Критерии оценки безопасности

4.5.1 В таблице 4.2 установлена взаимосвязь основных угроз и критериев безопасности сети электросвязи.
Таблица 4.2

         
Вид угрозы Критерий безопасности
  Конфиден- циальность Целост- ность Доступ- ность Подотчет- ность
Уничтожение информации и/или других ресурсов - + + +
Искажение или модификация информации - + - +
Мошенничество + + + +
Кража, утечка, потеря информации и/или других ресурсов + + + -
Несанкционированный доступ + + + +
Отказ в обслуживании - - + -
Примечание - Знак "+" означает возможное воздействие угрозы на критерий безопасности, знак "-" - отсутствие угрозы критерию безопасности.

4.5.2 Нарушение конфиденциальности, целостности, доступности или подотчетности при потенциальном воздействии нарушителя может иметь следующие последствия для деятельности оператора связи и состояния инфокоммуникационной структуры сети электросвязи:
- "низкое" потенциальное воздействие может привести к ограниченному неблагоприятному эффекту, т.е. ситуации в подсистеме железнодорожной электросвязи, при которой нанесенный ущерб является восполнимым или восстановимым в короткий срок;
- "умеренное" потенциальное воздействие может привести к серьезному неблагоприятному эффекту, т.е. ситуации в подсистеме железнодорожной электросвязи, при которой нанесенный ущерб является восполнимым в средние или долгие сроки;
- "высокое" потенциальное воздействие может привести к тяжелому или катастрофическому неблагоприятному эффекту, т.е. особой ситуации в подсистеме железнодорожной электросвязи, при возникновении которой предотвращение гибели людей оказывается невозможным.

4.6 Уровни обеспечения безопасности
Архитектуру безопасности согласно [3], [4] определяют два основных понятия:
- уровень;
- плоскость.
Понятие уровня архитектуры безопасности используют при формировании требований к средствам, системам и сетям, образующим подсистему железнодорожной электросвязи.
В таблице 4.3 приведены три уровня безопасности согласно [3], а также их применимость к техническим средствам сети железнодорожной электросвязи и техническим средствам пользователей
Таблица 4.3

     
Уровень безопасности Применимость
  к техническим средствам сети электросвязи к техническим средствам пользователей
Уровень безопасности инфраструктуры + -
Уровень безопасности услуг + +
Уровень безопасности приложений + +
Примечание - Знак "+" означает применяемость, знак "-" - отсутствие применяемости.

4.7 Плоскости обеспечения безопасности
Архитектура безопасности в части защиты сетевых операций использует понятие плоскостей согласно [3]-[7]. Архитектура безопасности определяет три плоскости, соответствующие трем видам операций, осуществляемых в подсистеме железнодорожной электросвязи. Плоскостями обеспечения безопасности являются:
- плоскость административного управления согласно [4];
- плоскость оперативного управления (соответствует уровню доступа к услугам и ресурсам сети) согласно [3];
- плоскость конечного пользователя (соответствует уровню клиентского оборудования) согласно [3].
В таблице 4.4 приведены три плоскости обеспечения безопасности, а также их применимость к сети железнодорожной электросвязи и техническим средствам пользователей.
Таблица 4.4



     
Плоскость обеспечения безопасности Применимость
  к техническим средствам сети электросвязи к техническим средствам пользователей
Плоскость административного управления + +, -
Плоскость оперативного управления + +
Плоскость конечного пользователя + +
Примечание - Знак "+" означает применяемость, знак "-" - отсутствие применяемости в случаях, когда пользователь не использует управление сетью/службой.

4.8 Для определения требований к обеспечению безопасности средств, систем и сетей железнодорожной электросвязи необходимо определение модели угроз в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
________________
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52448-2005 "Защита информации. Обеспечение безопасности сетей электросвязи. Общие положения" (приложение А).

4.9 Для снижения рисков должны быть реализованы требования к средствам управления в соответствии с [8], и должны быть выполнены общие мероприятия по управлению информационной безопасностью в соответствии с [9].
4.10 При выборе обобщенных критериев оценки безопасности железнодорожной электросвязи необходимо учитывать оценки безопасности на каждом из уровней (инфраструктуры; транспорта/передачи и функционального; приложений).

Тема 29

4. Основные положения

4.1. Техническое обслуживание и ремонт объектов электросвязи осуществляется в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации (ПТЭ), Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской федерации и иных нормативных и технологических документов, распространяющихся на хозяйство связи ОАО "РЖД".

Рабочие места электромехаников, электромонтеров, старших электромехаников должны быть обеспечены необходимыми для эксплуатируемых объектов электросвязи нормативными, технологическими, эксплуатационными документами, принципиальными и монтажными схемами эксплуатируемых технических средств электросвязи.

4.2. Организация работ по технической эксплуатации объектов электросвязи, закрепленных за структурными подразделениями Центральной станции связи - филиала ОАО "РЖД", надзор за техническим состоянием технических средств, соблюдением действующих правил и норм, а также анализ причин неисправностей и организация работ по их устранению и предупреждению возлагаются на начальника структурного подразделения Центральной станции связи, его заместителей, главного инженера, начальников производственных участков, начальника производственного участка мониторинга и диагностики сети связи (далее - ЦТО), начальника отдела технического управления сети связи (далее - ЦТУ).

4.3. Выполнение работ по контролю технического состояния, техническому обслуживанию и ремонту объектов электросвязи производят старшие электромеханики, электромеханики и электромонтеры в порядке, предусмотренном действующими нормативными и технологическими документами.

4.4. Работники структурных подразделений Центральной станции связи при выполнении служебных обязанностей имеют право:

- требовать прекращения производства земляных и других работ, которые могут привести к нарушению нормального действия объектов электросвязи, выполняемых без согласования с причастными работниками структурных подразделений Центральной станции связи или выполняемых с нарушением действующих норм и правил;

- прохода по территории станций, на мосты, в тоннели, другие искусственные сооружения, нахождения в служебных и технических зданиях с устройствами электросвязи.

4.5. В целях обеспечения бесперебойности действия объектов электросвязи, для оперативности устранения нарушений штатного режима в работе технических средств, повышения эффективности использования рабочего времени руководители структурных подразделений Центральной станции связи могут устанавливать дежурство на дому или на рабочем месте с соблюдением требований действующих нормативно-правовых актов.

4.6. Отдельные виды технического обслуживания объектов электросвязи могут выполняться специализированными сторонними организациями по договору (на принципах аутсорсинга). Порядок организации технического обслуживания объектов электросвязи на принципах аутсорсинга, порядок допуска на объекты железнодорожного транспорта их представителей, определяется в договоре на основании действующих нормативно-правовых документов Российской Федерации, МПС России и ОАО "РЖД".

В договоре должны быть установлены требования к знаниям специалистами специализированных сторонних организаций Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации, других нормативных документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности при технической эксплуатации объектов электросвязи.

5. Организация технического обслуживания объектов железнодорожной электросвязи

5.1. Основными задачами технического обслуживания объектов электросвязи являются: обеспечение бесперебойного функционирования технических средств электросвязи, восстановление исправного состояния, устранение причин отказов, повреждений или сбоев в работе технических средств.

5.2. Организация технического обслуживания объектов электросвязи предусматривает:

- подготовку и допуск инженерно-технических работников к эксплуатации, мотивацию их труда;

- выбор эффективных и экономичных видов и методов технического обслуживания и ремонта объекта электросвязи;

- периодические осмотры объектов электросвязи и служебно-технических зданий;

- автоматизацию работ по контролю технического состояния, сбору и анализу информации о надежности технических средств;

- контроль качества работ, в том числе выполняемых подрядными (фирменными, сервисными) организациями;

- техническое освидетельствование с целью оценки возможности дальнейшей эксплуатации устройств электросвязи;

- планирование выполнения основных работ и организационно - технических мероприятий;

- ведение технической документации;

- организацию материально-технического обеспечения;

- организацию транспортирования, хранения, консервации и утилизации аппаратуры и оборудования электросвязи;

- организацию аварийно-восстановительных работ;

- обеспечение безопасности движения, безопасности труда, пожарной и экологической безопасности.

5.3. В зависимости от влияния отдельных объектов электросвязи на безопасность движения поездов, бесперебойность процесса перевозок и других технологических процессов ОАО "РЖД", качество услуг электросвязи в структурных подразделениях Центральной станции связи - филиала ОАО "РЖД" могут применяться три вида технического обслуживания:

- регламентированное техническое обслуживание;

- техническое обслуживание с периодическим контролем;

- неплановое техническое обслуживание.

5.4. На все объекты электросвязи должны быть разработаны технологические карты по техническому обслуживанию.

До разработки единых технологических карт, утвержденных Центральной станцией связи - филиалом ОАО "РЖД", техническое обслуживание объектов электросвязи может производиться в соответствии с технологическими картами, разработанными и утвержденными структурными подразделениями Центральной станцией связи - филиала ОАО "РЖД", осуществляющими их техническую эксплуатацию в соответствии с инструкциями, руководствами по эксплуатации и ремонту предприятий - изготовителей и действующими нормативными документами Российской Федерации, МПС России и ОАО "РЖД".

Технологические карты, разработанные в структурных подразделениях, должны быть согласованы в Центральной станции связи - филиале ОАО "РЖД" службой эксплуатации (ЦССЭС), службой технологического обеспечения и промышленной безопасности (ЦССТО), после чего служба ЦССТО с сопроводительным документом направляет их в службу мониторинга и администрирования сети связи (ЦССМА) для внесения в базу данных информационной Единой Системы Мониторинга и Администрирования (далее - ЕСМА).

5.5. Объем и периодичность выполнения работ для регламентированного технического обслуживания объектов электросвязи в зависимости от классификации железнодорожных линий приведены в приложении N 1.

В приложении N 1 определены объемы и периодичность выполнения работ на основании технологических карт объектов электросвязи, наиболее широко эксплуатирующихся в ОАО "РЖД".

Периодичность работ по техническому обслуживанию объектов электросвязи в зависимости от классификации железнодорожной линии, не указанных в приложении N 1, определяется в соответствии с периодичностью, определенной настоящим Регламентом для аналогичных типов аппаратуры и устройств.

5.6. Объем и периодичность выполнения работ по техническому обслуживанию объектов электросвязи в зависимости от классификации железнодорожных линий, приведенные в приложении N 1 данного Регламента, носят рекомендательный характер.

В зависимости от срока службы, условий эксплуатации, метеорологических условий региона, наличия встроенных средств диагностики, мониторинга и наличия резервирования периодичность технического обслуживания может быть изменена по результатам анализа работы объектов электросвязи.

Предложения по изменению периодичности работ по техническому обслуживанию в данном случае подготавливаются комиссионно начальником производственного участка, начальником ЦТО, старшим электромехаником, электромехаником с составлением соответствующего акта.

На основании подготовленных предложений разрабатывается и обосновывается структурным подразделением перечень объектов электросвязи, по которым производится изменение периодичности технического обслуживания и вида технического обслуживания, и утверждается в Центральной станции связи - филиале ОАО "РЖД".

Порядок организации технического обслуживания устройств электросвязи, не вошедших в перечень Регламента, определяется на основании технической документации завода-производителя и условий эксплуатации.

Тема 30

I. Общие требования

1.1. Настоящие Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (далее - Правила) устанавливают основные требования охраны труда для работников ОАО "РЖД" (далее - работники), занятых эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом железнодорожного пути и сооружений, устройств контактной сети, автоматики, телемеханики и связи (далее - объекты инфраструктуры) на существующих линиях и участках железных дорог со скоростями движения поездов: 141-200 км/ч, (далее - скоростные линии; скоростные поезда) и скоростями 201-250 км/ч (далее - высокоскоростные линии; высокоскоростные поезда).

1.2. При выполнении работ на скоростных и высокоскоростных линиях работниками ОАО "РЖД" должны соблюдаться требования нормативных правовых актов по охране труда, стандартов системы безопасности труда и нормативных документов ОАО "РЖД", устанавливающих требования охраны труда для участков пути, на которых установлены скорости движения поездов до 140 км/ч, а также дополнительные требования охраны труда, изложенные в настоящих Правилах.

1.3. Применение Правил дочерними обществами ОАО "РЖД" устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО "РЖД" и дочернего общества в соответствии с регламентом ОАО "РЖД" [1].

1.4. Требования Правил, должны учитываться при заключении соответствующих договоров со сторонними организациями и дочерними обществами ОАО "РЖД", деятельность которых связана с обслуживанием объектов инфраструктуры скоростных и высокоскоростных линий, в том числе организациями, осуществляющими охрану и сопровождение вагонов и контейнеров с грузами при перевозке, охрану стационарных и передвижных объектов железнодорожного транспорта, а также организациями, оказывающими услуги по обеспечению пожарной безопасности.

1.5. В договоры на использование инфраструктуры с дочерними обществами ОАО "РЖД" и договоры со сторонними организациями, заключаемые на выполнение работ на скоростных и высокоскоростных линиях железных дорог, должны включаться:
вопросы распределения функций и ответственности за обеспечение требований охраны труда между сторонами договора;
положения о соблюдении подрядной организацией требований охраны труда, установленных в ОАО "РЖД".

1.6. Проверка знаний Правил проводится:
работникам, занятым обслуживанием скоростных и высокоскоростных линий, при введении в действие настоящих Правил или внесении изменений в них;
при назначении или переводе работника на должность, связанную с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом объектов инфраструктуры и организацией движения поездов на скоростной и/или высокоскоростной линии;
при очередной и внеочередной проверке знаний требований охраны труда.
Очередная и внеочередная проверка знаний требований настоящих Правил должна проводиться в соответствующих комиссиях структурных подразделений ОАО "РЖД" (далее - структурные подразделения), определенных Положением об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников ОАО "РЖД" [2].

1.7. К работам, непосредственно связанным с движением поездов, маневровой работой, на скоростных и высокоскоростных линиях железных дорог допускаются работники, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие в установленном порядке обучение и проверку знаний ПТЭ [3], Инструкции по сигнализации на железных дорогах [4], Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах [5], а также настоящих Правил и правил и инструкций по охране труда ОАО "РЖД".

1.8. По вопросам, относящимся к техническому обслуживанию и эксплуатации конкретных участков скоростных и высокоскоростных линий, с учетом местных особенностей, в филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД" должны разрабатываться локальные технологические документы, устанавливающие дополнительные требования безопасности проведения работ.

1.9. Работники, выполняющие работы на скоростной и высокоскоростной линиях помимо знаний, установленных для конкретных профессий, должны знать:
порядок ограждения мест производства работ на скоростной или/и высокоскоростной линиях;
время ожидаемого проследования скоростных и высокоскоростных поездов по месту, на котором производятся работы, согласно выписки из расписания движения поездов;
безопасные места нахождения (укрытия) при проследовании скоростных и высокоскоростных поездов.

1.10. Режимы труда и отдыха работников, занятых ремонтом, техническим обслуживанием и эксплуатацией объектов инфраструктуры, расположенных на скоростных и высокоскоростных линиях железных дорог, должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [6], Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов [7], а также правилами внутреннего распорядка структурных подразделений железной дороги или иного филиала с учетом местных особенностей работы на скоростной и/или высокоскоростной линии железной дороги.

1.11. Все работники, которые согласно должностным обязанностям имеют право руководить работами на объектах инфраструктуры, а также производить их осмотр и сигналисты должны иметь при себе средства радиосвязи и использовать их для ведения служебных переговоров с дежурными по станциям, руководителями своего производственного подразделения (диспетчерами) и руководителями работ, выполняемых на данном перегоне.
Работники, пользующиеся средствами радиосвязи, должны быть обучены порядку пользования ими с обязательной проверкой этих знаний.

II. Требования охраны труда перед началом и во время работы

2.1. Перед выполнением работ на скоростной или высокоскоростной линии руководитель производственного подразделения (дорожный мастер, начальник, электромеханик дистанции электрификации и электроснабжения, электромеханик дистанции сигнализации централизации и блокировки и т.п.), осуществляющий организацию производства работ должен выдать руководителям работ уточненную выписку из графика движения поездов по участкам планируемых работ. Количество экземпляров выписки, выдаваемых руководителям работ должно быть достаточным для обеспечения ими всех сигналистов.
При планировании предстоящих работ руководитель структурного подразделения должен вместе с руководителями работ определить меры безопасности при пропуске скоростных и высокоскоростных поездов при производстве работ, а также следовании к месту работы и обратно.
Руководители работ должны провести работникам целевые инструктажи по охране труда, доведя до них, в том числе меры безопасности специфичные для конкретного места производств работ.

2.2. Руководитель работ должен сделать заявку о выдаче локомотивным бригадам предупреждений об особой бдительности. Предупреждения выдаются в случаях предусмотренных Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах [5]. Также должна быть сделана запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и контактной сети, формы ДУ-46 о месте, времени выполнения работ.

2.3. К месту работ и обратно на скоростных и высокоскоростных линиях работники должны, как правило, доставляться железнодорожным и/или специально оборудованным автомобильным транспортом.

2.4. Перед выходом на перегон руководитель работ должен:
иметь уточненную выписку из расписания движения поездов;
проверить работоспособность устройств радиосвязи, как это предусмотрено документацией завода-изготовителя по их эксплуатации (руководством пользователя);
убедиться лично по радиосвязи у дежурных по станциям, ограничивающей перегон, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению, и сверить с ними часы;
в месте сбора провести с работниками целевой инструктаж о мерах безопасного прохода к месту работ и обратно, мерах безопасного производства работ и пропуска скоростных или высокоскоростных поездов с записью в журнале регистрации инструктажей по охране труда;
выставить сигналистов, обеспечив их сигнальными принадлежностями, исправными средствами радиосвязи и выписками из расписания движения поездов.

2.5. При невозможности доставить работников транспортными средствами непосредственно к месту работ проход туда и обратно должен осуществляться в составе бригады в стороне от пути или по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ по правильному пути. Идти следует по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания.
За 10 минут до проследования скоростного или высокоскоростного поезда путевая бригада по команде руководителя работ должна сойти на ближайшую обочину пути, вдоль которого следует бригада на расстояние не менее чем 5 метров от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.
Одновременно необходимо следить за движением поездов и выполнять указания руководителя, идущего сзади, и специально выделенного и проинструктированного монтера пути (сигналиста), идущего впереди группы. Руководитель работ и сигналист ограждают группу сигналами остановки.
В условиях плохой видимости (в крутых кривых, выемках, в лесной или застроенной местностях, а также в темное время суток, в туман, метель и других случаях), группу должны ограждать два выделенных сигналиста, обеспеченные устройствами радиосвязи, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы, а руководитель работ должен идти вместе с группой.
При приближении подвижного состава сигналисты по радиосвязи должны незамедлительно информировать руководителя работ, который в свою очередь, должен дать работникам команду о сходе с пути и проконтролировать ее исполнение.

2.6. В случае если скоростной или высокоскоростной поезд не проследовал в установленное время, руководитель работ должен по радиосвязи или другим средствам технологической связи уточнить у дежурного по станции, ограничивающей перегон, о фактическом времени его движения и только после этого принять решение о возможности дальнейшего безопасного движения к месту работ.

2.7. Дежурные по станциям (поездной диспетчер при диспетчерской централизации) обо всех случаях изменения графика движения скоростных и высокоскоростных поездов, как задержек, так и опережения на 10 и более минут должны извещать:
на станциях - руководителей работы по громкоговорящей связи, радиосвязи или другими средствами технологической связи, в соответствии с записью сделанной руководителем работ в журнале формы ДУ-46;
на перегонах - дежурных структурных подразделений, которые в свою очередь должны по радиосвязи или другими средствами технологической связи передать эту информацию руководителям, выполняющих работы на скоростных и высокоскоростных участках.
В случае не проследования скоростного или высокоскоростного поезда по месту работ на перегоне в соответствии с расписанием в течение 10 минут, руководитель работ запрашивает у дежурного по станции или дежурного структурного подразделения о причине и продолжительности сбоя в графике движения поездов, после чего принимает решение о возможности продолжения работ.

2.8. Перед началом работ руководитель работ обязан:
указать работникам место нахождения при пропуске скоростных и высокоскоростных поездов и места складирования инструмента и материалов;
проверить работоспособность устройств радиосвязи, как это предусмотрено документацией завода-изготовителя по их эксплуатации (руководством пользователя);
уточнить время проследования скоростного или высокоскоростного поезда у дежурного по станции и сверить с ним часы;
оградить место работы, (для участков с плохой видимостью и слышимостью в соответствии с утвержденными схемами ограждения места производства работ).

2.9. Ограждение места производства работ должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и внутренними документами ОАО "РЖД".
При этом расстояние от переносных красных сигналов и от места внезапно возникшего препятствия до первой петарды (расстояние Б) принимается равным:
при скоростях движения 161-200 км/ч:
- на перегонах, где имеются руководящие спуски менее 0,006‰ - 2150 м;
- на перегонах, где имеются руководящие спуски 0,006‰ и круче, но не более 0,010‰ - 2250 м;
при скоростях движения 201-230 км/ч:
- на перегонах, где имеются руководящие спуски менее 0,006‰ - 2600 м;
- на перегонах, где имеются руководящие спуски 0,006‰ и круче, но не более 0,010‰ - 2750 м.
при скоростях движения 231-250 км/ч:
- на перегонах, где имеются руководящие спуски менее 0,006‰ - 3400 м;
- на перегонах, где имеются руководящие спуски 0,006‰ и круче, но не более 0,010‰ - 3550 м.
Руководитель работ, получив сигнал от сигналистов о приближении поезда, дает работникам команду о необходимости ухода с пути на расстояние не менее 5 метров от крайнего рельса в заранее определенное место. Команда руководителя работ является приказом для всех работающих.

2.10. Во время производства работ инструмент и материалы необходимо расположить таким образом, чтобы было обеспечено свободное передвижение работников.

2.11. На участках путей скоростных и высокоскоростных линий все работы, в том числе, не требующие ограждения места работы сигналами остановки, а также осмотр пути, искусственных сооружений и других объектов инфраструктуры, очистка стрелочных переводов примыкающих к высокоскоростным участкам пути, должны быть прекращены не менее чем за 20 минут до проследования высокоскоростного поезда. Путь, сооружения и устройства должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда, материалы и инструмент убраны с пути и не менее чем за 10 минут до прохода высокоскоростного поезда все работники должны отойти на расстояние не менее чем 5 метров на скоростных и высокоскоростных участках от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд. Возобновление работ разрешается только после прохода поезда.

2.12. Не менее чем за 20 минут до прохода скоростного и высокоскоростного поезда все съемные подвижные единицы (ремонтные вышки, путевые вагончики, съемные дефектоскопные и путеизмерительные тележки) должны быть сняты с путей, а также с путей станции, имеющих выход на маршрут его приема и отправления, и закреплены. Запрещается выезд на перегон съемных единиц, а также моторно-рельсового транспорта несъемного типа, если до прохода скоростного поезда остается менее 30 минут.

2.13. Работы на пути, расположенном рядом с тем, по которому ожидается проследование высокоскоростного или скоростного поезда должны быть прекращены и работающие должны отойти на обочину этого пути на расстояние не менее 5 метров от крайнего рельса за 10 минут до его прохода.

2.14. Запрещается нахождение работников на междупутье при пропуске высокоскоростного и скоростного поездов на перегонах на участках пути, расположенных на совмещенном земляном полотне.

2.15. Работы на мостах, в тоннелях, путепроводах, а также на подходах к ним, в районе пассажирских платформ, в негабаритных местах, в местах выемок или насыпей, подпорных стен и других устройств, следует планировать таким образом, чтобы после их завершения вывести работников на расстояние не менее чем 5 метров на скоростных и высокоскоростных участках от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд не позднее, чем за 20 минут до прохода скоростного поезда.

2.16. С целью своевременного вывода работников в безопасную зону до прохода скоростного поезда время, необходимое для завершения работы на железнодорожных путях и уборки инструмента, в каждом конкретном случае в зависимости от вида работ должен определять руководитель работ, но не менее времени указанного в настоящих правилах.

2.17. Руководитель работ в случае производственного травматизма с тяжелым или смертельным исходом и других инцидентах должен немедленно сообщить о происшествии дежурным по станциям, ограничивающим перегон (поездному диспетчеру при диспетчерской централизации), принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему, приведению пути в целостное состояние, позволяющее пропускать поезда и отвести работников на безопасное расстояние. Руководитель работ должен также сообщить о происшествии руководителю своего структурного подразделения.

2.18. По окончании работ руководитель работ должен по радиосвязи или другим средствам технологической связи сообщить об окончании работ и выводе работников с железнодорожных путей дежурным по станциям, ограничивающих перегон (поездному диспетчеру при диспетчерской централизации).

2.19. Следование от места работ должно быть организовано в соответствии с требованиями указанными в пунктах 2.5 и 2.6.

2.20. Для обеспечения безопасности работников, обслуживающих рабочие поезда и находящихся на открытом подвижном составе, при производстве работ, руководитель работ обязан за 10 минут до прохода по соседнему пути скоростного поезда прекратить работы. Все работники должны уйти с пути и с открытого подвижного состава на обочину на расстояние не менее чем 5 метров на скоростных и высокоскоростных участках от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.

2.21. Не менее чем за 10 минут до прохода скоростного и высокоскоростного поезда должны быть прекращены работы с применением путевых машин и рабочие органы машины со стороны соседнего пути приведены в габаритное положение. Механики путевых машин должны принять необходимые меры к безопасному проследованию этого поезда, оставаясь в кабинах управления.

2.22. Работа по очистке стрелочных переводов, располагающихся на путях обращения скоростных и высокоскоростных поездов должна производиться группой, состоящей не менее, чем из двух и не более, чем из шести монтеров пути, один из которых должен вести наблюдение за движением поездов и не участвовать в работе.
Работы по очистке стрелочных переводов должны быть закончены не позднее чем за 20 минут до прохода скоростного или высокоскоростного поезда, а работники должны отойти на расстояние не менее не менее чем 5 метров на скоростных и высокоскоростных участках от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.

2.23. Осмотр железнодорожных путей и искусственных сооружений на скоростных и высокоскоростных участках должен проводиться в два лица, монтёрами пути не ниже 3 разряда. Один из монтеров пути назначается руководителем работ и выполняет функции сигналиста.
Он должны быть обеспечен переносной радиостанцией, иметь выписку из расписания движения поездов, сигнальные принадлежности, часы.
Работник, выполняющий функции сигналиста (старший группы) должен следовать вместе с работником выполняющий осмотр пути.
Допускается осмотр железнодорожных путей и искусственных сооружений на скоростных и высокоскоростных участках в одно лицо при закрытом для движения поездов пути, монтёрами пути не ниже 3 разряда.
Работник должен быть обеспечен переносной радиостанцией, при себе иметь выписку из расписания движения поездов, сигнальные принадлежности, часы.

2.24. Перед проведением осмотра объектов инфраструктуры руководитель работ должен:
провести работникам, назначенным для осмотра целевой инструктаж о мерах безопасности с учетом местных особенностей проверяемой скоростной или высокоскоростной линии с записью в журнале регистрации инструктажей по охране труда;
выдать работнику сигнальные принадлежности и выписку из расписания движения поездов;
проверить наличие и работоспособность средств радиосвязи, как это предусмотрено документацией завода-изготовителя по их эксплуатации (руководством пользователя);
проверить состояние специальной одежды и специальной обуви;
проверить исправность инструмента, необходимого для осмотра.

2.25. Перед выходом на путь, старший группы работников, назначенных для осмотра пути должен сообщить дежурным по станциям, ограничивающим перегон (поездному диспетчеру при диспетчерской централизации), о времени и месте начала работы на участке, а также сверить с ними часы.
По окончании работ по осмотру пути старший группы работник, назначенный для осмотра пути, должен сообщить дежурным по станциям, ограничивающим перегон (поездному диспетчеру при диспетчерской централизации), о времени и месте окончания осмотра.

2.26. Все переезды должны быть оборудованы автоматической переездной сигнализацией, автоматическими шлагбаумами, заградительными устройствами, средствами технологической связи с дежурным по станции и поездной радиосвязью.
Дежурный по переезду или работник, выполняющий его обязанности должен находиться в здании переездного поста, обеспечивающим его безопасность при пропуске скоростных и высокоскоростных поездов, при этом переездный пост должен обеспечивать необходимую видимость подвижного состава.

2.27. Дежурные по станции, сигналисты и другие работники станции, в обязанность которых входит встречать и провожать поезда, не позже, чем за 3 минуты до проследования скоростного или высокоскоростного поезда должны находиться в специальных местах для встречи поезда, определенных Техническо-распорядительным актом станции. Остальные работники не должны приближаться к крайнему рельсу пути, по которому следует скоростной или высокоскоростной поезд, ближе 5 метров от крайнего рельса по которому должен проследовать поезд.

Тема 31

Идентификация и оценка рисков выполняется членами команды проекта и экспертами в области управления рисками, в ней мо<

Наши рекомендации