ТЕМА 2: Общие принципы исследования социально- педагогических явлений
Основные понятия:принцип, принцип диагностического исследования социально-педагогического явления
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и содержание основных принципов диагностического исследования социально-педагогических явлений.
2. Уровни социально-педагогической диагностики. Их содержание и прогностические возможности.
3. Организационно-социально-педагогические требования к проведению диагностических процедур.
Практикум:разработать примерный перечень социально-педагогических проблем и ситуаций, в которых необходимо проводить социально- диагностические мероприятия различных уровней и заполнить таблицу. Сделать записи в тетрадь.
Уровень диагностики | Методы исследования | Социально- педагогические ситуации |
Компонентная диагностика | Срезы отдельных компонентов исследуемого объекта | |
Структурная диагностика | Срезы по нескольким компонентам | |
Системная диагностика | Экспериментальные ситуации, генетический метод | |
Прогнозирование | Прогностические методы |
Литература:
1. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования / В.И.Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М.: 2001.
2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л. В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт,2011. - 797 с.
3. Никитина, Н.И. Методика и технология социальной работы / Н.И. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
1. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / автор составитель Т.С. Капелевич. – Мн.: Новое знание, 2007. – 346 с.
2. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова– М., 2001. – 479с.
3. Психолого-педагогический словарь / [авт.-сост. Е. С. Рапацевич]. -
Минск: Современное слово, 2006. - 925 с.
4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
5. Методика и технология работы социального педагога/ под ред. М.А. Галагузова– М., 2002. – 192 с.
6. Соц. педагогика / П. А. Шептенко; под ред. В. А. Сластенина ; РАО,
Московский психолого-социальный ин-т. - Москва: Флинта ,2008. - 157 с.
ТЕМА 3: Измерение и представление социально-педагогических
Данных
Основные понятия:измерение и возможные измерительные шкалы в социально-педагогической диагностике.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие измерение и возможные измерительные шкалы в социально- педагогической диагностике.
2. Типы шкал: номинальная, порядковая, интервальная, шкала отношений.
3. Методика подготовки и представления диагностических данных.
Практикум:Графическое представление диагностических данных: Таблицы. Диаграммы (Гистограмма, Полигон частот, Круговая диаграмма, Лепестковая диаграмма). Занятие планируется провести в компьютерном классе с использованием вычислительной техники. Сделать записи в тетрадь.
Литература:
1. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования / В.И.Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М.: 2001.
2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л. В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт,2011. - 797 с.
3. Никитина, Н.И. Методика и технология социальной работы / Н.И. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
4. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / автор составитель Т.С. Капелевич. – Мн.: Новое знание, 2007. – 346 с.
5. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова– М., 2001. – 479с.
6. Психолого-педагогический словарь / [авт.-сост. Е. С. Рапацевич]. -
Минск: Современное слово, 2006. - 925 с.
7. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
8. Методика и технология работы социального педагога/ под ред. М.А. Галагузова– М., 2002. – 192 с.
9. Соц. педагогика / П. А. Шептенко; под ред. В. А. Сластенина ; РАО,
Московский психолого-социальный ин-т. - Москва: Флинта ,2008. - 157 с.
ТЕМА 4: Методы социально-педагогической диагностики и их
Характеристика
Основные понятия:метод, метод социально-педагогической диагностики
Вопросы для обсуждения:
1. Система методов социально-педагогической диагностики. Методы сбора первичной информации
2. Методы эмпирического социально-педагогического исследования.
3. Методы теоретического исследования.
4. Изучение и использование передового опыта социально- педагогической деятельности.
5. Педагогический мониторинг: концепция и применение.
Реферат:Изучение и использование передового опыта социально- педагогической деятельности в Республике Беларусь и за рубежом.
Практикум:
-На занятии разработать механизмы сбора информации. Сделать записи в тетрадь;
-Подготовить и показать презентацию методов социально- педагогической диагностики на выбор (наблюдение, беседа, опрос, интервью, анализ продуктов жизнедеятельности, лонгитюдный метод, социометрия, исторический метод, метод исследования отдельного случая, мониторинг);
-Подготовить и провести социометрию, опрос в группе. Сделать записи в тетрадь.
Самостоятельная контролируемая работа:провести социометрию, беседу, взять интервью на тему: Какие проблемы возникают у детей разных возрастных групп (на выбор) при общении с родителями? Методику проведения и результаты оформить.
Литература:
1. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования / В.И.Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М.: 2001.
2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л. В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт,2011. - 797 с.
3. Никитина, Н.И. Методика и технология социальной работы / Н.И. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
4. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / автор составитель Т.С. Капелевич. – Мн.: Новое знание, 2007. – 346 с.
5. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова– М., 2001. – 479с.
6. Психолого-педагогический словарь / [авт.-сост. Е. С. Рапацевич]. -
Минск: Современное слово, 2006. - 925 с.
7. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
8. Методика и технология работы социального педагога/ под ред. М.А. Галагузова– М., 2002. – 192 с.
9. Соц. педагогика / П. А. Шептенко; под ред. В. А. Сластенина ; РАО,
Московский психолого-социальный ин-т. - Москва: Флинта ,2008. - 157 с.