Выдержки из методического пособия

Выдержки из методического пособия

«Социальное проектирование

В работе с молодежью»

Г.А. Гриценко

Екатеринбург

ББК Ч421.42

УДК 371.125

Г 85

Рецензенты:

Бедулева М.А., доцент кафедры социологии и социальных технологий управления УГТУ (УПИ), к.ф.н.

Шабурова Е.С., начальник научно-методического отдела ОГУ УИОЦМ.

Г 85 Гриценко Г.А.Социальное проектирование в работе с молодежью: методическое пособие. – Екатеринбург: ОГУ УИОЦМ, 2008. – 160 с.

Методическое пособие содержит теоретические и методические материалы по разработке, написанию и оформлению социальных проектов. В пособии описан опыт научно-методического отдела ОГУ УИОЦМ по организации проектировочной деятельности молодежи Свердловской области.

Методическое пособие адресовано работникам сферы молодежной политики, лидерам общественных объединений, студентам факультетов, получающих профессиональное образование по специальности 351800 «Организация работы с молодежью», педагогам дополнительного образования детей.

Технический редактор Кондрашов Р.В.

ББК Ч421.42

УДК 371.125

Г 85

ã Г.А. Гриценко

ã Уральский государственный

педагогический университет, 2008.

Уральский информационно-образовательный центр молодежи, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….4

1. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ………………………………………………....5

2. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………...13

3. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

3.1. Сущность технологии социального проектирования ..18

3.2. Классификация социальных проектов…………………25

3.3. Технология программно-целевого проектирования…..27

3.4. Методика социального проектирования……………….36

3.5. Достоинства и недостатки проектировочной

деятельности……………………………………………..53

ВВЕДЕНИЕ

Целью государственной молодежной политики в современных условиях является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

Социологические исследования в Российской Федерации и Свердловской области свидетельствуют о том, что молодые люди, в основном, удовлетворяют свои индивидуальные, жизненно необходимые потребности. Однако требование времени другое – есть острая необходимость вовлечения молодежи в социальную практику и развитие ее созидательной активности [19].

Формирование созидательной активности молодежи – процесс длительный и трудоемкий. Одним из действенных методов формирования созидательной активности признается метод разработки и осуществления социальных проектов.

Социальное проектирование – относительно новое явление для нашей страны. Это такое «социальное средство», которое способствует формированию умений целеполагания, нахождения оптимальных путей достижения сформулированных целей, эффективного использования доступных ресурсов. Социальное проектирование способствует развитию умений определять потребности людей, реальный спрос на рынке товаров и услуг, описывать исходное и желаемое состояние объекта, определять процессы изменения состояния объекта, оценивать результаты своего труда.

Процесс проектирования представляет собой гибкую модель развития мышления, формирования умений программирования деятельности, организации взаимодействия субъектов общественных отношений. Десятилетний опыт социального проектирования в Свердловской области показывает – молодые люди приобретают в процессе проектирования и реализации проектной идеи интегративный опыт социальной и деловой ответственности. Объектом ответственности могут быть другие люди, будущие поколения, общности, животные, окружающая среда и т.п. Социальное проектирование можно считать системообразующим фактором социализации и самореализации молодежи, самостоятельного решения их собственных проблем. Привлекательность этого метода состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом и в ходе реализации проектной идеи у молодежи развиваются организационные и рефлексивные способности.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Введение

Введение часто используют для обоснования связи между своими интересами и интересами донора. Объем введения – от 0,5 до 2-х страниц. Во введении описывают:

§ цели и задачи заявителя;

§ длительность существования, краткая история развития, финансовая обеспеченность;

§ в чем состоит особенность или уникальность организации-заявителя, в каких вопросах она первенствует;

§ наиболее значительные достижения (достижения попечителей, учредителей или «кого-то», чьи идеи или интересы продолжает заявитель);

§ оценка результатов прежних проектов (если не было проектов, то описывают результаты достижений);

§ прецеденты финансовой поддержки (откуда, когда, для чего + письма поддержки).

Советы!

* если заявитель «новенький», то к нему будут присматриваться, сначала дадут пробный грант, будут проверять, если проект заслуживает внимания, могут доверить большие суммы финансирования;

* необходимо стремиться к сбору информации о вас как заявителе, т.е. формировать и пополнять «портфель качества»: хранить записи о достижениях, вырезки из газет, письма от организаций и частных лиц, отклики клиентов, высказывания крупных политиков и ученых об актуальности проблемы, за решение которой взялся заявитель и т.п.;

* при описании текста проекта не следует употреблять профессионального жаргона.

Таким образом, во Введении описывают деятельность заявителя, связывая ее с интересами грантодателя или с конкурсными приоритетами. Необходимо написать о целях и задачах организации, о том, сколько времени она существует, какими ресурсами обладает; что сделано, какая финансовая поддержка была оказана и для каких проектов или программ; кто будет выполнять заявляемый проект, какова квалификация этих сотрудников. При необходимости такое описание можно перенести отдельно в приложение («Информационная карта»). Текст должен быть четким, кратким, простым по форме, по возможности без применения специальных терминов.

Постановка проблемы

В этом разделе описывается объективная ситуация в стране или регионе, в конкретной территории, вызвавшая ту проблему, которая может быть решена с помощью заявляемого проекта или программы. Излагается проблема. Эта проблема не должна быть порождением только внутренних трудностей организации-заявителя. Далее объясняется, почему ее решение действительно необходимо и как оно может изменить ситуацию в лучшую сторону. Для убедительности необходимо приводить статистические данные, выдержки из научных работ и обзоров, цитаты из выступлений в прессе.

Задачи, решаемые организацией-заявителем, должны быть логически связаны с теми, что будут реализованы в проекте. При этом необходимо обозначить реальные сроки и имеющиеся ресурсы заявителя. Одной из ошибок является заявка «мировой» проблемы, с которой невозможно справиться в короткие сроки и силами, имеющимися у организации-заявителя.

В этом разделе проекта доноров интригуют, объясняют необходимость проекта заявителя и назначение запрашиваемых ресурсов. Внимание!!! Описывается не проблема вашей организации (например, отсутствие у вас денег), а проблемы целевой группы, той для которой предназначен проект. Объем раздела проекта от 1 до 3 страниц.

Необходимо воспользоваться следующими «секретами»:

§ писать о проблеме необходимо так, как будто читающий впервые слышит о проблеме;

§ специальные термины разъяснять;

§ обязательно включать соответствующие статистические данные;

§ включать цитаты представителей власти (доноров), подтверждающих актуальность проблемы;

§ представлять обзор научных работ (таблицы, схемы, диаграммы – в приложение);

§ убеждать донора в том, что проблему можно решить (указать ресурсы, сроки, эффективность ожидаемого результата).

Внимание!!! Типичная ошибка заключается в том, что заявитель путает проблему с путями ее решения. Приведем пример [Как просить деньги]. В городе Череповце существует металлургический комбинат. Он загрязняет воздух, а когда ветер дует на город со стороны комбината, то жителям становится так трудно дышать, что хоть противогазы надевай.

Группа «зеленых» из Череповца считает, что проблема – это нехватка противогазов у населения подветренной части города. Радикалы из общественного объединения «Хранители Радуги» утверждают, что проблема в отсутствии больших пробок, которыми можно заткнуть вредоносные трубы. Менее радикальные экологи говорят, что проблема в том, как убедить руководство комбината поставить эффективные очистные фильтры. Но дело в том, что проблема во всех трех случаях одна: здоровью жителей города Череповца угрожают выбросы металлургического комбината. Все остальное – это пути решения проблемы.

Итак, в разделе «Постановка проблемы» коротко и конкретно описывается ситуация, требующая изменений; целевая группа, для которой проблема будет решена; последствия реализации проекта (иногда заявитель дает прогноз негативного развития ситуации).

Определить актуальную проблему не так-то просто. Если она лично не затрагивает заявителя, то можно предположить, что проблема не будет решена. В связи с этим, мы предлагаем провести контрольную проверку потребностей заявителя. Их можно определить, ответив для себя на следующие вопросы [18]:

§ Что я действительно хочу делать, иметь, чего хочу достичь?

§ В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?

§ Что в последнее время занимало мои мысли, тяготило или сердило меня?

§ На что я чаще всего жалуюсь?

§ Что создает мне больше всего забот?

§ Что заставляет чувствовать меня тревожно или напряженно?

§ Что меня больше всего расстраивает?

§ Что стало в последнее время меня раздражать?

§ Что я хочу изменить в моем отношении к самому себе?

§ На что у меня уходит слишком много времени?

§ Что мне очень сложно делать?

§ От чего я быстро устаю?

§ Как я мог бы лучше распределять свое время?

§ Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?

§ Другое…

Кроме этого, задайте себе другие вопросы (по отношению к этой проблеме):

§ Чего я хочу?

§ Что у меня есть?

§ Что не дает решить эту проблему?

§ Каким образом удерживается эта проблема?

§ Что из того, что я делаю, удерживает эту проблему?

§ Что представляют собой те результаты, которые я получал до сих пор?

§ Чему я научился на их примере?

§ Каковы мои предположения относительно проблемы?

§ Каковы мои предположения относительно вовлеченных в нее людей?

Эти вопросы помогут заявителю выявить структуру проблемы, а не искать виновных.

Цели и задачи проекта

Цели – это наиболее общие утверждения, как предполагающаяся возможность (например, создать службу мониторинга). Утверждения с трудом поддаются количественной оценке. Задачи – это конкретные, поддающиеся измерению, действия. Задачи всегда указывают на планируемые результаты. Результаты бывают количественными (выражаются через показатели или индикаторы) или качественными. Без выделения измеримых результатов трудно показать социальный эффект. Объем этого раздела проекта от 0,5 до 1 страницы.

Движение без цели – все равно, что путешествие без места назначения. Определив цель, заявитель устанавливает направление и получает возможность оценить, достигнута эта цель или нет.

Цель должна быть сформулирована без отрицаний: «Что вы хотите?» вместо «Чего вы не хотите?».

Цель должна быть конкретна (время, место, окружение). «Как вы представляете свою цель? В виде образов? Слов? Звуков? Чувств? Возможны комбинации слов, образов, чувств в представлении цели. Как вы узнаете, что достигли поставленную цель? Какими тогда будут слова, звуки, образы, чувства?»

Цель должна иметь отношение к тому, кто ее будет достигать, находится под собственным контролем индивидуума, им же инициируется и поддерживается. «Что вы сами собираетесь делать, чтобы ее достичь?», «Как это соотносится с другими вашими целями?», «Соотносится ли это с тем, чего вы хотите?».

Цель должна быть разделена на достижимые задачи. Распределите их по значимости: срочные и несрочные, важные и неважные, срочные и важные, срочные и неважные, несрочные и важные, несрочные и неважные. Концентрируйте свои усилия на срочных и важных задачах. Определите первый шаг, который необходимо сделать по направлению к цели, насколько он реален сейчас?

Цель должна быть реалистична. Какие способности и личные ресурсы вы используете для достижения цели? (Внешние – деньги, время, обучение, людей и т.п. Внутренние – способности, личные качества, здоровье и т.п.).

Цель должна быть экологична. Проверьте все последствия достижения цели. Как это повлияет на вашу жизнь? Даст ли вам хоть какие-нибудь преимущества недостижение цели? Как совпадают ваши цели с целями других? Есть ли между ними точки совпадения?

Приведем пример формулирования цели: «С целью формирования гражданско-патриотической позиции «моя квартира – мой подъезд – мой двор – мой микрорайон – мой город» ввести в действие и обеспечить функционирование дворовой спортивно-игровой площадки для 1000 жителей микрорайона П. Октябрьского района г. Екатеринбурга к 15 августа 2008 года». Функционирование спортивно-игровой площадки предусматривает:

§ объединение усилий ЖЭУ, ТСЖ, жителей домов, детско-подросткового клуба по месту жительства, образовательных учреждений общего и дополнительного образования, представителей деловых структур микрорайона;

§ разновозрастное взаимодействие поколений: «детство – молодость – зрелость – мудрость»;

§ организацию жизнедеятельности с учетом ритма жизни, учебы, работы и отдыха жителей в течение дня, недели, месяца, года;

§ свободную и специально организованную деятельность разных групп жителей по проведению этнических, спортивных, познавательных, праздничных, игровых и др. действий;

§ взаимодействие с другими дворовыми спортивно-игровыми площадками района и города.

Методы решения проблемы

Объем данного раздела проекта составляет от 1 до 4 страниц. Здесь описываются мероприятия (виды деятельности), которые необходимо осуществить для получения результатов с помощью запрашиваемых ресурсов:

§ что будет сделано?

§ в какой срок?

§ кто будет делать?

§ в какой последовательности будут осуществляться действия?

§ какие ресурсы будут привлечены.

Внимание!!! Помните о логической цепочке: «проблема – цель – задача – метод – ресурс – результат».

Оценка и отчетность

В этом разделе заявителюнеобходимо оценить возможную эффективность работы в целом:

§ насколько могут быть достигнуты цели проекта;

§ как изменится ситуация, описанная в разделе «Постановка проблемы», по окончании проекта;

§ каков может быть положительный или отрицательный эффект;

§ насколько надежно подобраны методы и средства;

§ какие факторы могут способствовать успеху, какие мешать достижению целей.

Внимание!!! В этом разделе заявитель указывает, как будет выполняться контроль над ходом реализации проекта; кто и какую информацию будет собирать; в какие сроки информация будет оформляться и т.п.

Содержание и порядок предоставления отчетов оговариваются в договоре, заключаемом с донором при получении гранта. Грантодатель указывает сроки и свои требования к отчету (например, 1 раз в квартал, полугодие или год). Публикации, карты, фото – видео – альбомы, отзывы используются как отчетные материалы. Объем данного раздела проекта может быть от 0,5 до 1 страницы.

Бюджет или смета расходов

Это самая главная часть проекта. Бюджет просматривают все. В этой части проекта необходимо учесть все, на что заявитель будет тратить ресурсы, а так же основные факторы, влияющие на размеры расходов.

Бюджет проекта должен быть обоснованным. Это означает, что затраты на оборудование и административные расходы должны быть действительно необходимы для осуществления проекта, а не рассчитанными из общих нужд заявителя. При получении проекта Экспертный совет конкурса в первую очередь обращает внимание:

§ на общую стоимость проекта,

§ запрашиваемые средства,

§ вклад самой организации в расходы по его реализации,

§ привлеченные средства спонсоров и т.д.

При составлении сметы расходов необходимо конкретизировать долю заявителя в стоимости проекта. Она может находиться в разных статьях расходов бюджета: оплате труда, аренде помещения, которое будет использовано в процессе реализации проекта, расходных материалах, транспортных расходах и т.д. Естественно, что все эти расходы напрямую связаны с реализацией заявляемого проекта, но очень часто не учитываются при составлении его бюджета. Если эти неизбежные траты не будут профинансированы грантодателем – либо по условиям конкурсов, либо по условиям самого грантодателя – то руководителю проекта проще будет распределить свои финансовые ресурсы по этим статьям расходов.

По условиям некоторых конкурсов не финансируется оплата труда персонала, который будет выполнять работу по проекту, но финансируется оплата услуг консультантов, работающих по договорам. Следовательно, оплата труда руководителя заявляемого проекта, с учетом процента его занятости в проекте, должна быть учтена как имеющиеся или собственные средства. Со штатным бухгалтером, работа которого не может быть оплачена из средств гранта, можно заключить договор на услуги бухгалтера проекта.

Представим, что заявитель имеет помещение для реализации проекта, причем в нем был только что произведен капитальный ремонт за свой счет именно с целью реализации проекта, на который требуются запрашиваемые средства. Эти затраты также можно отнести к имеющимся или собственным средствам. Кстати, это докажет состоятельность заявляемого проекта. В последнее время многие конкурсные программы не включают финансирование аренды помещения. К этому нужно быть готовым.

Заявитель имеет телефон, факс, компьютер с выходом в Интернет, использование которых необходимо для реализации проекта. Оплата услуг связи и коммуникаций может быть отнесена на счет средств как имеющихся, так и запрашиваемых. Как правило, сумма эта невелика, но при выделении небольших грантов может играть существенную роль. Необходимо также оценить возможность частичной или полной оплаты транспортных расходов или использования оборудования и т.д.

Рассмотрим наиболее распространенную в разных конкурсных программах структуру бюджета проекта, состоящую из трех основных разделов:

§ оплата труда,

§ основные прямые расходы,

§ непрямые или косвенные расходы.

Планируя бюджет, необходимо еще раз внимательно прочитать разделы «Цели и задачи» и «Методы выполнения проекта», чтобы определить, на что должны расходоваться средства и какие факторы будут влиять на размеры расходов.

Оплата труда. Очень часто этот раздел называют «Индивидуальная финансовая поддержка». В него входят все расходы по оплате труда штатных сотрудников заявителя, которые будут заняты в проекте, а также расходы по оплате договорных услуг, например консультантов. Сюда же входят все затраты, связанные с выплатой налогов и других обязательных отчислений, как штатных сотрудников, так и сотрудников, работающих по договорам.

Практика подаваемых на конкурс проектов показывает, что наиболее реальным представляется вариант расчета, в котором указана процентная занятость работников в проекте. Непосредственные исполнители проекта могут быть заняты все рабочее время, то есть расчет суммы их заработка можно производить на 100% занятости.

По условиям гранта руководитель проекта может расходовать средства гранта на оплату труда исполнителей. Они могут работать как на постоянной основе, так и временно. При расчете этого раздела следует учесть тот факт, что в случае получения гранта выплаты производятся по частям, причем вторая и последующие части выплачиваются только после получения подробного отчета о расходовании первой части грантовых средств. Распределять фонд оплаты труда следует так, как это необходимо для осуществления проекта.

В графу «Имеющаяся сумма» включены средства либо заявителя, либо полученные из других источников (например, от другой организации, предоставившей в проект по договору своих сотрудников). Сюда же можно включить средства и услуги, предлагаемые на безвозмездной основе, т.е. добровольно. При этом в комментариях к бюджету поясняется, что это стоимость услуг добровольного труда, оказанных безвозмездно.

Оплата труда. Зарплата и гонорары могут быть оформлены по следующей схеме:

Количество работников

Должность

Помесячная зарплата

Процент рабочего времени по проекту

Продолжительность работы

Полная сумма

Имеющаяся сумма

Требуемая сумма

Консультативные и контрактные услуги (выплаты консультантам, нанятым по договору; бухгалтеры, эксперты, программисты, технологи, преподаватели и др.)

Количество консультантов

Должность

Оплата часа (дня)

Количество часов (дней)

Полная сумма

Имеющаяся сумма

Требуемая сумма

Пособия и налоги

Наименование налогов и пособий (отчисления в пенсионный фонд; обязательная медицинская страховка; отчисления в фонд занятости; соцстрах; транспортный налог);

Процент отчислений;

Сумма.

Основные прямые расходы.

К ним относятся помещение и коммунальные услуги (стоимость используемых помещений, эксплуатационных расходов, страховка, ремонт, плата за телефон).

Аренда и покупка оборудования (оборудование, мебель, копировальные аппараты, факс, автомобиль, приборы, снаряжение, доставка оборудования, установка и др.).

Расходные материалы (канцелярские принадлежности, расходы на публикации результатов и подписку, почтовые расходы).

Командировочные и транспортные расходы (стоимость билетов туда и обратно, суточные, непредвиденные расходы, проезд к месту работы).

Прочие расходы (оплата конференций, совещаний, рабочих семинаров, печатных материалов, рекламы и объявлений, стоимость телефонных переговоров и др., т.е. все то, что не вошло в предыдущие статьи расходов).

Непрямые расходы (накладные расходы как процент от общего фонда оплаты труда или от всех прямых расходов – износ основных фондов, амортизация капитального оборудования, оплата труда административных работников, общие коммунальные расходы, разовые приобретения, например, компьютер, с указанием достаточности средств и условий использования его надлежащим образом).

Бюджет проекта обычно оформляется в виде таблицы с обязательным указанием результирующих цифр по стоимости всего проекта. Правильность расчетов увеличивает шансы заявителя на положительное решение грантодателя. Важно также проверить соотношение имеющихся и запрашиваемых средств, соответствие подготовленного бюджета условиям конкурса. Необходимо быть готовым к тому, что в случае выделения финансовой поддержки придется уточнять бюджет в сторону уменьшения.

Внимание!!! Следует внимательно изучить цены и налоговое законодательство, особенности финансовой отчетности, принятые в данный момент.

Вот примерный перечень статей расходов и требующихся ресурсов:

люди: штатные работники + эксперты + консультанты + контракты с другими организациями;

оплата труда: зарплата + стоимость контрактных услуг + налоги + уровень инфляции;

помещение: оплата аренды (покупки) + коммунальные платежи;

транспортные и командировочные расходы: цена билетов на автобус, поезд, самолет + суточные + цена жилья в гостиницах + непредвиденные расходы + уровень инфляции;

оборудование: цены + цена расходуемых материалов + уровень инфляции;

отчет: оплата редактирования + оплата печати + оплата перевода (если иностранный донор);

рассылка и связь: почтовые расходы + расходы на телефон, факс, электронную почту.

Справка. Налоги в 2008 году:

начисления в пенсионный фонд (НПФ) – 20 % (6 % в федеральный пенсионный фонд; 14 % составляет страховая часть для граждан сроком рождения до 1966 года. Гражданам после 1967 года рождения отчисляется 6 % в федеральный пенсионный фонд; 8 % в страховой фонд, 6 % в накопительный фонд);

обязательная медицинская страховка (ОМС) (федеральная страховка – 1,1 %; территориальная страховка – 2 %);

социальное страхование – 2,9 %;

налог на доход физических лиц (НДФЛ) – 13 %;

налог на добавочную стоимость (НДС) – 18 %.

Для коммерческих организаций при общей системе налогообложения дополнительно определяется:

налог на имущество – 2,2 %;

на прибыль – 24 % от прибыли;

на несчастный случай – 0,3 %.

Приложения

Проект включает Приложения. В каждом Положении о конкурсе существует свой перечень документов и материалов, которые должны быть представлены в Приложении. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Письма поддержки могут быть очень полезны для проекта. Правильно составленные, они служат дополнительным подтверждением серьезности намерений заявителя осуществить проект и решить насущную для общества проблему. В письме-поддержке содержится обращение к конкретному грантодателю в соответствии с темой заявляемого проекта. Письма должны подаваться на конкурс в одном пакете с заявкой и проектом. Приветствуются письма поддержки от местных органов власти, которые могут оценить социальную значимость заявляемого проекта, а также от специалистов проблемной области. Такие письма указывают на то, что деятельность заявителя направлена на решение реальных и актуальных проблем, что он является представителем активной части общества.

Аннотация проекта. Это краткое описание сути проекта. Аннотацию может потребовать грантодатель. Для того чтобы ее написать, автору проекта необходимо из содержательной части проекта выбрать наиболее яркие фразы, отражающие актуальность проблемы, цели, основные задачи, способность заявителя выполнить проект. Объем аннотации – не более 5 предложений, максимум – полстраницы.

Сопроводительное письмо. В нем должны быть перечислены все документы, представленные в пакете, с указанием страниц.

Убедительное резюме.Резюме должно включать в себя информацию, которая необходима для ответа на вопрос: соответствуют ли знания, опыт и навыки заявителя той работе, которой ему предстоит заниматься в данном проекте? В нем должно быть выделены имя, отчество и фамилия заявителя, адрес и контактные телефоны, а также отражены как уровень образования с указанием приобретенной специальности, так и история трудовой деятельности. Имя и контактную информациюследует размещать вверху страницы над текстом.

В резюме полезно включить все (даже незаконченные) случаи обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, наименование полученной специальности, название и адреса образовательных учреждений.

В разделе «опыт работы» следует не просто перечислять этапы своей карьеры и занимаемые должности, а подчеркнуть свои достижения. Ниже приведен пример неграмотного описания должностных обязанностей: «Отвечал за сбор средств и стратегическую разработку по нескольким программам». Вот пример более удачного резюме: «Разработал и осуществил инновационный подход в работе по поиску финансирования, что привело к увеличению ежегодного уровня финансовых поступлений от различных источников на 60% и к появлению пяти новых программ, включая трехгодичную программу по организации досуга школьников, стоимость которых полностью финансировалась местными бизнесменами и предпринимателями».

При составлении резюме желательно использовать глаголы в активной форме, чтобы отразить и измерить достижения. Самые последние должности (виды деятельности) следует размещать в начале каждого раздела и затем отражать информацию в обратном хронологическом порядке.

Резюме может также включать и другую информацию, например,

§ о наградах и премиях, о публикациях, званиях, Почетных знаках, грамотах и датах их присвоения;

§ руководящие должности, занимаемые в прошлом, членство в комитетах, советах и прочее с указанием периодов;

§ членство в профессиональных организациях с указанием периода;

§ список публикаций с указанием названий, издателя и даты издания.

Резюме, прилагаемое к заявке, должно быть точным, отражать сегодняшнюю ситуацию и соответствовать заявляемым целям и задачам проекта. Иными словами, оно должно убедить финансирующую сторону, что руководители и исполнители проекта, как и привлекаемые консультанты, обладают всем необходимым и достаточным для того, чтобы эффективно выполнить поставленную задачу.

Каждый из разделов резюме должен быть выделен, и легко читаться. Следует избегать длинных, многословных описаний. В каждом разделе необходимо использовать способы форматирования текста (абзацы, разбивку и т.п.) для облегчения чтения. Форматировать резюме надо таким образом, чтобы оно поместилось на одной, в крайнем случае, на двух страницах.

Выдержки из методического пособия

«Социальное проектирование

В работе с молодежью»

Г.А. Гриценко

Екатеринбург

ББК Ч421.42

УДК 371.125

Г 85

Рецензенты:

Бедулева М.А., доцент кафедры социологии и социальных технологий управления УГТУ (УПИ), к.ф.н.

Шабурова Е.С., начальник научно-методического отдела ОГУ УИОЦМ.

Г 85 Гриценко Г.А.Социальное проектирование в работе с молодежью: методическое пособие. – Екатеринбург: ОГУ УИОЦМ, 2008. – 160 с.

Методическое пособие содержит теоретические и методические материалы по разработке, написанию и оформлению социальных проектов. В пособии описан опыт научно-методического отдела ОГУ УИОЦМ по организации проектировочной деятельности молодежи Свердловской области.

Методическое пособие адресовано работникам сферы молодежной политики, лидерам общественных объединений, студентам факультетов, получающих профессиональное образование по специальности 351800 «Организация работы с молодежью», педагогам дополнительного образования детей.

Технический редактор Кондрашов Р.В.

ББК Ч421.42

УДК 371.125

Г 85

ã Г.А. Гриценко

ã Уральский государственный

педагогический университет, 2008.

Уральский информационно-образовательный центр молодежи, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….4

1. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ………………………………………………....5

2. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ…………………………………………………...13

3. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

3.1. Сущность технологии социального проектирования ..18

3.2. Классификация социальных проектов…………………25

3.3. Технология программно-целевого проектирования…..27

3.4. Методика социального проектирования……………….36

3.5. Достоинства и недостатки проектировочной

деятельности……………………………………………..53

ВВЕДЕНИЕ

Целью государственной молодежной политики в современных условиях является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

Социологические исследования в Российской Федерации и Свердловской области свидетельствуют о том, что молодые люди, в основном, удовлетворяют свои индивидуальные, жизненно необходимые потребности. Однако требование времени другое – есть острая необходимость вовлечения молодежи в социальную практику и развитие ее созидательной активности [19].

Формирование созидательной активности молодежи – процесс длительный и трудоемкий. Одним из действенных методов формирования созидательной активности признается метод разработки и осуществления социальных проектов.

Социальное проектирование – относительно новое явление для нашей страны. Это такое «социальное средство», которое способствует формированию умений целеполагания, нахождения оптимальных путей достижения сформулированных целей, эффективного использования доступных ресурсов. Социальное проектирование способствует развитию умений определять потребности людей, реальный спрос на рынке товаров и услуг, описывать исходное и желаемое состояние объекта, определять процессы изменения состояния объекта, оценивать результаты своего труда.

Процесс проектирования представляет собой гибкую модель развития мышления, формирования умений программирования деятельности, организации взаимодействия субъектов общественных отношений. Десятилетний опыт социального проектирования в Свердловской области показывает – молодые люди приобретают в процессе проектирования и реализации проектной идеи интегративный опыт социальной и деловой ответственности. Объектом ответственности могут быть другие люди, будущие поколения, общности, животные, окружающая среда и т.п. Социальное проектирование можно считать системообразующим фактором социализации и самореализации молодежи, самостоятельного решения их собственных проблем. Привлекательность этого метода состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом и в ходе реализации проектной идеи у молодежи развиваются организационные и рефлексивные способности.

Наши рекомендации