрядчиков, осуществляет контроль за реализацией одобренных космических проектов, а также за эксплуатацией некоторых космических систем. Такого рода структуры действуют во многих государствах, которые самостоятельно создают и повседневно используют космические системы различного назначения. Это - Российское авиационно-космическое агентство (РАКА) или Росавиакосмос, НАСА - в США, Национальный центр космических исследований - во Франции, Национальное агентство освоения космоса - в Японии, Министерство космоса - в Индии и т.д. Реализация космической программы может быть поручена и министерству с более широкими полномочиями, как это сделано, например, в Великобритании, где министерство торговли и промышленности несет ответственность за научные разработки и создание потенциала гражданской космической техники. Помимо совершенствования технического потенциала космонавтики и обеспечения его эффективной эксплуатации, космические ведомства отвечают также за повседневное взаимодействие с федеральными организациями и частными корпорациями, заинтересованными в использовании космических систем в своих интересах. Они также уделяют много внимания работе со средствами массовой информации и с общественностью, а также вопросам передачи достижений космической программы в «некосмические» отрасли экономики и сферу услуг.
· Государственные структуры, отвечающие за создание и совершенствование национального потенциала космической техники, могут иметь чисто «гражданский профиль», и тогда рядом с ними должны существовать параллельные структуры чисто военной направленности, как это имеет место в США, Великобритании, ряде других государств. Возможен более простой и «экономный» вариант, когда национальное космическое ведомство обеспечивает совокупные интересы и гражданских и военных организаций.
· 3. Органы законодательного надзора за развитием космической программы - комитеты или подкомитеты в палатах парламентов - отвечают за обсуждение бюджета, текущих приоритетов национальной космической программы, важнейших космических проектов. Они ведут заинтересованный и нелицеприятный диалог с правительством и руководителями космического ведомства и других федеральных органов, участвующих в реализации космических проектов, итогом которого должна стать наиболее эффективная, рациональная, свободная от серьезных ошибок национальная космическая программа. Во многих зарубежных парламентах работают штатные группы экспертов и аналитиков, обслуживающие на постоянной основе законодателей, занимающихся проблемами космонавтики. В должностные обязанности таких экспертов входит подготовка справок, аналитических документов, текстов законопроектов, разделов выступлений, повседневные консультации законодателей. Результатом действия такого механизма экспертного обеспечения законодателей является высокий профессиональный уровень парламентского надзора за космонавтикой и как следствие этого конкурентоспособность и эффективность космической деятельности.
· 4. Научные, образовательные, промышленные, предпринимательские, профессиональные, общественные ассоциации и объединения, которые ставят своей задачей содействовать совершенствованию национального потенциала космической техники и повышению эффективности его использования по широкому спектру показателей. Их усилиями повышается эффективность всех звеньев механизма государственного регулирования космической программы и экспертно-аналитического обеспечения всех его звеньев, готовятся кадры, обсуждаются перспективы космической деятельности и ее вклад в прогресс цивилизации.
· Практически во всех государствах, реализующих национальные космические программы, действуют законы, регулирующие космическую деятельность. Чаще всего это закон общего (основополагающего) плана. Таков, например, постоянно корректируемый Национальный закон об авиации и космонавтике 1958 года (США). Подобные акты дополняются законодательными документами, регулирующими конкретные аспекты космической деятельности.
· Наиболее значительными оказались изменения в организационной структуре российской космической программы, унаследовавшей важнейшие элементы технического, экономического и кадрового потенциала советской космонавтики. Как будет показано далее в этой главе, советская космическая программа была объектом жесткого контроля и повседневной опеки со стороны высших эшелонов командно-административной системы. Основополагающий Закон Российской Федерации о космической деятельности установил правовые и организационные основы российской космической программы. Как уже говорилось во введении, этот документ формулирует цели и задачи космической деятельности под юрисдикцией Российской Федерации как средства защиты ее национальных интересов, обеспечения благополучия ее граждан, укрепления национальной безопасности, а также инструмента решения глобальных проблем современности. В тексте Закона, в который были внесены поправки и дополнения, одобренные Президентом 29 ноября 1996 года, также говорится, что общее руководство российской космической деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации, а правительство реализует государственную политику в интересах науки, техники, различных отраслей экономики и международного сотрудничества. Закон предусматривает создание «федерального органа исполнительной власти по космической деятельности». Это Российское космическое агентство (РКА), впоследствии - РАКА, на которое возложено руководство космической деятельностью, а также работа по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения. Совместно с «федеральным органом исполнительной власти по обороне» - министерством обороны РАКА создает космическую технику двойного назначения.
· Во второй половине 1990-х годов наметились тенденции к более тесному взаимодействию национальных и международных космических программ, что стало причиной серьезного пересмотра роли и места космической деятельности в государственной политике. Национальные космические ведомства активно расширяют круг своих клиентов, заинтересованных в получении доступа к действующим космическим системам или к информации, получаемой из космоса. Все чаще высказываются мнения о том, что назрела необходимость в создании постоянно действующего международного органа - всемирного космического агентства, которое взяло бы на себя организацию повседневного взаимодействия космической деятельности мирового сообщества с правительствами и парламентами государств, различными секторами национальной, региональной и мировой экономики, международными организациями.
· Планомерное развитие космической деятельности возможно только в рамках национальных и международных космических программ, реализуемых совместными усилиями научно-исследовательских организаций и целого ряда отраслей промышленности при участии военных ведомств и разведывательного сообщества под руководством государства в лице высших институтов исполнительной власти и под строгим законодательным контролем. Поэтому тенденции к «дерегулированию» - выводу из-под контроля государства тех или иных экономических, научно-технических и социальных программ и проектов и передача их на откуп частному бизнесу не должны затрагивать центральные элементы национальных космических программ. Авиационно-космические корпорации могут самостоятельно действовать на мировых рынках товаров и услуг, однако приоритетные направления космической деятельности будут реализовываться прежде всего усилиями правительственных ведомств, во все большей степени совместными усилиями нескольких государств или международных организаций. Сказанное не означает, что корпорации авиационно-космической промышленности, национальные и транснациональные объединения не могут становиться самостоятельными субъектами космических программ. Дальнейшее увеличение масштабов участия частного бизнеса в космической деятельности - тенденция необратимая.
· Сама сущность космонавтики как комплексной, многоаспектной области деятельности, охватывающей науку, экономику, военное дело, социальную сферу, национальную философию и культуру, делает необходимым сохранение и постоянное совершенствование государственных и международных институтов руководства космической деятельностью. Содействуя коммерциализации космических программ, масштабы которой после «холодной войны» заметно возрастают, государства не должны упускать из виду тот объективный факт, что даже самым крупным корпорациям не под силу поставить на службу обществу в полном смысле неисчерпаемый потенциал космонавтики. Поскольку центральным мотивом деятельности частного бизнеса остается максимизация прибыли, то, получив контроль над процессом разработки и реализации национальной политики в области исследования и использования космического пространства, крупные корпорации будут игнорировать многие реальные возможности космической техники. В этом случае, как и в годы «холодной войны», существенные элементы потенциала космической техники, которые можно было бы использовать в интересах прогресса цивилизации, останутся невостребованными.
· «Партия, космонавтика и советский народ едины». Такой лозунг в духе советской пропаганды вполне может служить адекватной характеристикой тех усилий, которые предпринимались в Советском Союзе с целью захвата, а затем и сохранения неоспоримого лидерства в исследовании и использовании космического пространства. Вплоть до высадки астронавтов на Луне весь советский народ был уверен, что выполняет историческую миссию, одним из свидетельств которой были успехи в космосе. Вот почему у руководителей КПСС и Советского правительства не было практически никаких проблем в аргументации необходимости направлять на нужды космического комплекса огромные материальные и интеллектуальные ресурсы государства. С этой точки зрения конкурентоспособность советского космического комплекса не могла вызывать ни малейших сомнений.
· Вспоминая сложные перипетии соперничества СССР и США в космосе, попросту невозможно не обратиться к печальным эпизодам становления впоследствии самых передовых отраслей советской науки, техники и промышленности, усилиями которых СССР завоевал в период «холодной войны» лидирующие позиции в мире в важнейших видах оружия и боевой техники, а также в космонавтике. Дело в том, что многие выдающиеся ученые и инженеры, ставшие главными конструкторами космической и военной техники, крупнейших конструкторских бюро, промышленных предприятий и целых отраслей промышленности, оказались жертвами сталинских репрессий, были вынуждены провести долгие годы в местах заключения по ложным обвинениям или работать в «шарашках», где они были лишены элементарных прав и не могли заниматься ничем, кроме порученной им научной или инженерной работы.
· В этом плане типичной является судьба будущего академика, Главного конструктора космических кораблей С.П. Королева, который был арестован в июне 1938 года на том основании, что он якобы состоял членом антисоветской контрреволюционной организации. Вот что писал С.П. Королев в своем письме на имя И.В. Сталина в 1939 году: «Вот уже 15 месяцев, как я оторван от моей любимой работы, которая заполняла всю мою жизнь и была ее содержанием и целью. Я мечтал создать для СССР впервые в технике сверхскоростные высотные ракетные самолеты, являющиеся сейчас мощнейшим оружием и средством обороны... Прошу Вас дать мне возможность снова продолжать мои работы над ракетными самолетами для укрепления обороноспособности СССР»2.
· В сентябре 1940 года в отношении С.П. Королева была изменена мера пресечения и его направили в одно из спецподразделений НКВД, которые называли «шарашками», где он получил возможность работать по специальности. Подобную сравнительно «счастливую» судьбу разделили с С.П. Королевым многие ученые и инженеры, усилиями которых после Второй мировой войны был заложен фундамент советской ракетно-космической науки и промышленности, ставшей центральным элементом национального космического комплекса. А скольких выдающихся личностей советская наука, инженерное дело и промышленность лишились не столько на полях сражений в кровопролитнеишеи из войн, сколько из-за чрезмерной подозрительности и недальновидности руководителей ВКП(б) и особенно НКВД и других карательных органов, направивших свою деятельность прежде всего против собственного талантливого народа.
· Одной из тенденций, которая в конечном итоге привела к созданию советского космического комплекса, было выделение подразделений, занимавшихся ракетной проблематикой в научно-исследовательских и промышленных организациях авиационного и артиллерийского профилей, в самостоятельные, которым была поручена разработка ракет различного назначения. Одной из первых инициатив такого рода было обращение С.П. Королева в 1944 году к наркому авиационной промышленности П. В. Дементьеву о создании Особого конструкторского бюро по ракетам. Это предложение было отвергнуто, и самостоятельная организация такого профиля - ОКБ-1 - появилась лишь в 1956 году3. Такого рода конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и испытательных центров, занимавшихся совершенствованием различных видов техники военного назначения, появилось довольно много с началом «холодной войны» между СССР и его бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Многие из них впоследствии составили золотой фонд советского космического комплекса, обеспечили Советскому Союзу неоспоримое превосходство над США в первые годы космической эры.
· Прежде чем рассматривать особенности организации и функционирования космического комплекса в СССР, следует обратить внимание на одно существенное обстоятельство, определяющее успех планирования и реализации космических и других крупных проектов, имеющих своей целью создание новейших образцов наукоемкой техники, не имеющих аналогов в истории. Речь идет о комплексных научно-технических проектах, реализуемых в рамках национальных программ - космической, энергетической, информационной и т.д.
· Начиная с конца 1940-х годов такие проекты самостоятельно осуществляли наиболее развитые в экономическом и научно-техническом отношении государства, а в будущем, видимо, их участниками станут многие государства. Комплексный научно-технический проект по своим масштабам уступает национальной программе развития какого-либо приоритетного комплексного научно-технического направления4. Национальная программа обычно является совокупностью нескольких последовательно осуществляемых проектов, но может включать и один комплексный научно-технический проект. Например, таким был проект «Манхеттен» для начального этапа национальной программы США по разработке атомного оружия, которая впоследствии развивалась параллельно с созданием технического потенциала для мирного использования атомной энергии5. Таким был проект «Аполлон» для национальной космической программы США. Комплексным проектом стали меры по обеспечению качества водных ресурсов в США в 1970-х годах, реализуемые в рамках системы мероприятий по охране окружающей среды в национальном масштабе. Подобным же образом при президентах Картере и Рейгане предпринимались попытки создать эффективную инфраструктуру национальной энергетики и ударными темпами реализовать программу «звездных войн».
· Сам факт начала реализации государством программы космических исследований служит свидетельством создания разностороннего научно-технического потенциала, базирующегося на высших достижениях множества отраслей науки и техники, прежде всего математики, физики, химии, медицины и биологии, автоматики, управления и т.д. Однако одного развитого научно-технического потенциала далеко не достаточно для того, чтобы рассчитывать на успешное осуществление космических и других комплексных научно-технических проектов. В частности, приступить к исследованиям космического пространства можно при условии решения ряда проблем энергетики. Они связаны в первую очередь с созданием мощных ракет-носителей или других средств вывода в космос полезных грузов, специальных сплавов и других материалов для космических аппаратов, с достижением высокого уровня развития приборостроения, обеспечивающего создание микроминиатюрных бортовых приборов и устройств, обладающих высокой надежностью, точностью измерений и быстротой действия, и т.д. Все эти задачи способно решить государство, располагающее передовой промышленной базой и кадрами высококвалифицированных специалистов.
· Советский Союз оказался в состоянии решить эти задачи не в последнюю очередь благодаря возможностям созданной в государстве командно-административной системы, жестко контролировавшей все стороны материальной и духовной жизни общества. Обеспечить жесточайшую дисциплину всех участников космических проектов в Советском Союзе - от отделов ЦК КПСС и Совета Министров до ученых, инженеров, техников и рабочих, специалистов в области медицины, космонавтов и средств массовой информации - удалось благодаря использованию проверенных десятилетиями методов строительства национальной промышленности, подъема сельского хозяйства, мобилизации всех сил на победу над фашизмом, а также благодаря идеологической и пропагандистской работе с населением, пусть несколько прямолинейной и односторонней, но тем не менее постоянной. Поэтому если в США проект «Аполлон» и другие приоритетные космические проекты реализовывались методом «морального эквивалента войны», то подобные действия КПСС и Советского правительства, направленные на обеспечение лидерства СССР в космосе, можно квалифицировать как «моральный эквивалент защиты Отечества».
· Советская космическая программа была в полном смысле любимым детищем Политбюро ЦК КПСС. Ее курировал отдел оборонной промышленности ЦК КПСС, который совместно с другими отделами готовил материалы и проекты решений по проблемам космической политики для Секретариата и Политбюро ЦК КПСС. Военно-промышленная комиссия Совета Министров СССР во главе с первым заместителем Председателя Совета Министров СССР координировала работу отраслевых министерств, выполнявших роль подрядчиков и субподрядчиков в космических проектах. «Профильным» среди них было министерство общего машиностроения. Научно-исследовательские организации АН СССР, участвовавшие в космической программе, за редкими исключениями играли роль «младших партнеров» военного ведомства и оборонных отраслей промышленности. Они в большей степени исполняли запросы на создание военной космической техники, чем занимались совершенствованием аппаратуры для научных исследований в космосе. Информация о советской космической программе была засекречена, а те небольшие по объему сведения, которые попадали в средства массовой информации, подвергались жесточайшей цензуре.
· По причинам, которые мы назвали выше, советский космический комплекс развивался очень динамичными темпами, а результаты космической программы оценивались в большей степени по символическим, пропагандистским критериям, чем по ее реальным вкладам в социально-экономический прогресс советского общества. Более того, имея возможность жестко контролировать средства массовой информации, руководители КПСС и Советского правительства фактически сделали космическую тему одним из главных направлений идеологической борьбы с мировым империализмом. Представляет интерес следующая оценка американскими экспертами этого аспекта советской космической программы: «Мы (американская сторона. - Г.Х.) очень подробно рассуждаем заранее о большинстве наших программ запусков, в том плане, что мы хотим получить от них - и это касается как военных, так и гражданских программ. Но мы более сдержанны официально заявлять о наших вероятных долгосрочных планах на будущее -таких, как пилотируемые полеты к планетам, базы на Луне или эксплуатация крупных орбитальных станций. В отличие от нас Советский Союз более скрытен, когда речь идет о приближающихся запусках в космос, но много говорит о своих весьма долгосрочных амбициях, а они сводятся к распространению советской политической системы на другие районы Солнечной системы, где может существовать жизнь, а также и расширению интенсивных операций на околоземных орбитах. Такие взгляды высказываются еще со времен Ленина и продолжают находить свое выражение в заявлениях не только инженеров и официальных руководителей советской космической программы, но и в выступлениях высокопоставленных лиц из Академии наук СССР, ЦК КПСС и Советского правительства»6.
· О масштабах деятельности советского космического комплекса могут свидетельствовать такие статистические данные из зарубежных источников (открытой официальной статистики по космической программе в Советском Союзе не было): «Поскольку они (СССР. - Г.Х.) запускают более значительные (суммарные) полезные грузы в космос, можно предположить, что их космическая программа по крайней мере имеет такие же масштабы, что и наша (американская, - Г.Х.) в период максимального размаха в прошлом, а может быть и более значительная. Их ВНП оценивается в половину американского, и поэтому по всей вероятности СССР расходует на космос около 2% ВНП»7.
· По разным оценкам, достоверность которых проверить практически невозможно, в советской космической программе было занято не менее 600 тысяч человек8, но при этом следует иметь в виду, что на космическую программу фактически работала вся советская экономика, вся наука и существенная часть социальной сферы советского общества. Поэтому неслучайны и сравнительные показатели развития советской и американской космических программ, которые вызывали озабоченность у американских экспертов. Вплоть до второй половины 1960-х годов количество ежегодных запусков полезных грузов в космое в СССР и в США росло практически одинаковыми темпами и составило к 1967-1968 годам около 70 объектов в год. Затем СССР продолжал планомерно наращивать число объектов, выводимых в космос, и в середине 1980-х годов запускает 100- 110 космических аппаратов ежегодно. В США наблюдается обратная тенденция: к началу 1970-х годов в космос выводилось ежегодно около 30 объектов, а в середине 1980-х - менее 209.
· Если попытаться выделить основные элементы советского космического комплекса, деятельность которого обеспечила Советскому Союзу лидирующие позиции в космосе по крайней мере в течение двух десятилетий, то в первую очередь следует обратить внимание на два его центральных элемента - научно-исследовательский и промышленный. Советская наука пользовалась значительной поддержкой КПСС и Советского правительства и по праву пользовалась высочайшим авторитетом в мире в те годы. Входившие в систему Академии наук СССР научно-исследовательские институты активно работали над космической проблематикой не в последнюю очередь и потому, что космическая программа пользовалась в государстве стабильно высоким приоритетом со всеми вытекающими из этого выгодами и благами для тех, кто вносил в ее реализацию ощутимые вклады.
· Отделение механики и процессов управления АН СССР было своеобразным штабом научных и прикладных исследований в рамках советской космической программы. Академик М.В. Келдыш, занимавший пост президента АН СССР с 1961 года, был Главным теоретиком космонавтики. Советские ученые активно работали в международных научных организациях, занимавшихся проблемами космонавтики - в первую очередь в Комитете по космическим исследованиям (КОСПАР) и Международной астронавтической федерации (МАФ). Рассказы о деятельности институтов АН СССР в период соперничества СССР и США в космосе полны драматизма и сведений о блестящих научных открытиях. Однако это отдельная тема.
· Промышленный элемент советского космического комплекса более сложен, и было бы неправильно сводить его деятельность только к участию в реализации космической программы. Дело в том, что государственной политикой в области военной, космической, авиационной и других стратегически важных для СССР направлений технического прогресса занимался высокопоставленный орган Совета министров - Военно-промышленная комиссия (ВПК). В состав ВПК входили представители двенадцати министерств, занимавшихся созданием различных видов техники, в первую очередь содействовавших повышению обороноспособности Советского Союза, а также заместитель председателя Госплана. Среди министерств, представленных в ВПК и активно работавших на космическую программу, следует назвать министерства общего машиностроения, оборонной промышленности, радиопромышленности, автоматизации и средств управления, авиационной промышленности, среднего машиностроения.
· В период наиболее успешного развития советской космической программы ВПК возглавлял в ранге первого заместителя Председателя Совета министров Л.В. Смирнов, пользовавшийся высоким авторитетом у руководства КПСС и Советского государства. О той роли, которую играл Л.В. Смирнов в развитии военного и космического потенциала СССР, может свидетельствовать такая оценка одного из американских исследователей: «...Смирнов, вероятно, был наделен полномочиями принимать целый ряд стратегических и технических решений (с последующим утверждением их на Политбюро)»10. А Г. Киссинджер, имевший возможность в бытность государственным секретарем США встречаться с Л.В. Смирновым на переговорах по ограничению стратегических вооружений, назвал его «одним из наиболее способных и интеллигентных советских руководителей, с которыми ему приходилось иметь дело»11.
· В конце 1950-х - 1960-х годах самой приоритетной областью деятельности ВПК была советская космическая программа. Совместно с отделом оборонной промышленности и некоторыми другими отделами ЦК КПСС ВПК занималась повседневным надзором за деятельностью министерств и Академии наук, связанной с исследованием и практическим использованием космического пространства. Основным министерством, своеобразным «головным подрядчиком» по космической проблематике, если пользоваться западной терминологией, было министерство общего машиностроения. В его составе было несколько крупных конструкторских бюро, где велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию пилотируемых и беспилотных космических аппаратов, ракет-носителей, бортового оборудования, средств связи и слежения за космическими аппаратами, наземных комплексов. Во главе этих конструкторских бюро стояли выдающиеся ученые и инженеры, академики и члены-корреспонденты АН СССР, отвечавшие за создание и совершенствование конкурентоспособных элементов национального потенциала космической техники. Из них был сформирован Совет Главных конструкторов во главе с С.П. Королевым, о котором уже говорилось выше. Подобного рода конструкторские бюро существовали и в других министерствах, участвовавших в работах над космическими проектами.
· Развитие советского космического комплекса без тесного взаимодействия с министерством обороны было бы попросту невозможным. Ни для кого не секрет, что космическая программа вносила заметные вклады в совершенствование военных возможностей Советского Союза. В качестве иллюстрации можно привести одну из многочисленных оценок соотношения военных и гражданских аспектов советской космической программы, взятую из американского источника12, оставляя объективность анализа на совести авторов Таблицы 4.
· Участие министерства обороны в реализации советской космической программы можно свести к выполнению трех важнейших задач: наземное обеспечение запусков в космос пилотируемых и беспилотных аппаратов с космодромов на территории СССР; обслуживание командно-измерительного комплекса (КИК), осуществлявшего прием информации из космоса и управление космическими аппаратами на орбитах и на межпланетных трассах, и профессиональная подготовка космонавтов (эта задача была возложена на ВВС).
· Еще одним важным элементом советского космического комплекса была система высшего и специального образования. Советские университеты, другие высшие и специальные учебные заведения подготовили славную плеяду выдающихся ученых и инженеров, многочисленный отряд техников и рабочих, беззаветным трудом которых были воплощены в реальность еще недавно казавшиеся фантастическими замыслы, касающиеся освоения космоса, полетов к Луне и планетам. В те годы космические профессии считались самыми престижными, и за право поступить в инженерные вузы этого профиля боролись лучшие представители советской молодежи. В этом плане не могу не отметить благотворной тенденции, которая стала проявляться в последние годы в Российской Федерации - молодежь снова поворачивается к космосу, о чем свидетельствует рост конкурса на эти специальности в российские вузы.
Таблица 4