Характеристика системы показателей результативности деятельности таможенных органов

Переходя к применяемым в настоящий момент показателям результативности таможенной деятельности, необходимо отметить, что единая система таможенных органов России является иерархической, поэтому эффективность каждой ее вложенной подсистемы (регионального таможенного управления, таможни, таможенного поста) необходимо оценивать с точки зрения эффективности выполнения конкретных функций в рамках систем более высокого уровня.

В основе системы показателей результативности таможенной деятельности лежат следующие международные стандарты[11, с. 88]:

- унификация и стандартизация таможенных процедур и таможенной документации; - прозрачность и однозначность таможенных правил;

- наличие современных технических средств таможенного контроля, связи и другого оборудования;

- гигиена и безопасность рабочих мест инспекторского состава;

- удельный вес личных контактов персонала таможенных органов с участниками ВЭД в процессе таможенного оформления и таможенного контроля объектов внешней торговли;

- продолжительность процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

Критерии результативности работы таможенных органов в настоящий момент устанавливаются в Плане деятельности ФТС России. Это[10, с. 39]:

- доля участников внешнеэкономической деятельности, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве участников внешнеэкономической деятельности;

- доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях;

- предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки;

- предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки;

- уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет;

- доля решений таможенных органов по таможенной стоимости, не отмененных судебными органами, в общем объеме корректировок таможенной стоимости;

- доля платежей, возвращенных участникам внешнеэкономической деятельности в результате судебных решений о корректировке таможенной стоимости, в общем объеме платежей, взысканных таможенными органами;

- доля таможенных платежей, перечисленных участниками внешнеэкономической деятельности с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме поступивших таможенных платежей в федеральный бюджет.

С точки зрения участников внешнеторговой деятельности качество таможенных услуг можно оценить целым спектром показателей (Таблица 1).

Таблица 1

Типология показателей качества государственных таможенных услуг, отвечающих потребностям участников ВЭД

Показатели назначения Информирование о предоставлении государственных таможенных услуг Уровень культуры предоставления государственных таможенных услуг
Показатели безопасности Уровень безопасности и целевого соответствия помещений, в которых предоставляются государственные таможенные услуги Уровень информационной безопасности, сохранности информации
Показатели надежности Своевременность выполнения заказа Точность выполнения задач Уровень обеспеченности стандартами обслуживания
Показатели профессионализма персонала Уровень профессиональной подготовки и квалификации сотрудников таможенного органа Уровень знания и соблюдения профессиональной этики поведения
Показатели доступности Транспортная доступность таможенного органа Режим работы таможенного органа
Показатели нормативного обеспечения Единообразие применения нормативных актов, регулирующих предоставление государственных таможенных услуг Уровень обеспеченности Административными регламентами, регулирующими предоставление государственных таможенных услуг


Очевидно, что в целях оценки результативности таможенной деятельности необходим отбор наиболее показательных комплексных критериев качества, отвечающих интересам всех заинтересованных сторон.

Производительность – это отношение результатов деятельности организации к затратам на эту деятельность.

Считается, что производительность – наиболее выразительная характеристика, показывающая, насколько эффективно работает организация: как она использует ресурсы (труд, капитал, материалы, энергию, информацию), какова ее система управления, насколько целесообразна ее структура, какова квалификация ее работников и их мотивация к труду, какие технологии и методы работы она использует, и многое другое.

Оценка производительности (ее также называют экономической эффективностью) применяется в практике управления таможенным делом с первых лет ее существования. В рамках этого метода можно выделить несколько частных случаев измерения эффективности:

- эффективность как отношение объема собранных таможенных платежей к затратам на содержание таможенной службы;

- эффективность как отдача на 1 рубль вложение в таможенную службу;

- эффективность как отношение отдачи денежных средств в федеральный бюджет с одного таможенника к средним затратам на со- держание одного таможенника;

- эффективность как разница между суммой взысканных таможенных платежей и той суммой, которая должна была быть взыскана при полном налогообложении всего объема товарооборота;

- эффективность как средний доход в единицу времени.

При применении таких способов измерения результативности рассматривается только одно направление функционирования таможенной службы – фискальное. При этом деятельность таможенных органов отождествляется с работой коммерческого предприятия, что порождает избыточное число показателей эффективности, большая часть которых находится под влиянием внешней среды и практически не зависит от деятельности должностных лиц. Так, невозможно отделить ту часть бюджетных поступлений, которая действительно является результатом эффективной работы таможенных органов, от той части, которая связана с другими факторами. При оценке производительности необходимо учитывать, что экономическое содержание деятельности таможенной службы состоит не в производстве добавленной стоимости с ее последующим присвоением (как у любой частной фирмы), а в перераспределении части добавленной стоимости (налоги и таможенные платежи). Кроме того, таможенные органы не имеют дохода как такового, и получение прибыли не является их целью.

Тем не менее в таможенном деле метод сопоставления затрат и результатов незаменим при оценке эффективности различных систем контроля, например, инспекционно-досмотровых комплексов.

Таким образом, применение показателей экономической результативности в таможенных органах должно осуществлять с поправками на их цели, задачи, влияние внешних факторов.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРОНШТАДТСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БАЛТИЙСКОЙ ТАМОЖНИ

2.1. Основные показатели деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни

Кронштадтский таможенный пост в 2016 году осуществлял свою деятельность в соответствии с решениями, принятыми на коллегии СЗТУ (приказ СЗТУ от 18.02.2016 № 115 и от 22.04.2016 № 334), на совещании по подведению итогов служебной деятельности в 2015 году и определению задач на 2016 год (приказ Балтийской таможни от 12.02.2016 № 162).

Основными направлениями в деятельности Кронштадтского таможенного поста в отчетном периоде являлись:

– выполнение контрольных показателей эффективности деятельности, установленных приказом ФТС России от 24.02.2016 № 345 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2016 год», приказом СЗТУ от 21.03.2016 № 202 «О контрольных показателях эффективности деятельности таможенных органов Северо-Западного региона на 2016 год»;

– усиление контроля перемещения товаров при реализации приказа ФТС России от 07.08.2014 № 1496 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560» и Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики»;

– повышение эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками в соответствии с приказом ФТС России от 16.02.2016 № 280;

– устранение недостатков в работе, выявленных в ходе проведения проверок деятельности Кронштадтского таможенного поста, Балтийской таможни вышестоящими таможенными органами;

– выполнение задач, установленных Кронштадтскому таможенному посту при подведении итогов работы таможенного поста за 2015 год и за первое полугодие 2016 года;

– обеспечение исполнительской и служебной дисциплины.

Рассмотрим основные показатели деятельности таможенного поста. Общее количество контейнеров, обработанных ОАО «Моби Дик» за 2016 год составило 44447 шт., в аналогичном периоде прошлого года (далее – АППГ) – 48034, снижение на 7,5%. Общее количество партий товаров, обработанных СВХ ООО «Корунд», составляет 14180, что на 12% больше АППГ.

Количество ежедневно находящихся на хранении не оформленных контейнеров в первом полугодии 2016 года составляло в среднем около 138 штук. В сравнении с АППГ – 115 штук, увеличение на 20 %.

В 2016 году должностными лицами таможенного поста сформировано на приход 323 судовых дел, в 2015 – 423 судовых дела, на отход в 2016 году – 228 судовых дел, в 2015 году – 354 судовых дела.

Таблица 2

Основные показатели деятельности таможенного поста

  2015 год 2016 год
Количество ДТ ОТОиТК 1 (9,07 % от общего объема таможни) (13,53% от общего объема таможни)
ОТОиТК 2 (6,49% от общего объема таможни) (6,98% от общего объема таможни)
Всего (15,56% от общего объема таможни) (20,52% от общего объема таможни)
Грузооборот (тысяч тонн) ОТОиТК 1
ОТОиТК 2
Всего

В отчетном периоде таможенным постом оформлено 57910 ДТ, что на 21% больше АППГ, из них доля ДТ, оформленных в отношении ввезенных товаров, составила 94,15% от общего количества оформленных ДТ, в 2015 году доля ввезенных товаров составила 95,78%.

Динамика количества ДТ, оформленных в отношении ввозимых и вывозимых товаров (рис. 2).

Характеристика системы показателей результативности деятельности таможенных органов - student2.ru

Рис. 2. Динамика количества ДТ, оформленных в отношении ввозимых и вывозимых товаров

Сумма перечисленных таможенных платежей составила 70 млрд. 617 млн.рублей, что на 21% больше, чем в 2015 году (взыскано 58 млрд. 389 млн. рублей).

Основной причиной увеличения суммы перечисленных платежей на фоне увеличения грузооборота является увеличение количества декларирования товаров в рамках Технологии удаленного выпуска (далее – ТУВ), а также колебание курса рубля по отношению к основным иностранным валютам в январе-феврале 2016 года.

Наши рекомендации