Состав помещений производственных участков
Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы: производственно-складские, для хранения подвижного состава и вспомогательные.
В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и ТР, производственные участки ТР, склады (рис. 3.1), а также технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные и т.п.). Для малых АТП при небольшой производственной программе некоторые участки с однородным характером работ могут быть объединены.
Рис. 3.1. Состав помещений автономного АТП.
При объединении участков руководствуются следующими общими требованиями и положениями:
1. Разработка планировочных решений производственных участков производится в соответствии с технологией работ.
2. Однородный характер некоторых работ, выполняемых на производственных участках, например жестяницких и сварочных, предъявляет к ним одинаковые строительные, противопожарные и санитарно-гигиенические требования. Поэтому для исключения раздробленности здания на мелкие помещения целесообразно совмещение такого рода работ и, следовательно, участков в одном помещении. Кроме того, при небольшой производственной программе, когда площади помещений для выполнения отдельных видов работ составляют менее 10 м2, необходимо также совмещать однородные работы.
В соответствии с ОНТП для выполнения отдельных видов работ ТР, с учетом их противопожарной опасности и санитарных требований, следует предусматривать отдельные помещения для следующих групп работ (или отдельных видов работ, входящих в группу):
а) агрегатных, слесарно-механических, электротехнических и радиоремонтных работ, работ по ремонту инструмента, ремонту и изготовлению технологического оборудования, приспособлений и производственного инвентаря;
б) испытания двигателей;
в) ремонта приборов системы питания карбюраторных и дизельных двигателей;
г) ремонта аккумуляторных батарей;
д) шиномонтажных и вулканизационных работ;
е) кузнечно-рессорных, медницких, сварочных, жестяницких и арматурных работ;
ж) деревообрабатывающих и обойных работ;
Работы по ремонту приборов системы питания карбюраторных и дизельных двигателей допускается производить в одном помещении категории „Д" по взрывопожарной опасности совместно с выполнением работ, указанных в п. „а".
Агрегатный, слесарно-механический, электротехнический и радиоремонтный участки могут размещаться отдельно или в общем помещении. В ряде случаев в составе агрегатного участка выделяется помещение для мойки агрегатов, узлов и деталей.
На крупных АТП при организации отдельного участка по ремонту двигателей в нем выделяется отдельное помещение для обкатки и испытания двигателей после ремонта.
Участки по ремонту приборов системы питания размещаются отдельно, в зависимости от типа системы питания двигателя, для средних и больших АТП или вместе - для малых АТП.
Аккумуляторный участок размещается отдельно и включает помещения для ремонта аккумуляторов, их заряда, хранения кислоты и приготовления электролита.
Шиномонтажный и вулканизационный участки могут размещаться в общем или отдельных помещениях.
Кузнечно-рессорный, медницкий, сварочный и жестяницкий участки относятся к группе „горячих цехов" и могут размещаться отдельно или в общем блоке помещений, располагаемых в основном производственном корпусе или вспомогательном (специальном) здании. На большинстве предприятий на сварочно-жестяницком участке предусматриваются специализированные посты для выполнения работ непосредственно на автомобиле.
При проведении объединения участков необходимо учитывать и трудоемкость работ на участке. Объединение работ разных видов на одном участке позволяет обеспечить более полную загрузку рабочих. Результаты распределения работ по различным участкам целесообразно представить в виде таблицы 3.1.
Пример:
Таблица 3.1 –Распределение работ и производственных рабочих по участкам.
Наименование участка | Суммарная трудоемкость участковых работ | Количество рабочих, РТ | |
Расчетное | Принятое | ||
Агрегатные | 1,93 | ||
Слесарно-механические | 0,97 | ||
Шиномонтажные | 0,3 | ||
Вулканизационные | 0,2 | ||
….. | |||
….. | |||
Итого |