Двигательная (согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и времени).
Различают:
1) сенсорно-моторную координацию (согласование деятельности ОДА и сенсорных систем – анализаторы – зрительный, слуховой, вестибулярный).
2) моторно - вегетативная (любое мышечное движение в той или иной мере связано с деятельностью вегетативных систем – дыхательной, ссс, гуморальной, выделительной).
Двигательная координация – это результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем в тесной взаимосвязи между собой.
Координированность – конкретный случай в связи с конкретно поставленной задачей.
К задаткам координации относят:
а) свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов)
б) индивидуальные варианты строения коры головного мозга
в) уровень развития отдельных анализаторов
г) особенности строения и функционирования нервно-мышечного аппарата
д) свойства продуктивности психических процессов: (ощущение, восприятие, память, представление, внимание, мышление).
е) темперамент, особенности характера, особенности регуляции и саморегуляции психических процессов.
Ловкость и координация не тождественны по содержанию.
Некоторые случаи:
1) ловкость равна координированности
2) ловкость – это производное координационных способностей
3) ловкость связывают с психомоторными свойствами человека.
Ловкость проявляется только в тех двигательных действиях, выполнение которых осуществляется при необычных и неожиданных изменениях
Двигательная ловкость – царица управлений движениями.
Критерии оценки и формы проявления координационных способностей:
4 Признака:
1) правильность выполнения движения
2) скорость достижения результата
3) рациональность движения или действия
4) двигательная направленность (способ выхода спортсмена из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия).
Качественные характеристики:
а) адекватность
б) своевременность
в) целесообразность
Количественные характеристики:
а) точность
б) скорость
в) экономичность и стабильность движений
Как правило, используются комплексные критерии результатов.
Пример: координационные способности могут измеряться:
а) челночный бег (3х10)
б) по времени ведения мяча с изменением направления движения
в) по эффективности выполнения атакующих и защитных двигательных действий
г) по показателям скорости перестройки двигательного действия в условиях внезапного изменения обстановки.
К числу основных координационных способностей относят:
1) способность к дифференцированию различных параметров движения
2) способность к ориентированию в пространстве
3) способность к равновесию
4) к перестраиванию движений
5) к соединению движений
6) к выполнению в заданном ритме
7) предвосхищать
8) к рациональному расслаблению мышц
Методика развития координационных способностей:
Упражнения, применяемые для развития к.с. должны:
1) иметь координационную трудность адекватную для занимающихся
2) содержать элементы новизны, необычности
3) отличаться многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решения задач
4) включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путём активизации отдельных анализаторов.
Пример: методика совершенствования чувства времени. В основе сравнения субъективно оценённого и истинного времени, величины ошибки, позволяет судить о степени развития чувства времени, чувства пространства.
Лекция 16
Система управления в спортивной тренировке.
Целью управления является оптимизация поведения спортсмена в различных моделях спортивной борьбы, а также целесообразное развитие тренированности и подготовленности.
Объект управления –
оперативное, текущее и этапное становление спортивной формы.
Структурные элементы системы управления:
а) планирование
б) контроль
в) учёт
Предметы планирования:
1) цели, задачи и методы
2) величина тренировочных и соревновательных нагрузок
3) внутренние сдвиги в организме
4) количество учебных занятий, соревнований, и восстановительных мероприятий
5) система контрольных нормативов
6) система и условия тренировки
План тренировки:
1) направленность
2) содержание
3) порядок и последовательность тренировочных и вне тренировочных заданий
4) сроки осуществления
Цели тренировки:
1) ближние
2) промежуточные
3) отдалённые
Научно-обоснованные планы и их преимущества:
1) позволяют избегать стихийности в действиях
2) экономия (временная и средств)
3) игнорируют низкое качество учебно-тренировочной работы
4) позволяют достичь исходных результатов
Планы делятся:
1) индивидуальные
2) групповые
3) смешанные
По длительности:
1) многолетние (на макроцикл); годовые, месячные (мезацикл)
2) недельные (микроциклы)
3) на отдельное занятие