Упражнение 4 – «Этическая защита»
Цель: способствовать овладению приемами этической защиты.
Задание: разыграть ситуацию, используя приемы этической защиты.
Инструкция. Разделиться на подгруппы по 3 человека, выбрать карточку с описанием ситуации, поочередно разыграть соответствующую ситуацию; после 10-секундного совещания назвать продемонстрированный прием, выполняемую им функцию и аргументируют сове мнение.
Ситуации. 1. Прозвенел звонок с урока, преподаватель продолжает диктовать домашнее задание. Студент говорит: «Вы что, не слышите? У нас – перемена!» 2. Студент грубо комментирует низкую оценку: «Вы придираетесь ко мне! Сами на знаете, что хотите!» 3. Студент заявляет преподавателю: «Это ваша обязанность нас учить – вам за это платят!» 4. Студенты гурьбой выходят из двери, не замечая попыток преподавателя войти в здание. Один из них говорит: «Молодым везде у нас дорога». 5. На замечание преподавателя фиксировать ход лекции, студент грубо отвечает: «Было бы что записывать!»
Вопросы для анализа упражнения: Какие приемы этической защиты наиболее часто были использованы в группе? Какая функция педагогического общения наиболее реализована? Был ли представляемые приемы оптимальны для смоделированной ситуации? Почему? Насколько часто вы используете приемы этической защиты в реальной жизни? Какие трудности вы испытываете? Студент во время опроса многократно отказывается отвечать, аргументируя отказ словами: «Да вы непонятно все объясняете!»
Учебно-исследовательские задания по изучению темы при подготовке к семинару-практикуму
Задание 1. Представить в виде схемы содержание, функции и средства педагогического общения.
Задание 2. Выявить специфику функций педагогического воздействия, выделить соответствующие каждой функции операции. Заполнить таблицу.
Функция | Операция | ||
Название | Характеристика | Название | Характеристика |
Задание 3. Определить функцию, операцию педагогического взаимодействия в приведенных примерах. Заполнить таблицу (см. ключ в приложении 1).
Функция, операция | Характеристика |
А - | - Я была бы рада тебе помочь в подготовке доклада. |
Б - | - Наверное, у вас были веские причины не подготовиться к уроку |
В - | - Я всегда радуюсь, когда слышу глубокий и полный ответ. |
Г - | - Это очень умные и добрые дети. |
Д - | - Ты, вероятно, был очень занят, поэтому не успел привести свой костюм в порядок. |
Е - | - Сегодня на уроке мы рассмотрим… |
Задание 4. Определить уровень общения в представленной педагогической ситуации (см. ключ в приложении 1).
Уровень общения | Реакция |
А | Обращение в автобусе: «Подвинься-ка, очкарик…» |
Б | Разговор соседей: «Доброе утро!» - «Здравствуйте! Хорошая погода сегодня» – «Да, приятно выйти на улицу». – «Удачного вам дня!» – «До свидания». |
В | Студент К. говорит родителям: «Предмет трудный, а времени на подготовку было только 2 дня. К тому же экзаменатор Иванов ко мне всегда придирается и сегодня не в духе – гонял по всем темам. Теперь я, к сожалению, без стипендии». |
Задание 5. Дать определение понятию «уровень педагогического общения». Заполнить таблицу, представив характеристику уровням общения, проиллюстрировать каждый уровень примером из педагогической практики.
№ п/п | Название уровня | Характеристика особенностей | Примеры из практики |
Задание 6. Составить кодекс светского общения (4-5 правил)
Задание 7.Изучить подходы различных авторов к классификации стилей общения (взаимодействия). Дать их краткую характеристику, выделив недостатки и достоинства. Привести примеры-иллюстрации. Составить таблицу «Подходы к классификации стилей общения».
Авторы классификации | Название стиля | Характеристика | Пример-иллюстрация | |
Недостатки | Достоинство | |||
Задание 8.Вспомнить и описать свои впечатления от взаимодействия с людьми, общающимися с вами в разных стилях. Заполнить таблицу.
Стиль общения | Пример взаимодействия | Моя реакция |
общение на основе высоких профессиональных установок | ||
деловое общение, общение | ||
на основе дружеского расположения, | ||
общение-дистанция, | ||
общение–устрашение | ||
общение–заигрывание |
Задание 9. Изучить подходы к выделению социальных ролей субъектов профессионально-педагогического общения в книге: Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А.Лобанов, – М.: Академия, 2002. – 192 с.
Представить характеристику социальных ролей субъектов профессионально-педагогического общения в виде таблицы.
№ п/п | Название роли | Краткая характеристика | Примеры |
1. |
Задание 10. Представить свой «ролевой веер». Описать конкретные ситуации, в которой раскрываются различные части веера; выделить актуальную роль.
Задание 11. Описать 2-3 педагогические ситуации и проанализировать их с позиции исполнения социальных ролей участниками взаимодействия.
Задание 12.Установить принадлежность высказывания способу этической защиты (см. ключ в приложении 1).
Способ защиты | Высказывание |
1 - «оставить наедине с собой», | А – «Если вы не можете без оскорблений старших, то, пожалуйста, кричите» |
2 – «вопрос об адресате» | Б – «Как жаль, что вы не понимаете, что происходит…» |
3 – «проявление доброжелательности» | В – «Извините, я не расслышала, что вы сказали?..» |
4 - «великодушное прощение» | Г – «Я бы с удовольствием поставили вам 4 за ответ, но я совесть не позволяет так оценить ваше молчание» |
5 – вопрос на воспроизведении» | Д – «Вы такой умный человек, а говорите такое…» |
6 - «сопоставление поведения с достоинствами партнера» | Е – «Видимо произошло что-то непредвиденное, что вы опоздали на урок» |
7 – «окультуренное воспроизведение» | Ж – «Если я вас правильно поняла, вы хотите сказать, что при оценке допущена неточность?" |
8 – «ссылка на особенности своего характера» | З – «Хорошо, что вы подсказали мне, что не успеваете записывать; я буду говорить медленнее, когда важна будет точная запись» |
9 - «доведение до абсурда» | И – «Я думала, что понятно все объяснила. Но раз это не так, давайте ваши тетради, я сделаю задание сама» |
10 – «оправдание поведения» | К – «Простите, вы ко мне обращаетесь?» |
Задание 13.Сочинение-рефлексия «Я - манипулятор?»
Цель: осуществить самоанализ собственных манипулятивных действий.
Задание: проанализировать разнообразные жизненные ситуации и выделить собственные приемы манипулятивных действий и их влияние на процесс общения с другими людьми (воспитанниками, их родителями, коллегами, членами своей семьи).
Инструкция: вспомните несколько жизненных ситуаций, в которых бы прослеживались ваши манипулятивные действия. Опишите себя-манипулятора, акцентируя внимание на вопросах: Какова ваша стратегия манипулятивных действий? Вы манипулируете окружающих чаще всего неосознанно, в силу сложившихся обстоятельств или намеренно? Какую роль в выстраивании отношений с людьми играет для вас манипуляция? Как происходит в жизни: вами манипулируют или главных манипулятор вы сами? 5. Какой вывод вы можете сделать для себя в результате этой рефлексии?
Задание 14. Представьте в виде таблицы характеристику особенностей этапов педагогического общения.
№ п/п | Наименование | Цель | Характеристика особенностей |
Задание 15. Представьте схематично составляющие коммуникации как акта общения: грани коммуникации, фазы контакта, виды коммуникативного взаимодействия типы ограничений на контакт, феномены контакта.
Задание 16. Составьте коммуникативную профессиограмму педагога.
Задание 17. Выделите коммуникативные стили личности, выделите параметры для их сравнения и представьте характеристику стиле согласно выделенным параметрам.
Наименование стиля | Параметры для сравнения | |||||||
Соблюдение норм субъектных отношений | …. | … | … | … | … | … | … | |
… |